Конкурс - Метаморфозы жанра. Ноябрь 2022

   Друзья!

  Осень всегда навевает грусть. А эта осень навевает грусть и уныние вдвойне, что для поэта не всегда плохо, так как именно под впечатлением таких настроений пишутся лирические произведения особенно проникновенно и глубоко. Но на этот раз предполагается обрести гармонию, которая крайне необходима всем нам. И поможет нам в этом несправедливо забытый и, как считается, не прижившийся в русской поэзии жанр. Но так ли это? Давайте посмотрим...

         Итак, НОЯБРЬ -2022 объявляется месяцем жанра:

               СИЦИЛИАНА

   Отнесение к жанровой принадлежности возможно по разным видовым признакам. Ранее мы больше внимания обращали на тематическую принадлежность. Настала очередь и для отличительной черты - твёрдая классическая форма, которая тоже может располагать к некоторому настроению и состоянию лирического героя.

   Прежде, чем приступить к изучению ниже приведённого материала по определению настоятельно рекомендуется прослушать любое музыкальное исполнение музыки И.С.Баха "Сицилиана". Дело в том, что в музыке тоже есть такой жанр. Музыка Баха поможет правильно настроиться и уловить суть этого старинного изысканного жанра, незаслуженно забытого в нашей практике.

   СИЦИЛИА'НА (итал. siciliana, букв. — сицилийская) — староитальянская форма   восьмистрочной строфы; родоначальница октавы; от октавы отличается тем, что вся строфа имеет лишь две, перекрестные рифмы, т. е. abababab (система рифм в октаве abababcc - на 3 рифмы).

     Сицилиана (или сицилийская октава) с твёрдой схемой рифмовки «a b a b a b a b» возникла в XIII веке в Италии, а затем была освоена европейской поэзией.

   Размер — одиннадцати- или тринадцатисложник; в тонико-силлабическом стихосложении он передается 5-стопным (resp. — 6-стопным) ямбом.
      
       «О, мать-земля, кормящая растенья,
       1 ж a
       Ветвистый лес в тебе укоренен,
       2 м b
       Душистый храм весеннего цветенья,
       1 ж a
       Когда весь мир и юн и опьянен.
       2 м b
       Как нам милы хлебов твоих волненья,
       1 ж a
       Колосья ржи и шелковистый лен,
       2 м b
       Плоды дерев... покров самозабвенья,
       1 ж a
       Когда овраг пургой осеребрен»       (В. Гарднер).
       2 м b
      
      Своеобразие СИЦИЛИАНЫ сглаживается тем, что по своей структуре она сводится к двум четверостишиям с одинаковой, перекрестной рифмовкой. В настоящее время СИЦИЛИАНА употребляется чрезвычайно редко. Надеемся, что это поправимо...

     Немного уделим внимание Сицилийской поэтической школе, чтобы уловить тематическую направленность жанровой принадлежности:

    Сицилийская школа поэзии (итал. La Scuola Siciliana) — условное название группы поэтов, писавших стихи на народном языке (volgare) при дворе римско-германского императора и сицилийского короля Фридриха;II, примерно с начала 1230-х по 1250-е годы. Сицилийские поэты одними из первых в Италии начали писать стихи не на латыни, а на вольгаре, положив тем самым начало итальянской национальной поэзии.

  Термин «сицилийская школа» возник в работах ученых романтического направления, для которых понятие школа имело отрицательный смысл, будучи синонимом искусственности, недостатка свежести и приверженности средневековых поэтов застывшим формам. Этот термин не означает наличия какого-то общего литературного учения, но показывает лишь принадлежность к одной литературной традиции. Сицилийцами же создателей ранней итальянской лирики называл еще Данте, писавший, что "сицилийская народная речь явно притязает на преимущественную перед другими честь, потому что всякое стихотворение, сочиняемое итальянцами, именуется «сицилийским», и потому что мы знаем, что многие досточтимые уроженцы Сицилии умели петь в высоком стиле, как, например, в их канцонах «Anchor che l’aigua per lo focho lassi» и «Amor, che lungiamente m';i menato»
    — Данте. О;народном;красноречии. I. XII.

   В Италии авторитет латыни был сильнее, чем где-либо в Европе, поэтому литература на местном наречии появилась позднее, чем во Франции или Германии. Сказывалось также отсутствие признанного политического и культурного центра. И хотя отдельные попытки писать по-итальянски предпринимались и раньше, например, «Гимн брату Солнцу» Франциска;Ассизского, но только с началом деятельности поэтов-сицилийцев этот язык становится языком поэзии.

    Поскольку никакого подготовительного периода в становлении сицилийского поэтического языка выявлено не было, существует прямое предположение, что лирика сицилийцев возникла не по собственной инициативе её авторов, а по личному указанию императора, широко образованного человека, который и сам писал стихи. За образец была взята провансальская поэзия и разработанная трубадурами концепция куртуазной любви.

      Возникновение сицилийской школы относится к началу 1230-х годов, периоду, когда Фридрих в достаточной степени укрепил свою власть в королевстве и смог приступить к выполнению культурной программы, призванной прославить его правление.  Уроженцами Сицилии были всего десять поэтов и все эти люди были либо придворными, либо в то или иное время находились в окружении императора.

   После смерти в 1250 Фридриха II и начала политической борьбы в королевстве многие поэты покинули Сицилию. Часть перебралась в Тоскану, оказав влияние на формирование местной поэтической;школы, в частности, на Гвиттоне;д’Ареццо. Отдельные поэты продолжали писать при дворе короля Манфреда, иногда их даже называют вторым поколением сицилийских поэтов.

              Литературные особенности

    В отличие от трубадуров, поэты сицилийской школы сочиняли исключительно лирику, воздерживаясь от написания политических стихов, очевидно, потому, что император им таковых не заказывал.

        Выяснение языковых особенностей затруднено тем, что произведения сицилийской школы дошли до нас в рукописях, созданных в Тоскане, и при этом местные переписчики постарались всюду, где было возможно, заменить сицилийский диалект тосканским. Предполагают, что и Данте познакомился с произведениями сицилийцев уже в переработанном виде.

   Сам великий флорентиец, хотя и был человеком суровым и злоязычным, тем не менее, признавал за сицилийскими поэтами некоторые достоинства, заметив, что «многие тамошние мастера пели возвышенно» и были славой тринакрийской земли.

   При том, что по­э­зия си­ци­лий­цев в целом была всего лишь под­ра­жа­ни­ем про­ван­саль­ской, и без­на­дёж­но усту­па­ла по­след­ней в бо­гат­стве форм, об­раз­но­сти и ко­ли­че­стве жан­ров, сле­ду­ет от­ме­тить несколь­ко до­сти­же­ний, бла­го­да­ря ко­то­рым она при­об­ре­та­ет са­мо­сто­я­тель­ное зна­че­ние.

   Пер­вое: ис­поль­зо­ва­ние на­род­но­го языка, ко­то­рый по­ста­ра­лись очи­стить от вуль­га­риз­мов, обла­го­ро­дить про­ван­саль­ски­ми и ла­тин­ски­ми за­им­ство­ва­ни­я­ми, со­здав сво­е­го рода койне (siciliano illustre), и при­бли­зив его к тому, что позд­нее на­зо­вут ли­те­ра­тур­ным языком.

    Вто­рое: окон­ча­тель­ное от­де­ле­ние по­э­зии от му­зы­ки: если тру­ба­ду­ры, труве­ры и мин­не­зин­ге­ры со­чи­ня­ли песни, и мно­гие дошли до нас вме­сте с нот­ной за­пи­сью, то стихи си­ци­лий­цев из­на­чаль­но были рас­счи­та­ны не на пение, а на де­кла­ма­цию. Это при­ве­ло к из­ме­не­нию в струк­ту­ре кан­цо­ны и по­яв­ле­нию один­на­дца­ти­слож­ни­ка, став­ше­го позд­нее ос­нов­ным раз­ме­ром ита­льян­ской по­э­зии.

   Тре­тье и глав­ное: отказ от му­зы­ки вы­звал необ­хо­ди­мость по­ис­ка новых вы­ра­зи­тель­ных средств в самом стихе. К тому же по­э­зию стес­ня­ла жан­ро­вая за­дан­ность кан­цо­ны. В ре­зуль­та­те по­э­ти­че­ских экс­пе­ри­мен­тов си­ци­лий­ца­ми (по-ви­ди­мо­му, Якопо да Лен­ти­ни) был со­здан сонет — пер­вая твёр­дая;форма в за­пад­ной поэзии.

   В от­ли­чие от по­э­зии тру­ба­ду­ров, за­ме­ча­тель­ной имен­но оби­ли­ем фор­маль­ных при­е­мов, изыс­кан­ной игрой сло­ва­ми и за­мыс­ло­ва­той вер­си­фи­ка­ци­ей, но при этом ис­поль­зу­ю­щей стан­дарт­ный набор смыс­ло­вых клише, в том числе и при опи­са­нии лю­бов­но­го чувства, си­ци­лий­ская по­э­зия, в луч­ших своих об­раз­цах (осо­бен­но в со­не­тах Якопо да Лен­ти­ни) не до­воль­ству­ет­ся «обоб­щён­но-без­лич­ной кон­цеп­ци­ей кур­ту­аз­ной любви, (…) вы­дви­гая на пер­вый план ин­ди­ви­ду­аль­ное, лич­ное вос­при­я­тие любви». От этого, ра­зу­ме­ет­ся, ещё очень да­ле­ко до на­сто­я­ще­го пси­хо­ло­гиз­ма, но имен­но си­ци­лий­ская ли­ри­ка по­ло­жи­ла на­ча­ло тому пути, ко­то­рый най­дет за­вер­ше­ние в по­э­зии Пет­рар­ки.

   Со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли пе­ре­смат­ри­ва­ют идею якобы окон­ча­тель­но­го «от­де­ле­ния по­э­зии от му­зы­ки» (divorzio tra musica e poesia), ко­то­рой дол­гое время дер­жа­лись как ос­нов­ной, рас­смат­ри­вая со­зда­ние и ре­цеп­цию сред­не­ве­ко­вой ита­льян­ской ли­ри­ки. София;Лан­нут­ти по­ка­зы­ва­ет на при­ме­рах ли­ри­ки тру­ба­ду­ров (ко­то­рая слу­жи­ла мо­де­лью для Си­ци­лий­ской школы), что пись­мен­ная фик­са­ция му­зы­ки — в от­ли­чие от фик­са­ции сти­хов — была со­вер­шен­но необя­за­тель­ной (puramente opzionale). Дело в том, что один и тот же по­э­ти­че­ский текст, как до­ка­зы­ва­ют при­ме­ры в раз­лич­ных ру­ко­пи­сях (тех тра­ди­ций, ко­то­рые хо­ро­шо со­хра­ни­лись), поэты могли рас­пе­вать на со­вер­шен­но раз­ные ме­ло­дии. Таким об­ра­зом, стихи ита­льян­ско­го (и ибе­рий­ско­го) про­ис­хож­де­ния точно так же рас­пе­ва­лись, как и (со­хра­нив­ши­е­ся с му­зы­каль­ной но­та­ци­ей) фран­цуз­ские, хотя и не факт, что со­чи­ни­те­ля­ми ме­ло­дий были те же люди, ко­то­рые со­чи­ня­ли стихи. Ей вто­рит ис­сле­до­ва­тель­ни­ца ста­рин­ной ита­льян­ской му­зы­ки и ли­те­ра­ту­ры Алес­сандра Фьори, ко­то­рая по­ла­га­ет, что на­ста­и­вать на «раз­во­де» (divorzio) му­зы­ки и по­э­зии у си­ци­лий­цев, по мень­шей мере, стран­но, учи­ты­вая, что сами тер­ми­ны «кан­цо­на» и «сонет» — оче­вид­но му­зы­каль­но­го происхождения.

   Оцен­ка той или иной ли­те­ра­тур­ной школы во мно­гом за­ви­сит от гос­под­ству­ю­щих по­ли­ти­че­ских взгля­дов и ху­до­же­ствен­ных вку­сов эпохи. Вы­со­ко­мер­ный XIX век вынес си­ци­лий­цам су­ро­вый при­го­вор. Один из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей, А. Гас­па­ри, писал: «По­э­ти­че­ское до­сто­ин­ство ста­рей­шей ита­льян­ской ли­ри­ки при от­сут­ствии ори­ги­наль­но­сти не могло быть значительным». Сход­но­го мне­ния при­дер­жи­вал­ся Дж.;Кар­дуч­чи, а автор по­пу­ляр­ной (до сих пор) «Ис­то­рии ита­льян­ской ли­те­ра­ту­ры» Ф.;де;Санк­тис, вид­ный де­я­тель Ри­сор­джи­мен­то, ещё и упре­кал со­зда­те­лей ры­цар­ской ли­ри­ки в эли­тар­но­сти и том, что слиш­ком да­ле­ки они были от народа.

    Из­ме­нив­ше­е­ся время по иному рас­ста­ви­ло ак­цен­ты и к концу XX века ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние, не столь оза­бо­чен­ное ме­лоч­ным на­ци­о­на­лиз­мом и клас­со­вой борь­бой, даёт более взве­шен­ную оцен­ку, не счи­тая рафинированность и тон­кий аристократизм си­ци­лий­ской школы недо­стат­ком.
__________

  Но вернёмся к конкретной твёрдой классической форме  жанру старо-итальянской  поэтической школы  - СИЦИЛИАНА.

   Среди русских поэтов, писавших в жанре сицилианы, были Фёдор Тютчев, Александр Блок, Игорь Северянин и др. Но что происходит в ниже приведённых примерах? Русские поэты не ограничиваются ямбом и форма включает в себя хорей. Смотрите как звучат эти стихи, именно ЗВУЧАТ:

    Вечер мглистый и ненастный…
    Чу, не жаворонка ль глас?…
    Ты ли, утра гость прекрасный,
    В этот поздний, мёртвый час?…
    Гибкий, резвый, звучно-ясный,
    В этот мёртвый, поздний час,
    Как безумья смех ужасный,
    Он всю душу мне потряс!…   
 
               /Фёдор Тютчев. «Вечер мглистый и ненастный…»/
           *
    Май жестокий с белыми ночами!
    Вечный стук в ворота: выходи!
    Голубая дымка за плечами,
    Неизвестность, гибель впереди!
    Женщины с безумными очами,
    С вечно смятой розой на груди! —
    Пробудись! Пронзи меня мечами,
    От страстей моих освободи!
   
    *             / Александр Блок. «Май жестокий с белыми ночами!..»

    Да, фейерверком из Пуччини
    Был начат праздник. Весь Милан
    Тонул в восторженной пучине
    Веселья. Выполняя план
    Забав, когда, забыв о чине,
    И безголосый стал горлан…
    Однако по какой причине
    Над городом аэроплан?
     *                /Игорь Северянин. Кара Дон-Жуана. Рассказ в сицилианах/

    Вероятно, вследствие однообразной рифмовки СИЦИЛИАНЫ не привилась в русской поэзии. Некоторые поэты 20-гг века начинают вводить в СИЦИЛИАНЫ систему охватных (или опоясанных) рифм abbabaab; например:

Да, в Ленинграде падают снаряды,
Зарею, в полдень, на исходе дня,
Его гранит осколками граня
И осыпаясь дымной колоннадой.
Но что столбы визжащего огня,
Развалин наших тихие громады,
Когда над теплым пеплом Сталинграда
Летит победа, крыльями звеня!

*                (Н. Тихонов)

      Считается, что строфа Сицилиана  живого значения сегодня не имеет. Восемь стихов, как и в октаве, только две рифмы с попарным чередованием (abababab;  babababa;  aaaaaaaa bbbbbbbb). Форма не очень изящная, сбивающаяся на два одинаковых по рифмам перекрестных четверостишия. Но заметьте, в последних схемах есть варианты! А мы часто ищем свою форму, подчёркивая именно ею вложенный в строфу смысл, раскрывая его по-особому. И это может придать форме новое дыхание! Но, обратите внимание, всегда при переходе в новую строфу рифмы на стыке быть разными м-ж или ж-м.

Итак, отметим, какие варианты возможны на 2 рифмы восьмистрочной строфы, включая вариант 2 рифмы на 2 строфы:

1) abababab ... 
2) babababa ...
3) abbabaab ...
4) aaaaaaaa bbbbbbbb ...

Если есть желание придумать другие варианты, пожалуйста, но при начале новой строфы, помните, должна произойти смена вида рифм - с мужской на женскую и наоборот! Длина стиха/строки 5 или 6 стоп, без усечения. Ямб или хорей.
Давайте попробуем оживить эту форму старо-итальянского жанра и продолжим начатое русскими поэтами  в 19 и 20-ых веках!

ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые выявленные особенности ЖАНРА СИЦИЛИАНА:

•  Поиск гармонии и умиротворения литературного героя
•  Размеренность и напевность с некоторыми элементами эмоциональности
•  Лирика, описание ведётся от первого лица.
•  Восьмистишие - строфа на две рифмы (допускается исключение - 2 рифмы на 2 строфы)
•  Между строф происходит смена рифмовки с мужской на женскую или наоборот
•  5-ти или 6-сти стопный ямб. Возможен и хорей. Но что-нибудь одно в одном поэтическом произведении. Силлабо-тоническая система стихосложения
•  Изысканный, стремящийся к возвышенному, слог
•  Отсутствие вульгаризмов, штампов и речевых клише
•  Несмотря на то, что не относится к песенному жанру, текст написан так, что можно читать под спокойную красивую музыку, ближе к классике.
•  Отстранённость от политики, но возможны косвенные нюансы, отражающие  ситуацию в мире,  а значит, связанные с ней переживания, что является в то же время источником волнения и, разумеется, вдохновением для поэта
•  Улавливаются романтические настроения, не важно о чём  при этом идёт речь
•  Написанное не отягощено смысловыми нагромождениями разночтения и понятно простым людям, но обязательно по стилю относится именно к литературному языку, а не к просторечью


Удачи и вдохновения!

   Количество восьмистишных строф может быть любым!
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в НОЯБРЕ 2022-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ "ЛИРИКИ"!
  Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!

   Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЖАНРЕ СИЦИЛИАНА, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В НОЯБРЕ, и  не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

  Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре опубликованное в НОЯБРЕ 2022 года. Будем внимательны! Принимаются стихи НОЯБРЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

 Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет! Ведущая при приёме работ тактично подскажет по какому пункту признаков жанра нет соответствия, но не будет настаивать в виду уникальности нашего проекта, отражённом в названии МЕТАМОРФОЗЫ!  По просьбе участника ведущая может обсудить соответствие жанру, выявив лучшие и слабые стороны в этом отношении.

Порядок заявки строго по образцу:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца НОЯБРЯ. Затем 1 ДЕКАБРЯ 2022 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников. Если меньше 15 участников, распределяются 3 призовых места!)

 Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: Итальянский художник Эжен де Блаас, 1910 г.

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём работ закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.12.2022 01:04     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2022/12/01/434

Маллар Ме   01.12.2022 01:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.