Такая математика

(Геометрическая поэма для детей дошкольного и школьного возраста)

***
Жил да был не первый век
Необычный братик,
Как квадратный человек,
Фигурка-квадратик.

Да, он был совсем квадрантным,
Но одновременно,
Был весёлым, был приятным,
Добрым непременно.

Он с квадратной головой
И с квадратным телом,
Мальчик клёвый, деловой,
Да к тому же смелый!

У него везде квадрат –
Шея, руки, ноги,
Душой красив он и богат,
И любит диалоги.

Он оставляет за собой
Смеясь, навеселе,
Своей квадратною ступнёй –
Квадратный след в земле.

И у квадрата знаешь что?
Четыре стороны!
И если их измеришь то,
Все стороны равны!

А углы прямы у брата
Так же все четыре,
И квадратнее квадрата
Нету в целом море!

Вы спросите: !»А где живут
Квадрантные квадратики?»
Да в геометрии, вот тут –
В разделе математики!

***
И вот однажды он гулял
Пешком по школьной парте,
И там коллегу повстречал,
Который был в азарте.

Шёл треугольник на пути,
Он был совсем иным,
И как его не покрути,
Казался он смешным.

А следом шли другие два,
Все трое - треугольники,
Отличия найдут едва
Детсадовцы-дошкольники.

Чтоб стали умными детишки,
Багаж свой увеличили,
Сейчас узнают ребятишки,
В чём у них различия.

Разносторонний треугольник –
Имеет он три стороны,
И это знает каждый школьник,
Разной все они длины.

Равносторонний треугольник –
И у него три стороны,
И это знает даже дворник,
Все одинаковой длины.

А равнобедренный другой –
Две стороны длины одной,
А третья будет не такая,
Короче, длиньше, ну, любая!

Так друг за другом шли они,
Шли мимо квадратика,
Да, треугольники сложны,
Такая математика!

***
Без математики никак,
Повсюду математика,
И этот подтверждает факт 
Прогулка квадратика.

Зайдя в учебник, невпопад,
Он там увидел, вдруг,
Не треугольник, не квадрат,
А настоящий круг!

От удивленья наш квадрат
Стал сам похож на круг,
Он вроде видеть его рад,
Но что это за друг?

Не видно у него сторон,
Однако есть одна,
Окружностью дивился он,
Дугой была она,
Но нет начала, нет конца,
И нет совсем углов,
Вот как в цепочке у кольца,
Вот так всё у кругов!

Круг очень удивителен
Для нашего квадратика,
Однако восхитителен,
Такая математика!

***
Любопытный наш квадратик,
Математики герой,
Сам совсем не математик,
Он лишь часть науки той.

С парты слез – залез на доску,
И на школьной на доске,
Встретил он кого-то в слёзках,
Это ромб грустил в тоске.

Наш квадратик-весельчак,
К ромбу подбежал,
Посмотрел и так, и так,
И ромбику сказал:

«Вот у тебя, как у меня,
Есть все четыре стороны,
И у меня, как у тебя,
Все одинаковой длины.

Но только у тебя углы –
Есть острые, тупые,
А у меня углы – орлы,
Все четверо прямые.

Но противоположные
Углы у нас равны!»
Вопросы эти сложные,
Но знать мы их должны.

«Скажи мне, грусти повелитель,
Если хватит сил,
Тебя наверное учитель
Мелом придавил?

Ты был квадратом, но под прессом
Превратился в ромб,
Отсюда слёзы, грусть и стрессы»,
Молвил правду в лоб!

«Ты знаешь ромб, я очень рад,
Что схожи мы с тобой,
Ты, ромб, был в прошлом квадрат
С квадратною судьбой!

Все свойства ромба, верь – не верь,
Имеет и квадрат,
Ты спросишь: «Ну, и что теперь?»
А то, что я твой брат!

Давай гулять с тобой вдвоём,
Давай с тобой дружить!
Давай мы, наконец, поймём,
Что так прекрасно жить!»

И вот они уже вдвоём,
Как два родные братика,
Идут себе к углу углом,
Такая математика!

***
Исчез квадрат, пропал и ромб,
Куда же братьев дели?
Они устроили экспромт –
К ученику подсели…

Не волнуйтесь! Всё в порядке!
Учат математику!
В ученической тетрадке,
Есть сюрприз квадратику!

Ромбик тоже удивится,
Повстречав фигуру,
Стоит только появиться
С другом-балагуром!

В ученической тетрадке
Жил один негодник,
Его имя, если кратко –
Звать прямоугольник.

На квадрат он был похож,
Как у стула ножки,
И на ромб похож он тоже,
Но совсем немножко.

Наш квадрат заговорил:
«Привет, прямоугольник!
Что в тетради позабыл
Школьников невольник?

Я очень рад и ромбик рад,
Что братья мы с тобой!
Ты тоже в прошлом квадрат
С квадратною судьбой!

Посмотри же на меня,
Мы с тобой похожи,
Свойства те, что у тебя,
Все с моими схожи.

Твои стороны, те что
Противоположные,
Равнозначны на все сто,
И ничуть не сложные.

А углы совсем простые,
Здесь вопрос понятный,
Их четыре – все прямые,
Ты почти квадратный!»

Прямоугольник стал довольным,
«Как же это, брат?
Я был всегда прямоугольным,
А теперь – квадрат?»

Но квадратик продолжал:
«Понимаешь, что…
Видимо ты сам не знал,
Как случилось то!

Тебя будто кто-то взял,
Потянул за бок,
Растянул, но не порвал,
Возможно педагог.

Так ты стал прямоуголен,
Вытянут в длину,
Просто тот, кто в том виновен,
Не признал вину.

Вот тебя и записали –
Быть прямоугольным,
Чтобы так тебя и звали
На уроке школьном!»

Этот странный разговор
Завершился тут же,
Заплясал фигурный двор,
Все фигуры дружат.

На доске им быть, в тетрадке,
Это их тематика,
Всех рисуют по порядку,
Такая математика!

***
Наш квадратик-фантазёр
Одурачил всех,
Он придумал это всё...
Вот же смех и грех!

Все фигуры сотни лет
Существуют в мире,
Изучал их Архимед
Ещё до нашей эры,
Аристотель, Демокрит,
Учёные большие,
Пифагор, Платон, Евклид,
И многие другие.

В математике фигур,
Тьма разнообразная,
Разных форм они, текстур,
Но каждая – прекрасная!

А сегодня ты узнал
Пять простых фигур,
Если не запоминал
И немного хмур,
Повторю ещё разок,
А ты, запоминай!
И как утренний цветок,
Сразу расцветай!

Круг, да ромб, да треугольник,
Да квадрат, прямоугольник,
Познакомьтесь, нате-ка,
Такая математика!

СПВ


Рецензии
Что не стих - то урок. Да ещё и в такой занимательной форме. Такая нескучная математика! ))

Виктория Гермес   15.11.2022 06:26     Заявить о нарушении