Выбор. Рассказ

Не всё везде, легко даётся,
И выбрать, что-либо, придётся,
Не прячься, не ищи причину,
А просто, будь везде мужчиной...
   *****
 Давно это было, шёл 1981 год.  Мне, отслужившему в армии, после недолгой работы на стройках, а затем в чёрной металлургии, пришлось устроился работать в угледобывающую шахту. Благо, здоровье позволяло.
     Для допуска к работе в шахте, всем поступающим на работу проводится первоначальное трёхмесячное обучение, так называемое КРО – (учебное производственное заведение на базе объединения нескольких угледобывающих предприятий, дающее право допуска к спуску в шахту). Обучение даёт представление о вредных горных производственных факторах (сопутствующих при ведении горных работ), а также о элементарных способах и требованиях безопасности ведения работ. А уж чего – чего, а опасностей здоровью и жизни для работающих в шахте хоть отбавляй.
      После двух месяцев обучения состоялось первое ознакомительное посещение шахты, расположенной невдалеке от учебного КРО.
      Нас, кандидатов в горнорабочие, привели в АБК* шахты, где приодели в бывшую в употреблении выстиранную «робу», обули в резиновые сапоги. В ламповой* нам выдали головные светильники – фонари и самоспасатели*.
      В шахту нас повели - наш наставник из КРО и представитель от шахты. Не подогнанная  роба сидела на нас, как на чучелах, и все, кто встречался по пути, поглядывали на нас с улыбкой. После прохождения шлюзов, в вентиляционных сооружениях наклонного конвейерного ствола шахты, мы очутились в довольно просторной наклонной выработке, похожей на тоннель, уходящий с ощутимым уклоном вниз. В шахте, ни с чем не сравнимая атмосфера, пахло нагретой резиной, сырой прелью, машинным маслом и с одинаковой скоростью дул ветер. (вентиляционная струя). Мы спускались в шахту друг за другом по нешироким трапам, настеленным на почву у борта (стены) выработки, а рядом побрякивая на роликовых гирляндах, вверх по выработке быстро неслась нам навстречу широкая прорезиненная лента конвейера, выдающая «на гора» (на поверхность) из шахты добытый уголь. Выработка была закреплена стальной арочной крепью с уложенной на крепь железобетонной затяжкой, выдерживающей натиск давящих на неё горных пород. Местами, где были геологические нарушения горных пород, крепление выработки было дополнительно усилено бетонной заливкой, а в иных местах, где прочные породные массивы и горное давление минимально, железобетонная затяжка отсутствовала и была видна порода. Там мы с опаской поглядывали на видимую обнажённую поверхность выработки и старались быстрей пройти кажущееся опасным место.
       Минут через пятнадцать бодрой ходьбы по конвейерному стволу, мы свернули в сбойку* и через шлюзы вентиляционных перемычек попали в похожую выработку, но уже с рельсовыми путями. Это был вентиляционный ствол, по которому с поверхности доставлялись в шахту необходимые материалы и уже в сторону поверхности, вверх по стволу дул ветер исходящей из шахты вентиляционной струи воздуха. В шахту, для проветривания выработок шахты от метана и прочих газов, воздух нагнетается мощными вентиляторами. Потоки нагнетаемой свежей струи воздуха, и исходящей из забоев шахты, разделяются и регулируются различными вентиляционными сооружениями.
      Там, куда мы пришли, вентиляционный ствол переходил из наклонного в горизонтальное положение. Это место называется нижняя приёмная площадка, на ней производится разминовка и сортировка шахтовых вагонеток, гружёные отправляются в добычные и проходческие забои, а порожние – «на гора» под погрузку. На отдельной ветке железнодорожного пути мы втиснулись в крытые, без окон и с отодвигающейся стальной дверью вагонетки. Уселись на сиденья – деревянные лавки на трёх человек в ряд, и шахтовый аккумуляторный электровоз повёз нас в сторону добычного забоя. Вагонетки, раскачиваясь и громко лязгая сцепками, стучали колёсами на стыках рельсов. Ехали минут десять. По команде сопровождающего, озираясь по сторонам, мы выбрались из тесных пассажирских вагонеток и направились, к расположенной в крест с путевым штреком, выработке, ведущей к добычному забою. Эта выработка, с названием конвейерный штрек лавы №…, была меньшего сечения и с небольшим уклоном в сторону добычного забоя (лавы). Выработка закреплена только по кровле, стальной арматурной сеткой, удерживаемой анкерами, забуренными в кровлю (потолок) выработки, и от этого выглядела как пещера. Из забоя по ленточному конвейеру, навстречу нашему движению, из лавы непрерывным потоком выдавался уголь. Примерно через полкилометра мы дошли до лавы, перпендикулярной к конвейерному штреку. На ленточный конвейер из дробилки сыпался уголь, а в дробилку, он подавался по секционным громоздким лавным рештакам, громко лязгающим цепным скребковым конвейером. У пересыпа в воздухе висела угольная пыль, через которую с трудом проглядывались секции передвижной крепи лавного комплекса и, метрах в пятидесяти от сопряжения выработок, был виден добычной комбайн, медленно двигающийся под защитой секций лавной крепи. Шахтёр, выполняющий работу на пересыпе, был весь в угольной пыли. Его лицо и руки были от угольной пыли как у негра чёрными, естественный вид имели лишь глаза и зубы, когда он в ответ с нами улыбаясь поздоровался.
    Были мы там недолго (чтобы не мешались) и отправились в обратный путь.
    Прошли метров сорок, вдруг перед нами по почве в сторону забоя проскочили, одна за другой, две упитанные крысы, и скрылись под ленточным конвейером. Всегда потом было интересно, почему их так много в шахте, чем они там питаются и почему совершенно не боятся лязгающего шахтового оборудования и людей.
   Далее, ещё метров через триста пути, перед нами с бока выработки (борта) отслоился от массива пласта и рассыпался плоский кусок угля, примерно на пол тонны. Стало немного не по себе. Окажись в том месте, мало бы не показалось. Пока шли в лаву, как-то не обратили внимания, а на обратном пути сопровождающий, обратил наше внимание, на выделение в выработку из горного массива газа метана. Из бортов, кровли и почвы он выделяется из микротрещин с шипением, а где сыро и есть на почве лужи, он пузырится.
    На остальном обратном пути, мы (будущие шахтёры) возбуждённо обсуждали увиденное. Это было наше первое знакомство с шахтовой действительностью, а для некоторых и последнее.
      На другой день, на дальнейшее обучение в КРО, пятеро, из двадцати двух обучающихся в нашей группе, на занятия не явились, как говорится: «кишка тонка». Не каждый может выдержать угрозу и ощущение опасности, шахта не для слабонервных.
      В шахтах отработал около двадцати пяти лет. Труд не из лёгких, всякое бывало, обвалы, обрушения, загазованность, обводнения, пожары и прочее. Были и травмы, но я никогда не пожалел, что тогда сделал такой выбор и стал горняком.
      Шахтёр – профессия настоящих мужчин, готовых к любым опасностям и трудностям, умеющим по-настоящему дружить, любить и ценить человеческие отношения - в высоком смысле этого определения!

АБК* -Административно бытовой поверхностный комплекс предприятия (шахты)
Самоспасатель* - Изолирующий противогаз.
Ламповая* - Подразделение шахты по обслуживанию и выдаче индивидуальных светильников, а также приборов газового контроля.
Сбойка* - выработка для прохода людей, обеспечения проветривания и перемещения материалов в соседние выработки.


Рецензии