Велемудрый жрец живописи

Так Репин в своей книге «Далёкое близкое» назвал Павла Петровича Чистякова (1832 – 1919). Воспоминаний   не оставил, зато оставил искрящийся светом и жизнью  портрет. Не будь Чистякова, вряд ли история живописи пополнилась бы именами его несравненных учеников: Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Василия Сурикова, Валентина Серова и Василия Поленова. Учились у него и Елена Поленова, Федор Бруни, Виктор Борисов-Мусатов, Генрих Семирадский, Дмитрий Кардовский и Василий Матэ.  Сын крепостных родителей из Тверской губернии, сам родившийся крепостным, но получившим волю на третий по рождению своему день, он был, по сути, русским подвижником.  Образование  получил академическое, да и сам впоследствии стал художником – академиком,  но  посвятил  себя  преподаванию. Начинал очень ярко – как исторический живописец, да и потом  рисовальщиком  был отменным, но весь свой талант перенаправил на воспитание учеников.  Своего рода  Станиславский от живописи, он создал свою педагогическую систему в изобразительном искусстве: учил не только рисовать, но и  чувствовать, наблюдать, видеть, мыслить.  «Да, система-то моя трудновата, не многие поняли ее — Серов, Савинский да племянница Варвара Баруздина  всего», – признавался он сам.
О нём ходили легенды, которые на слуху и сейчас. Гениальный Валентин Серов считал его выдающимся и единственным своим Учителем. Первое задание – нарисовать скомканный листок бумаги, брошенный на пол, – вызвало у юного ученика лёгкую насмешку, которая вскоре переросла в недоумение: справиться с заданием ему не удалось.
В городе Пушкине   есть Дом - музей художника, где жила его большая семья, где жил и умер он сам – великий русский мастер и учитель.


Рецензии