Фома и рана в боку

Прикосновение в византийской иконографии и гимнографии, тесно связанных, воспринимается евхаристично, а не как "растравление ран". На это таинственное событие может быть много взглядов. Часто фигура Христа решается на фоне закрытой двери - "крышки Ковчега", где принесена жертва умилостивления, и от бока Христа цветовыми пятнами риз изображены два потока - воды и крови. о.Георгий Флоровский давно писал, что Христос Воскресший навсегда знаменован Крестной смертью.
"Ковчег, хранящиеся в нем скрижали, его крышка, кропимая кровью во искупление грехов, — прообразовательный смысл всего этого состоял в том едином и единственном искупительном акте, который произошел на Кресте Христовом. Когда «исполнилось время» (Мк. 1:15), присутствие Бога в мире было явлено не на безжизненной «крышке очищения», но в живом Богочеловеке Иисусе из Назарета. Это Он стал новым живым «ковчегом» Нового Завета, заповеди которого были записаны уже не на каменных скрижалях, но вписаны в живое сердце. Не кровью невинного животного, но собственной кровью было окроплено страдающее на Кресте Тело Христово — высшая святыня Божественного присутствия в мире. Жертва Христова предназначалась не только для Израиля, но для всего рода Адамова, и свершилась она раз и навсегда во искупление не только грехов «по неведению», но всех грехов всех людей. Таков новый, истинный образ по отношению к его ветхому прообразу.
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)


"Икона Воскресения Христова исходит из идеи внутренней связи между Ковчегом Завета и Пасхой Христовой, изображая Христа стоящим на скрещенных вратах, которые изображают как гроб, так и капорет, крышку Ковчега в Ветхом Завете. Апостол Павел понимал Самого распятого Христа как живое и истинное "место искупления", на которое мог лишь предварительно указывать утраченный еще во времена плена капорет - крышка Ковчега (в Синод.переводе -"умилостивление")
Й.Р.
P.S. Также явления Христа Фоме и апостолам на фоне двери тоже нагружены типологией капорет, помимо явного отсыла к "дверем затворенным" - О.Дж.

Еще Христос здесь предстоит как Дверь, и как Капорет, и Открывающийся над крышкой Ковчега.
+++

Христос на фоне золотой двери затворенной - это Бог является Фоме на крышке Ковчега, и Фома вдруг становится выше Моисея, ибо видит Его и лицо, и даже раны. Он беседует с Фомой-Моисеем как с другом Своим, и сохранилась душа и жизнь Фомы. И апостолы-херувимы молча расступились, свидетели таинственной беседе. Здесь, на Крышке Ковчега Он открылся Фоме среди херувимов. Но Сам Он - крышка Ковчега, то непонятное в темных переводах "умилостивление", Он - Искупитель, Он - Господь и Бог, и Дверь, которой человек входит, и идет, и найдет пастбище Царства, полноту жизни, ликующий Покой субботы.

+++
И поток воды живой, повторенный очертаниями руки Фомы и голубым цветом рукавов его хитона, льется от ребра Христа, открытого, под Его прободенным сердцем, что образуют контуры Его багряного хитона и руки Его… Плоть Христа, грудь Христова обнажена– воскресший воистину Он, в сиянии божественном, в неземных голубых развевающихся легких ризах, в Его гиматии – и в преображенной человеческой Плоти, окровавленной и закланной за жизнь мира (Ин.6:51), в багряном хитоне Его…
Двери закрыты Его учениками – из страха перед иудеями (Ин.20:19). Войти можно только знакомым, только по условному сигналу. Но Он не знает и не хочет знать условных сигналов.
Он, Воскресший Спаситель – вне стен, вне врат. Он был распят и отторгнут от земли живых (Ис.53:8) – и это навсегда. Он никогда более не станет таким, как во время странствий по земле Палестины. Он – навсегда – вне врат. Он воскрес, и врата Его не удерживают. Он – вне мира злобы, Он – настолько сильнее этого мира, что Ему даже не надо вступать с ним в противоборство. Он просто приходит, когда все двери надежно закрыты и на них повешены тяжеленные замки. Он – Человек, для Которого нет стен.
Он решил войти – и вошел, принося радость, невозможную до ужаса. Страшна Жертва Его, приносит она радость великую, и Он возвещает ее (Лк. 2: 10) – не бойтесь! О, Господь мой и Бог мой… Ты всё совершил, Сам, Один, Одинокий, вне врат, вне стен, Покинутый, приносящий в жертву Себя Самого – просто и без упреков (Иак. 1:5) – мудрость Божия, осмеянная и униженная людьми.
И вокруг стоят апостолы, и у всех обуты ноги в сандалии – как прекрасны ноги благовествующих (Ис. 52:7; Рим.10:15) ! Ученики Христовы скоро пойдут по дорогам, свидетельствуя о Тайне Его, совершая Тайну Его…


Рецензии