Государство Хаммурапи

                ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
                Учебное пособие для 5 класса
                учреждений общего среднего образования
                с русским языком обучения.
                Минск «Народная асвета» 2019

(подражание Гомеру)

1. Вторжение кочевников. Основание Вавилона.

Что я скажу, чтоб прославить царя Хаммурапи?
Жил он в далёкой, далёкой как тайна, стране Вавилон?
Временем дальним реальность, прорезав, быть может, полкруга
Тысячелетия три до столетия, впрочем, Христа,
Кануло в лету как камень, как канула небыль.
Месопотамия. Там, где сейчас есть Иран и Ирак.
Там в Междуречье меж реками Тигр и Евфратом,
В пустоше той, где песчаные бури засухой жгли,
Все города-государства попали в немилость и страсти от Бога.
Люди, ослабшие, жизнь приводили свою и чужую к нулю…
Так амореи – кочевники те, скотоводы,
Быстро почувствовав прелесть в захвате людей и земли,
Вдруг ослабевших без влаги и просто участья,
С севера к ним как цари и захватчики сразу пришли.
Всё подчинили себе, земледельцев поля разрушая.
Скот их все земли как пастбища просто топтал.
Только вельможи и знать, да жрецы, что тогда и доныне
Были не тронуты, впрочем, как встарь, как и ныне – во все времена.
Годы прошли, в вечность канули даже столетья.
Сблизились люди, смешались в единый могучий народ.
Нет тех кочевников, принявших труд земледельца,
Заново строивших вместе дома и свои города.
Век девятнадцатый, впрочем, до эры, что ныне – христовой,
К нам подошёл, чтобы время прославить своё.
Город-герой новой общности, новых знамений.
Как государство, как мир и как «Божьи врата».
Так Вавилон был основан и так возвеличен,
Что и поныне все знают его, да и чтят, и возносят хвалу.
Так Хаммурапи, ещё не рождённый, готовил
Царство своё, чтоб придти и возглавить страну.

2. Создание государства Хаммурапи.

Что я скажу, чтоб прославить царя Хаммурапи?
Кончилось время, что засухой помыслы жгло.
Рек тех долины, что стали давать всем приплод небывалый
Всех урожаем призвали восславить царей и страну.
Град Вавилон богател близ тех рек: и Евфрата, и Тигра,
Что словно кровью питали водою восставший народ.
Царь Хаммурапи был призван богами на царство,
Чтобы прославить свой город-страну Вавилон.
Сорок два года он правил без смут и волнений.
Все города – всех  соседей себе навсегда подчинив.
Месопотамия вся, как великая, стала державой,
Стала её все – страной Вавилонией звать.
Это всё он, Хаммурапи, что царство умножил
Так, что об этом мне надо отдельно сказать.

3. Правление и законы царя Хаммурапи.

Что я скажу, чтоб прославить царя Хаммурапи?
Был он силён, ликом чист, как звезда, как народный герой.
Видно отец его был не кочевник безвестный и грубый,
А небожитель, что правил богами усердно порой.
(Как и сейчас, в то далёкое дивное древнее время
Власть и страну лишь по блату ты мог навсегда получить).
Руки его: все чиновники, даже вельможи,
Даже жрецы, те, что служат богам, как отцам, наяву
Стали «рабами царя», чтобы строить страну не на время,
А на века чтобы был нам прославлен в сердцах Вавилон.
Как муравьи, что снуют и работают всуе,
Люди его, впрочем, что говорить, ведь всё те же рабы,
Чистили русло каналов и русло Евфрата. Так, чтобы
Был урожай на просторах далёкой и древней страны.
Строил дороги своими руками царя – на просторах.
Всё для гонцов, для торговцев, для слуг. Для скота.
Армия – сила. Налоги – залог достоянья.
Да и торговля повсюду в стране, словно сад, расцвела.
«Райские кущи» поди нервно там отдыхают и курят.
«Божьи врата», «Врата бога» на всех диалектах звучит.
Вот так велик был и славен «наш» царь Хаммурапи.
Мудр как правитель, издавший законы, и текст
Был напечатан на глыбе базальта навечно,
Чтобы потомки могли лицезреть, да и чадам прочесть.
(Всё как сейчас. Конституцию надо припомнить).
Как им, рабам, жить в миру, справедливости тайну храня.
Власть почитать, чтобы подать исправно отправить.
Ну, и умножить. Но справедливо. От сильного. Слабого – так.
И помогать. Сироте и вдове, безусловно.
Славный наш царь!
Боже всевышний!
Храни нам такого царя!


Рецензии