О некоторых эзотерических авторах

Читал и "Диагностику кармы", и "Повесть о тонкой семерке", и "Розу мира".

По поводу Сергея Лазарева. Книги Сергея Николаевича больше похоже на дневники самоисследования, и там вначале многовато было некоей экзальтации. Хотя в последующих текстах во многом он подмечает верно некоторые вещи. Разве что излишне центрирован на понятии "карма". Ну, это его абстрактный конёк, его замочная скважина в "чёрный ящик" реальности. Ничего предосудительного, несмотря на шквал критики со стороны идеологов науки, в этом не вижу.

По Авессалому Подводному. Его настоящее имя Каменский, Александр Георгиевич — российский писатель, поэт, философ, эзотерик, психолог и астролог. Родился в 1953 году в Москве, окончил МГУ, по специальности математик. Отец четверых детей. Автор более сорока книг. Скончался на 65-м году в марте 2018 года. Синтезировал в своем учении как бы две традиции пограничного (маргинального) мышления: первую в первой половине XX века продемонстрировал своей жизнью и словом ясновидец-философ Даниил Андреев (сын известного русского писателя Леонида Андреева), который выдал на-гора многослойную, космически масштабную и панорамную духовную летопись метаистории человечества, а вот вторую, пожалуй, олицетворял Карлос Кастанеда ("учение дона Хуана", понятие "точки сборки", энергетическая концепция мира).

Александр Георгиевич писал точным афористичным, ироничным языком. И фастфудом его книги точно не назовешь. Сами тексты его были... Хотя, почему были? Они и сейчас необычны, соединяют, казалось бы, несоединимое: дотошно конкретное с головокружительно абстрактным. А чего стоит вскользь брошенная характеристика дона Хуана в совокупности с подспудным зоопарком "тонкой семёрки", где читателю показывают искушения со стороны "торопыжки", "черного", "змея", "дракона", "желтого" и "свиньи". Невероятно детально продуманная и ладная структурная инженерия книги сочетается с органикой повестования. И самое главное, на мой взгляд, Подводный сумел показать, что можно создать такое мироописание, которое, ни много ни мало, включает всё и вся. И даже больше. Это я всё про одну из самых первых его книжек "Повесть о тонкой семерке", которая вышла в 1990 году в Новосибирске без обложки, представляя собой просто отксерокопированные машинописные листки бумаги в степлированном виде. Это бы его самый первый и оттточенно хлесткий опыт создания литературно точного и психологически объемного языка, на котором он смог афористично описать сквозной мистико-философско-религиозный дискурс, накопленный человечеством. Причем, с неподражаемой иронией и вполне в романическом стиле, со своими сюжетными завязками и развязками.

В какой-то мере, я и есть "продукт" Подводного, за что ему искренне и премного благодарен. Как благодарен и Карлосу Кастанеде (1925-1998). Кастанеда очень непростой автор, чтение его книг разрывает шаблоны мышления. "Путешествие в Икстланд" является, по сути, подлинным введением не столько в мир иного восприятия действительности, сколько дает развертку собственно человеческого сознания, выворачивая его наизнанку. Его книги далее как бы распарывают швы цивилизации, которая вдруг распадается на лоскутки. Результатом оказывается нагота человеческой экзистенции. Это работает очень мощно, неотвратимо, беспощадно. Рекомендую не останавливаться на полпути, а дочитать (если, конечно, есть интерес) все книги, дело в том, что каждая последующая книга как бы переворачивает и встряхивает заново информацию предыдущей. И в самом конце следует прочитать первые две книги. Тогда особенно станет ясен общий смысл всего цикла книг как прощального кивка головой своему старому знакомому.

Благодарность высказываю и Даниилу Леонидовичу Андрееву (1906-1959). Это духовный преемник самого первого академического философа российского — Владимира Соловьева (такой же преемник как философ-компаративист Павел Флоренский и такая философская глыба прошлого столетия как Алексей Фёдорович Лосев. Творчество обоих конгениально). Работу Андреева "Роза мира" (1950-1958) даже не могу сравнить с "Божественной комедией" Данте Алигьери, настолько она концентрирует в себе всю духовную мощь человеческой цивилизации, раскрывая сложнейшие метафизические вопросы духовного плана, показывая пути развития тех же религий не в начетническом тоне Блаватской или Штейнера (хотя оба они были сильными мистиками, но вот действительно, как по мне, страдали от "духовных прелестей", если говорить святоотеческим сленгом), а во всей живой полноте духовной географии. Читая его тексты, меня лично ни разу не покидало ощущение инобытийной правды того, о чём он пишет. Мураши так и бегали по спине. Плюс текст написан с таким в высшей степени литературным мастерством и духовной чуткостью к метафизическим кейсам своих героев, что просто преклоняю колена перед его духовным гением. Кстати, и во многих монастырях, говорят, хранится его книга эта как свидетельство ярчайшего духовного опыта. Так ведь ещё и опыт этот он получил во Владимирской тюрьме, где и написал за 10 лет свой главный трактат.

Выскажусь и про аль-Фараби (870-950), средневекового мыслителя, выходца из города Фараб, ныне называемого Отрар, на юге Казахстана. Он ведь, по сути, тоже был маргинальным мыслителем. Энциклопедистом. Теологи ислама морщатся, когда приводишь им в качестве довода высказывания аль-Фараби. Из-за того, что у него на первом месте разум и рациональное мышление, а не слепой культ. На Востоке до сих пор его называют Вторым Учителем (после Аристотеля). Да и вообще, оригинальные и глубокие мыслители в высшей степени маргиналы. Они на пограничье мышления. Естественно, что их догматики недолюбливают, их понять-то можно, не любят они, когда за забор догмы перепрыгивают. Догматы важны, но не стоит их переоценивать.

Вообще понять аль-Фараби можно только прочитав Маймонида (1138-1204), похоже. Поскольку Маймонид, многие свои труды написавший на арабском, высоко ценил арабских философов и считал себя продолжателем традиции арабских перипатетиков. В своем письме Шаулу ибн Тиббону он абсолютно чётко показывает, что для него величайшим философским авторитетом (не считая самого Аристотеля) — является не Ибн Сина (Авиценна) или Ибн Рушд (Аверроэс), и даже не Ибн Баджа, а аль-Фараби.

Впрочем, некий ключ к пониманию творчества и философии аль-Фараби даёт известный немецко-американский философ XX века Лео Штраус (1899-1973). К примеру, рассматривая и анализируя труд Аль-Фараби, озаглавленный «Философия Платона и ее части. Расположение этих частей от начала до конца», являющейся частью знаменитого триптиха работ Аль-Фараби: «Книга о достижении счастья», «Философия Платона», «Философия Аристотеля», Штраус пытается показать уникальность этой работы, раскрывая основы собственного метода герменевтического анализа, который зиждется на системном выявлении скрытых (эзотерических) высказываний Второго Учителя.

09-11.2022 г., г.Астана


Рецензии