Равель. Концерт 2 для фортепиано левой руки. Вперв

М. Равель. Концерт №2 для фортепиано (левой руки) с оркестром (Соч. M 82). Ре мажор (1929-1930) [1]
Введение
1. Lento - Andante
2. Allegro
3. Tempo I: Lento - Andante

Введение
Концерт написан для оркестра,
В котором тубы и рожки
Звучат с фортепиано вместе,
Где арпеджируют солист,

Играя виртуозно, ёмко.
Как будто не было войны,
И пианист с фамильей громкой [1]
Не потерял своей руки.

Концерт большой, драматургичный.
В нём отголоски прошлых лет,
Войны, что стала драмой личной,
Оставив в жизни жаркий след.

В нём воля есть побочных партий,
Мелодии из недр души,
Гармонии, для дум понятней,
Арпеджио, - аккордов вихрь...

Всё в восприятье органично,
Когда волнами шквал идёт,
Закручивает драму зычно
И отпускает в свой полёт

Басы, идущие сквозь такты
К верхам, сквозь сумрачный туннель,
К сиянью света многократно,
Презрев стенания смертей.

1. Lento - Andante
Всё затевают контрабасы,
Настраивают весь оркестр,
Определяют ритм, окраску,
Мотив и продвиженья темп.

Марш резкий начинает тему.
В регистрах разных он звучит
И разрабатывает тембры,
Что интонируют вдали

Мотивы марша в разных ритмах.
То громче, тише, но больней.
Отводят с пиццикато скрипок
Воспоминания с полей

Войны. Закручены пассажи,
Литавры замедляют такт,
И звук идёт искусный, маршем
Вперёд способный двигать рать.

Ведёт фортепиано нервно.
На все лады идёт распев
Мотивов марша характерных,
Несёт динамики размер.

2. Allegro
Контраст тонический, в аллегро,
Вторгается в спокойный ритм,
Лавиною басовой вергнет,
Энергетически бурлит,

Несёт войны звук ураганный,
Кружит в бурлесках и скачках.
И напрягает непрестанно
Размеренный простой уклад.

В нём полнозвучные аккорды
Несутся с жаром в быстроте,
Танцуют, веселятся скорби.
И грубо, в резкой прямоте,

Всё то, что было отрицают, -
Мир довоенный, жизнь, уют, -
И намертво с земли сметают,
Лавиною на всех идут

И в вариациях нисходят,
В арпеджио лихих кружась,
В скачках регистры все обходят,
Под натиском чтоб не упасть.

В динамике звучит вся тема.
В порывах шквальных скрипок бег,
И в модуляциях несметных
Беснующихся волн разбег

В каденции восходит резко.
Поёт, клокочет медь, звенит.
В прыжках, в стремительных бурлесках
В раскатах пушечных звучит.

3. Tempo I: Lento - Andante
И в заключение расцветает
Красивый, солнечный рассвет,
Который празднично сияет
Триумфом, славою побед.

Торжественно звучат аккорды.
Мир дарит левая рука,
Которая с величьем гордым
На землю смотрит свысока.

Фортепиано правит балом
И ставит медные весы.
В ритмических движеньях бравых
Слышны истории часы.

[1] Пауль Витгенштейн, сын сталелитейного австрийского магната, потомок русского генерал-фельдмаршала светлейшего князя П.Х. Витгенштейна, во время Первой мировой войны был ранен в локоть правой руки, попал в русский плен, где ему ампутировали правую руку. После окончания войны вернувшись к фортепианной карьере, Витгенштейн заказал для себя полный концертный репертуар самым известным композиторам Европы, с которым концертировал в Европе, Канаде и США. В нём концерт Равеля для фортепиано (левой руки) с оркестром и до настоящего времени занимает достойное место.   

27.06.2023. Krasnodar
M. Ravel / D. Botinis & A. Klyuchko. Piano Concerto for the left hand. TV Channel “Culture”


Рецензии