Киплинг, Маршак, Жалдак и обучение вопросам

Пишу я часто в особом жанре – мнемонические стихи. Это, в общем, и не стихи, а рифмованный учебный текст, а иногда и просто последовательность слов, которую благодаря стихотворной форме легче запомнить. Особо ценным, на мой взгляд, был стих на запоминание последовательности сокращенных вопросов. Посмотрел я, что Аристотель назвал категориями: «какой», «сколько», «где», «когда». Категории – это самые общие понятия. Через них все определяется. Потрудился десяток лет, над «Наукой логики» Гегеля. Категории этой книги передал по возможности такими вопросами. Для детей составил из таких коротких вопросов стих для запоминания. Образцом для этого был перевод С. Маршаком стихотворения Киплинга:

«Есть у меня шестерка слуг
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где».

Последовательность вопросов здесь явно неправильная. Сначала надо ответить на вопрос «Что?» и после этого спрашивать: «Как?». Спросите кого-то: «Как?». Скорее всего вас спросят: «Что как?»
Подлинный отрывок стиха Киплинга, который перевел Маршак:

I keep six honest serving-men
(They taught me all I knew);
Their names are What and Why and When
And How and Where and Who.

Мой перевод тех же строк стиха с соблюдением последовательности вопросов, данной в подлиннике:

Чтоб что-то знать, шесть верных слуг есть у меня на то
Их имена: Что, Почему, Когда, Как, Где и Кто.

Где, правда, не на должном месте.  А в названии телепередачи «Что? Где? Когда?» - на подходящем месте. Пространство узнаётся раньше, чем время.
Несерьезно думать, что маленькому вопрошалке должна служить только шестерка слуг. В родном языке их намного больше, даже в книге я их не все охватил. Но я позвал их, вместо шести, примерно двадцать четыре. Поставил их в нужном порядке в своем стихе (восемь нижних строк) и отправил на службу детям:

Когда не знаешь, что решить,
Не опускай свой нос!
Ответ попробуй получить
На каждый свой вопрос:

Есть, о чем речь, иль нет его?
Какое? Что и сколько?
При, в чем? Насколько таково?
Где? От и до по сколько?
Лишь как бы? От и из чего?
Когда? Чем? Как? К чему?
При ком? Кто? С кем и от кого?
Зачем? За что? Кому?
 
Этот рифмованный перечень вопросов сделал припевом в тексте песни «Друг  вопрос», и опубликовал его с «Комментарием к припеву», в котором перечисленные вопросительные слова разворачиваются в полные логические формы вопросов [1].
Лет двадцать успешно использовал такой стих-перечень вопросов в преподавании. Включил его в учебные пособия и в лекции. Рецензенты – доктора, профессора рекомендовали эти пособия. В пособиях для каждого вопросительного слова или выражение популярно указано, какую категорию мышления оно выражает и какая полная форма вопроса ему соответствует. В этой форме на место местоимений подставляются названия того, о чем нам надо спросить. Получаются содержательные вопросы. На вопросы даются ответы. Из ответов составляется связный рассказ о нужном предмете. Студенты-экономисты заучивали такой стих на зачет. Зачем это экономистам, показывает старый анекдот о двух работниках. Вариантов его не менее трёх, суть общая. Один спрашивает хозяина, почему за более легкую работу другому плата больше. Хозяин в ответ посылает одного, потом другого узнать, что там вдалеке едет. Один бегает до пота за ответом на каждый очередной вопрос хозяина. Другой сам поставил все нужные вопросы, вернулся и рассказал ответы, или к тому же предложил или совершил выгодную сделку. Хозяин задает риторический вопрос тому, кто его спрашивал, понял ли он, почему получает меньше, а другой – больше. Я прочитал такого рода анекдот в дореволюционном календаре. В нем чумак из Крыма вез соль. В Интернете прочитал такой анекдот о перевозке сена [2]. Есть и иные варианты.
Читатель может поупражняться с известной ему версией  указанного анекдота и выяснить следующее. На какие вопросы из моего стиха в анекдоте даны явные ответы? Какие вопросы не ставились, так как ответ на них был в прямом наблюдении? Какие вопросы не указаны или не точно указаны в стихе, но ответы на них даны в анекдоте? По указанной форме сочините свой подобный анекдот, чтобы в нем шла речь о каком-то другом деле.
 Студенты отделения начальных классов по моему стиху учили детей ставить вопросы и из ответов составлять связные содержательные рассказы. Чтобы, когда станут взрослыми, умели не ждать вопросы от начальника, а сами могли правильно ставить их и находить ответы.
Как вы увидели, в стихе Киплинга, в переводе Маршака и в моем стихе – одно и то же –  перечислены вопросы для познания. В моем перечне только вопросов больше и  порядок следования обоснованнее. Так я по профессии философ и специально этим занимался. Опирался на Аристотеля и Гегеля.
С моим другом профессором А. А. Захаровым мы обсуждали применение этого списка вопросов для более осмысленной организации рекламы и т. д. [3]. Некоторые успешные предприниматели заявляют, что их успех зависел от умения ставить вопросы. Да и упомянутый старый анекдот о двух работниках – об этом. Так что правильно, обоснованно ставит вопросы, полезно.
Дети учатся говорить у взрослых. Слушают при этом, как взрослые спрашивают и отвечают, и перенимают. При этом дети учатся правильно понимать и употреблять и логические слова языка, в том числе вопросительные. Получается лучше или хуже. Обычно такое обучение происходит без сознательного намерения взрослых, спонтанно. Могло бы быть лучше, если бы взрослые могли сознательно, целенаправленно систематически помогать детям ставить вопросы. Взрослые теряют детскую восприимчивость к логическим средствам родного языка. На заседании кружка местных любителей литературы хотел помочь женщинам  в кружке обучать детей постановке вопросов. Дал на обсуждение свой рифмованный набор вопросов. Реакция мужчин-авторитетов группы была, мягко говоря, неожиданной. Понял, что «Сюда я больше не ездок…». На вкус, цвет и, как оказалось, на использование стихотворной формы товарищей нет. Как оказалось, не всякий взрослый, даже из как бы занимающихся инженерией человеческих душ и развитием культуры  русской речи, способен сознательно помогать, или хотя бы не вредить в этом.
В вопросе выражается знание о том, чего человек не знает, но хочет узнать. В вопросах выражаются конкретные познавательные потребности людей. Без них познания нет. Потому и занимался исследованием вопросов и ответов. Решал и педагогическую проблему. Студенты и аспиранты, которые не обучены в детстве правильно и последовательно ставить вопросы, недостаточно умеют это делать и в научной работе. 
Здравомыслящие взрослые, которые в это сложное время хотят сознательно помочь развитию познавательных способностей детей постановке вопросов во время наибольшей восприимчивости, т. е. с дошкольного возраста, могут воспользоваться моими учебными пособиями [ 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Вначале надо осваивать с ребенком одну-две формы вопроса за занятие в порядке, указанном в стихе. Занятия могут быть игровыми. Пример – телеигра «Устами младенца». Ее смысл – ребенок говорит, какой предмет он задумал, а взрослый должен определить, что это.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Практическая философия в стихах / Н. Н. Жалдак. – Москва : Издательские решения, 2020. – 128 с. – URL :  2. Старый анекдот о двух работниках. – URL : https://alex-levitas.livejournal.com/203181.html
 3. Жалдак Н. Н. Захаров А. А. Вопросы и реклама. – URL :
 4. Логические слова – малышам : Пособие для родителей и воспитателей младших дошкольников / Н. Н. Жалдак. – Белгород : ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2020. – 32 с. –  URL: 
 5. Логические средства русского языка : Тетрадь по логике для младших школьников / Н. Н. Жалдак. – Белгород : ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2020. – 32 с. –  URL: https://zhaldak.ucoz.ru/_ld/0/31_2020___________.pdf
 6. Обучение логичности : Учебное пособие для отделений дошкольного обучения, начальных классов и коррекционной педагогики вузов и колледжей / Н. Н. Жалдак. – 4-е изд-е, испр. и доп. – Белгород : ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2020. – 136 с.
 7. Формы задач для развития логичности мышления / 3-е изд е, испр. и доп. / Н.Н. Жалдак. – Белгород : Литературный караван, 2022. – 232 с.
 8. Составление задач для целенаправленного формирования логичности мышления : Учебное пособие для высших и средних педагогических учебных заведений / 4-е изд-е, испр. и доп. / Н.Н. Жалдак. – Москва : Издательство Ипполитова, 2022. – 268 с.
 9. Жалдак Н. Н. Познавательная логика вопросов и ответов. Белгород : ЛитКараВан, 2010. – 104с.


Рецензии
Уважаемый Николай Николаевич!

Я знаком с Вашими работами по логике.
Рад был найти ещё Ваши стихи (узнал об их существовании на сайте Белгор. университета)
Считаю опубликованное Вами здесь исключительно полезным и интересным.
Я на этом сайте тоже публикую разные стихи.
Под псевдонимом Бенедикт Тризкин менее серьёзные, но в том числе учебные.
Желаю Вам продолжения Вашей нужной и благородной деятельности.

В.А. Филимонов
Омский филиал Ин-та математики СО РАН

Вячеслав Филимонов   01.01.2023 18:29     Заявить о нарушении