Сизиф

Сизиф
(философское эссе)

Мой дорогой друг!
Ты часто спрашиваешь меня: «Что такое смысл? Имеет ли он место в нашей жизни?» Это очень опасное и на первых этапах человеческой жизни пустое занятие. Так как ты достаточно молод, я бы не советовал тебе задумываться над этими вопросами, по крайней мере, до пятидесяти лет. Очень многих они деморализовали, лишили воли и желания жить, бросили в пучину лени и прокрастинации.
В первую очередь такая катастрофа постигла тех, кто придерживался «твёрдых» материалистических взглядов. По моему суждению, «твёрдокаменный» материализм равно опасен для жизненных устоев, как и «махровый» идеализм. Хотим мы этого или не хотим, разумная жизнь, это вечный танец материализма и идеализма который, я надеюсь, никогда не прекратится.
Но ты настаиваешь на ответах, поэтому у меня не остаётся выбора, выслушай же мои убогие суждения на этот счёт.
Помнишь ли ты миф о Сизифе? Человеке, пытавшемся дать людям бессмертие и в результате, наказанном своими богами.
Сизиф вынужден катить в гору огромный камень, который, по достижении вершины, скатывается вниз. Снова и снова, раз за разом повторяющийся цикл с бесконечным количеством итераций.
Выражение «Сизифов труд» давно стало синонимом бесконечной, тяжёлой, бессмысленной работы.
Рассмотрим этот миф с трёх точек зрения: стороннего наблюдателя, Сизифа и наказавшего Сизифа богов.
С первой точки зрения, многочисленные безрезультатные  попытки достижения цели абсолютно бессмысленны.
С точки зрения Сизифа, которому КАЖЕТСЯ, что очередная попытка и есть последняя, что дело за малым, что осталось ЧУТЬ-ЧУТЬ, камень останется на вершине горы и всё наконец закончится, его труд определенно имеет смысл. Но вот, в очередной раз камень катится вниз, Сизиф с НАДЕЖДОЙ спускается к нему. Всё повторяется сначала. Вот в этом: «кажется»; в этом: «чуть-чуть» и в этой «надежде» заключается основное наказание Сизифа, а не в величине и тяжести камня. Иначе, с какой стати, пройдоха, заперший под замок саму смерть, сбежавший на несколько лет из царства мёртвых, без всякого надзора таскал бы это булыжник в гору?
И так, с точки зрения Сизифа, его труд имеет смысл.
С точки зрения богов, смысл заключается в том уроке, который преподан человечеству: «Не делай так, как он!»; «Не пытайся обмануть смерть!»; «Забудь о бессмертии!»; «Не пытайся создать то, что является уделом богов!»
В контексте рассмотрения категории смысла, рассмотрение данного мифа даёт нам даёт нам следующие.
Первое: смысл связан с целью ( докатить камень до вершины горы).
Второе: обязательно должен быть результат (камень должен остаться на вершине горы).
Третье: наличие или отсутствие смысла относительно. Нельзя сказать о том или ином действии и процессе, что «оно» или «он» бессмыслен, до тех пор, пока не будут известны все аспекты этих действий и процессов. А так как, априори они не могут быть известны, то и вывод о бессмысленности невозможен. Важен факт, оценка - предположительна.
Следующее, о чём стоит задуматься, факторе времени в течении которого мы определяем смысл чего — либо. Ты наверное заметил, что в бытовых разговорах, что бы обессмысливать действие используются такие, с позволения сказать, аргументы: «мы всё равно умрём.»; «зачем что-то делать, если это испортится, разрушится, пропадёт?»; «солнце погаснет»; «вселенную ожидает тепловая смерть или она опять сожмётся в сингулярность». Или вот ещё: «Земля налетит на небесную ось», «астероид убийца — приближается», «чёрная дыра готова поглотить галактику», «поиски бозона Хиггса на большом адронном коллайдере вызовут большой взрыв» и так далее и тому подобное. Надо сказать, что это достаточно действенный метод влияния на умонастроения людей, особенно не обремененных философскими знаниями, таких индивидуумов этот метод может легко загнать в состояние депрессии и безволия. Действительно, зачем что-то делать, если всему наступит конец? Если не сегодня, то во-вот. Даже если это «вот-вот», несколько десятков миллиардов лет.
Лукавство подобного рода аргументов заключается в том, что они абсолютно игнорируют непрерывную изменчивость пространственно-временного континуума, частью которого мы являемся. Мир постоянно непрерывно изменяется, даже за одно Планковское время в нём происходит такое количество событий, которое не поддаётся нашему осознанию. Эти изменения уничтожают старые и порождают новые смыслы. Как Зона из повести Стругацких «Пикник на обочине» непрерывно создавала новые пути и ловушки.
Примеров сколько угодно: развитие огнестрельного оружия сделало бессмысленным рыцарские доспехи; голубиную почту «обнулил» телеграф, а тот, в свою очередь, пал жертвой радио и компьютерных сетей; рабочая лошадь стала жертвой тракторов; антибиотики если не убрали с прилавков аптек, то сильно потеснили сульфаниламиды ну и  так далее.
Я хочу тебе сказать, что оценивать смыслы можно только на определенном временном промежутке. Где гарантия, что завтра человек не станет бессмертным, как какой-нибудь голый землекоп или медуза  turritopsis nutricula? Где гарантия, что не будет найден способ телепортации в любую пространственно- временную точку? Где гарантия, что человечество не найдёт способ создания новых вселенных и победит бесконечность? Таких гарантий нет и быть не может.
То что сейчас является фантастикой, через несколько тысяч лет может стать обыденностью с непредставивыми для нас смыслами. Человечество существует около двухсот тысяч лет, для первого человека сегодняшняя зажигалка была бы таким же чудом, как для нас звездолёт.
Резюмируя сказанное, я могу ответить на твой вопрос: «Что такое смысл?»

Смысл - результативное целеполагание в определенных временных рамках.

Временные рамки, как следствие, включают в себя конкретные исторические и социальные обстоятельства, но это и так понятно, так как человек существо социальное.

Смысл относителен и временен.

Абсолютного смысла, как и бессмысленности не существует.

На этом я заканчиваю, мой юный друг. Не суди строго, ведь я как и все нахожусь в строгих, непрерывно сужающихся временных рамках, границы которых, в отличии от тебя, мне уже видны. К тому же, всё, что сказано в этих строках о смысле, касается и их то же. Рекурсия, знаешь ли. Прощай.


Рецензии