Развитие речи
и сложности задач решаемых на этом этапе,- это очень важный и
благоприятный период, для усвоения основ речи. То что будет упущено
сейчас, позже может потребовать многих усилий, для исправления
упущенных возможностей для познания.
К факторам, влияющим на развитие речи, относятся,-
1. биологические:
1-1. наследственность;
1-2. правильное строение и функционирование,-
1-2-1. нервной системы;
1-2-2. речевых центров в мозге;
1-2-3. органов слуха и речи.
1-3. здоровая беременность;
1-4. здоровое физическое и психическое развитие ребёнка после рождения.
2. социальные:
2-1. полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребёнка;
2-2. благоприятная среда развития ребёнка.
Ребёнок учится общаться с внешним Миром, с самого первого момента
появления на Свет:
1. От "0-2 месяцев". "Крик",- начало жизни ребёнка в социуме.
Первой формой коммуникации для ребёнка становится "Плач".
Ребёнок плачет, когда ему холодно, некомфортно, устал...
2. От "2-3 месяцев". "Гуление",- появляются звуки "а","ы","у",
иногда в сочетании с "г". Ребёнок уже пытается научиться понимать,
обращённую к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
3. От "3-6 месяцев". "Лепет",- ребёнок начинает лепетать с самим собой
и издавать звуки, при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону
звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет,
в зависимости от своих потребностей: "я голоден", "я устал",...
Узнаёт своё имя и реагирует на него.
4. "6 месяцев". "Первые слоги",- можно заметить, что ребёнок предпочитает,
всем другим звукам, строго определённые: "ба", "ма". Их произносить
легче всего. Ребёнок может повторять их много раз к ряду, ему нравится
как они звучат.
5. "7-9 месяцв". "Комбинации слов",- лепет прогрессирует до до произнесения
одинаковых слогов: "ма-ма-ма", "дя-дя-дя", "па-па-па".
6. "9-11 месяцев". "Звукоподражание",- ребёнок имитирует звуки речи взрослых.
Откликается на имя. Понимает значение слова "нет".
7. "11-13 месяцев". "Первые осмысленные слова",- из двух одинаковых слогов:
"папа", "мама", "баба", "дядя". В 12 месяцев, ребёнок всем своим видом,
демонстрирует интерес и внимание к речи других. Повторяет и по-новому
комбинирует звуки; соединяет их в "слова", имитируя речь взрослого.
Понимает и выполняет простые односложные указания ("садись"). Машет
рукой "пока-пока", покачивает головой "нет". Использует жесты и звуки для
привлечения внимания. Интересуется иллюстрированными книжками.
8. "18 месяцев". Ребёнок,- легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные
части своего тела и указывает на них. Осваивает несложные слова. К возрасту
двух лет, запас слов может колебаться от 20до 50. Отвечает словами или жестами
на вопросы: "Где Миша?", "Что это?". Любит когда ему читают. По просьбе
взрослых, указывает пальцем на картинки в книге. Первые предложения из двух
слов.
9. "2 года". Усвоенные к двум годам простые слова, ребёнок может легко соединять
в сочетания: "Мама, дай", "Хочу это", "Где киса?". Понимает простые указания
из двух последовательных действий: "Найди своего мишку и покажи бабушке".
словарный запас может расшириться 150 - 200 лексем, а окружающие уже могут
понимать половину произносимых ребёнком слов. Он начинает использовать
местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу,
"читает" своим игрушкам.
10. "3 года". Заканчивается "Период раннего детства",- к этому "переломному
моменту", ребёнок умеет составлять предложения из трёх и более слов. Различает
цвета и определения размера (большой, маленький).Помнит и повторяет знакомые
ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношеия ещё могут
сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется
настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких
слов состоит словарный запас ребёнка. В целом, малыш уже готов высказываться
по любому поводу. Многолетние исследования показали, что чем выше
двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь.
Свидетельство о публикации №122110703664