Возвращение домой Розамунды Пилчер

После чудесного зимнего романа "В канун Рождества", который строго следует канонам святочного рассказа, я взялась за "Возвращение домой" Розамунды Пилчер в предвкушении приятного, доброго и, что называется, духоподъёмного чтения, с героями-патриотами и семейной идиллией.

И всё это в романе есть: Англия накануне и во время Второй мировой войны, девочка-подросток, которая на глазах взрослеет и становится женщиной, семейные кланы, причём от аристократов до лавочников и шахтёров. Фирменный пилчеровский финал, когда все хорошие герои вознаграждены за свою хорошесть. И всё это описано подробно, с огромной любовью к деталям быта тех времён. Как бы энциклопедия английской жизни с 35 по 45 год прошлого века.

Но, как это бывает частенько, достоинства романа становятся его же недостатками: слишком уж подробны все эти бытописания, слишком уж пристальны все эти взгляды автора, слишком сильно её желание обрисовать всё, ничего не упустить. И за любованием деталями теряется смысл повествования, деталь начинает довлеть. В результате на 2000 странице я сдалась: просто начала пролистывать всё, не относящееся напрямую к сюжету.

При этом не могу сказать, что я люблю экшн и мне непременно нужны действия героев. Нет. У Байетт, например, в "Живой вещи" я с огромным удовольствием читала длинные пассажи, как бы не относящиеся к делу, но настолько увлекательные – о цвете, о художниках, о материнстве.

Здесь же скрупулёзные описания аристократического поместья и шахтёрского коттеджа вплоть до утвари и деталей интерьера, свадебной церемонии и каждого блюда накрытого к обеду стола мне были просто неинтересны. Наскучили. А ещё жутко раздражала прямолинейность в описании героев: положительные во всём хороши, отрицательные всем плохи. Читатель, воспитанный на прозе, заставляющей оценивать героя в совокупности его поступков, будет несколько разочарован.

Но не всё так плохо, на самом деле. Достоинств и недостатков тут поровну)

Итак, завязка. Девочка-подросток переходит из обычной школы в школу-пансион, потому что её мама и младшая сестра уезжают в Коломбо к отцу, который там работает. Обычное дело для Англии с её колониями по всему миру. Но вот тут завязывается очень небанальный сюжет: Джудит не только находит себе друзей и покровителей, она в свои 14 справляется и со смертью близкого человека, и с насилием, и со многими другими искушениями и трудностями. Характер героини действительно сильный, и он формируется на наших глазах под воздействием обстоятельств.

Это и роман воспитания, взросления, и панорама жизни Англии в сложные предвоенные и военные годы. Но главная линия, безусловно, любовная: героиня взрослеет, влюбляется и переживает все обычные девические потрясения вместе со своей ближайшей подругой Лавди и другими героями романа. И в конце концов учится разговаривать, обсуждать и прояснять обстоятельства напрямую, без намёков и догадок.

Следить за всеми многочисленными героями действительно увлекательно, автор проводит нас и через неразделённую любовь, и через взаимную, но очень запутанную, причём всё это на фоне потерь и ужасов войны. Очень подробно описаны патриотические устремления героев, их готовность умереть за родину и быть со своей страной в горе и страданиях.

Мы довольно мало знаем о событиях Второй мировой на японском фронте, о захвате Сингапура и лагерях в Японии, о том, как восприняли англичане бомбардировку Хиросимы. С этой точки зрения было и правда полезно взглянуть на эти страницы истории глазами юной англичанки, сотрудницы военного ведомства.

Но, безусловно, вишенкой на этом торте стали последние страницы романа – рассказ о послевоенной жизни, когда вроде бы ужасы войны были позади, но она всё ещё отзывалась горем и страданиями, неустройством и скудостью быта, а главное, теми психологическими травмами, которые в те годы так даже не назывались.

Завершается история Джудит в канун Рождества, как любой святочный рассказ, трогательно и мелодраматично. Это во многом искупает указанные выше недостатки. И если вы любите долгие и обстоятельные женские романы со счастливым концом, то это точно книга для вас.


Рецензии