Поэт и Бог
Поэт - божественности вор,
Он тонких рифм плетёт ковёр,
Из ветхого кроит он новь...
Неужто, срифмовать "любовь?"
Слагает из глаголов гать
И ближнему мешает спать.
Смотри - в пылающий Восток
Он посадил больной цветок.
Поэт уснул, он в мире грёз,
Весь небосвод, шипами роз
Проколот, вылилась заря -
Порою, мы творим не зря.
А кстати, вот проснулся Бог,
ДремОту-Вечность превозмог,
Хотел идти на службу, но
К поэту заглянул в окно.
И видит: тот угрюм, лохмат,
Но вдруг поставил Богу мат!
Смешал фигурки Бытия,
И обновились ты и я.
Бог сразу закусил губу,
А на губе одно "бу-бу".
Ведь, как известно, Он ревнив
На поприще Вселенских Нив.
Поэту ставит Он в укор:
Ты красоту стащил как вор,
Стихи - цветение грехов,
Давай-ка, братец, без стихов.
Простор восхода побледнел,
И у доски не тронут мел.
На парте скомканный листок,
А в строках ток, а в строках ток.
Свидетельство о публикации №122111302911
Уже первая строфа отсылает к традиции русской поэзии, в частности, к Пушкину и его «Пророку». Если у Пушкина поэт — это пророк, которому дано «глаголом жечь сердца людей», то здесь поэт — «божественности вор», что звучит одновременно как вызов и как продолжение традиции. Он не просто передаёт божественное слово, он присваивает его, переосмысливает, делает своим. Образ «тонких рифм плетёт ковёр» вызывает ассоциации с Блоком и его «Незнакомкой», где поэзия — это ткань, сотканная из света, теней и звуков. Но если у Блока это ткань иллюзии, то здесь — ковёр, на котором разворачивается драма бытия. Строка «Из ветхого кроит он новь» отсылает к евангельскому «се, творю всё новое» (Откр. 21:5), но с важной поправкой: поэт не творит из ничего, он берёт старое, ветхое и переосмысливает его. Это напоминает нам о Мандельштаме, который писал: «Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам». Сцена с Богом — это, конечно, отсылка к библейскому сюжету о борьбе Иакова с ангелом (Быт. 32:24-30). Но если Иаков боролся с ангелом, чтобы получить благословение, то здесь поэт борется с самим Богом, чтобы отстоять своё право на творчество. Бог обвиняет поэта: «Ты красоту стащил как вор», — но это обвинение звучит почти как признание. Поэт действительно крадёт у Бога, но не из корысти, а из необходимости. Фраза «Стихи — цветение грехов» перекликается с Бодлером и его «Цветами зла». Поэзия здесь — нечто греховное, но именно поэтому прекрасное. Она — результат падения, но одновременно и искупления. Ну и финал стихотворения — «На парте скомканный листок, / А в строках ток, а в строках ток» — вызывает ассоциации с Маяковским и его «Облаком в штанах», где поэзия — это электрический разряд, взрыв, который меняет мир. В связи с вышесказанным возникает вопрос , что такое искусство: грех или спасение, воровство или дар?
Это стихотворение — не просто размышление о природе творчества, это диалог с классиками. Оно говорит о том, что поэт — не просто созерцатель, а бунтарь, вор, грешник, но именно поэтому он необходим. Он напоминает нам, что мир можно изменить, что даже в самом ветхом можно найти новь. И в этом его божественность. И, возможно, ответ где-то посередине. Искусство — это то, что делает нас людьми, даже если для этого приходится красть у Бога.
Дмитрий Куваев 05.02.2025 08:06 Заявить о нарушении
Олька
Оля Деваяни 16.09.2023 09:55 Заявить о нарушении
Оля Деваяни 16.09.2023 09:56 Заявить о нарушении
Оличка! «Порю, мы творим не зря.», там малюсенькая очепятка)) – «ПОРОЮ».
Исправь, когда у тебя будет время, моёликово замечание, можешь удалить…
А СТИХОТВОРЕНИЕ! – ОТЛИЧНОЕ!!! Ты – молодчина! Приветики!
Арина Батуренко 05.02.2025 00:51 Заявить о нарушении
Дмитрий Куваев 05.02.2025 08:07 Заявить о нарушении
Оля
Оля Деваяни 05.02.2025 09:36 Заявить о нарушении