На рассвете
Стихи писал. Что значит строчки!
За ним явились наконец
и вывели из одиночки.
Он людям попросту был рад,
пусть даже этим – фалангистам.
Гранада. Ночи тёмный взгляд
одновременно был лучистым.
Посёлок. Площадь. Снова ждать
чего-то... Падать духом рано,
и отчего б не погулять
у неизменного фонтана?
Он думал: в лагерь повезут.
О пьесах новых много думал,
предвидел взлёт, огонь и труд –
пусть даже в лагере под дулом.
Он думал: сцена будет там
и даже зал – для заключённых.
Он режиссёром станет сам –
в корсете будней монотонных.
Бояться нечего: не враг
он никому. Аполитичный,
как самый белый в мире флаг.
Писатель он. Поэт типичный.
Он от гудков цикад хмелел
и видел, как светлело небо,
и что-то тихий голос пел
ему – без горечи и гнева.
Не время. “Лезь в машину!” В путь.
И что им, собственно, в поэте?
Дышала вольным ветром грудь...
Расстреливали на рассвете.
21. 10. 2022
Свидетельство о публикации №122110802617
скажем, Гумилёва убили похоже чисто "для отчётности" - какому-то чиновнику нужно было как можно больше заговорщиков - чтобы выслужиться перед руководством...
в отношении Есенина - попалась любопытная книга одного бывшего следователя, который пытался было раскрутить эту загадку - как ни странно до сих пор большая часть документов засекречена... а по тому, что доступно - из его собственного опыта следователя - все опубликованные протоколы с места гибели составлены задним числом с нарушением очень многих норм для таких документов... и похоже Есенин был убит каким-то милицейским чиновником средней руки - из зависти и ревности - чиновник сам тоже пытался печатать стихи - но не имел вообще никакого успеха, а Есенин к тому же ещё и увёл у него женщину - из-за чего тот начал его преследования, тринадцать кажется раз заводились на него протоколы, хватали в кутузку, били, в итоге - после одной неудачной расправы, приведшей к гибели, сымитировали самоубийство...
поразительно, что и с Мандельштамом - практически та же история - женщины его обожали, и угораздило же ему увести жену аналогично средней руки чиновника, так же пописывавшего при этом очень неудачно... злоба этого человека дважды ставила его на край гибели - в последний раз ему тоже почти повезло - за него ходили хлопотать к Сталину - и тот, хотя и конечно обиженный нашумевшим стихом - но всё же, как писавший сам стихи в юности - обратился за советом к Пастернаку - что Вы думаете о нём, действительно ли он выдающийся поэт, стоит ли хлопотать за него - история известная, в общем-то... ну можно понять страшно перепуганного этим звонком Пастернака - хотя возможно он мог бы всё же и настоять без страха последствий для себя - на дважды повторённый вопрос - но он ведь Мастер? - всего лишь сказать - да, он Мастер - и поэт был бы спасён - об этом Пастернак жалел всю жизнь... впрочем, такое ощущение, что Мандельштам и сам шёл к такому концу - ведя себя необъяснимо вызывающе - впрочем, трудно сказать, видимо была какая-то причина, выведшая его за грань - и этот нарочито оскорбительный стих - когда он ещё не пошёл по рукам, а только читался вслух знакомым, Пастернак о нём сказал - зачем он тебе, это же настолько примитивно, что ну не стоит оно того, чтобы из-за него иметь проблемы...
возможно даже и с Маяковским было нечто похожее - хотя, скажем, в довольно интересно написанной книге Бенедикта Сарнова /прочитал несколько лет назад, хорошим языком написано, даже вдохновенно/ - проводится идея невыносимости самой жизни для Маяковского к тому моменту... однако есть всё же и некоторые моменты, противоречащие всей этой выстроенной автором логике... и очень возможны сходные мотивы - у кого-то из "средних"...
вот и получается - что до поэтов, в общем-то, каким-то крупным фигурам, которых обычно обвиняют, никогда и не было никакого дела - у них там бывали какие-то свои разборки с другими крупными фигурами - что им поэты... поэты же попадали под колёса фигурам вообще мало значимым для истории, лишь обладавшим властью над людскими судьбами и жизнями...
на фоне того, что когда-то поэты страдали от самих царей - это конечно выглядит не таким впечатляющим - тот же Николай непосредственно ведь был виновен в гибели двух великих поэтов - его неумеренная похотливость привела в итоге к гибели Пушкина, а злобная мстительность - к гибели Лермонтова...
но - у каждого века свои особенности... всё мельчает - даже злодеи...
собственно, нечто сходное возможно просматривается и в судьбах погибших в прошлом веке поэтов в других странах...
везде - случай...
но и закономерность всегда какая-то конечно...
Криспи 09.11.2022 09:32 Заявить о нарушении
Соответственно, и масштаб врагов последовательно уменьшается. У Пушкина и Лермонтова - император всероссийский со взором василиска; у Есенина и Гумилёва - чиновник средней руки; у нынешнего сочинителя и врагов-то нет. Сам загнётся от огорчений или по естественным причинам.
Сталин сказал тогда Пастернаку: Если бы мы, большевики, так стояли друг за друга, как Вы сейчас за Мандельштама, революция точно не победила бы!
Спасибо за отклик! интересно и познавательно.
Дмитрий Постниковъ 09.11.2022 10:40 Заявить о нарушении