Педагогическая поэма и размышлизмы

С удовольствием прочитала увесистый литературный труд Антона Семёновича Макаренко.
Читала отметая своё неприятие терминов - социализм, коммунизм, партия, комосомол и прочие атрибуты ушедшего в прошлое времени, как и отрицание православия и старого жизненного уклада..
Передо мной 29 летний школьный учитель перед которым стояла невероятная задача - перевоспитать малолетних преступников, что вытянули с обочин жизни, её самого гнилостного дна. Возродить человеческое начало в человекоподобных зверьках, выясняющих отношения на ножах и балакающих по фене.
И вот я в толпе воспитанников, вырывающих револьвер у отчаявшегося сорвавшегося человека, который в состоянии ярости, разочарования и безнадёжности посылает всех к чёрту и ... не успевает пустить себе пулю в лоб, т.к. человекоподобные существа своим звериным чутьём уловили своё спасение в этом требовательном принципиальном дядечке. И вот уже трубит горн, чистые подтянутые воспитанники, разбитые на отряды весело спешат на работы, на школьные занятия, рисуют стенгазеты, развешивают флажки, празднуют праздник первого снопа, строят свинарник, поступают на рабфаки. Из немытых, оборванных, вшивых нищих, нищих телом, душой, интеллектом, материально бывший школьный учитель создаёт невероятно крепкую слаженную коммунну и многие из нас с восторгом шагали под школьными знамёнами, вставали в шеренги на зарядку в пионерских лагерях и жили по чёткому распорядку дня целую смену, а кто и две за лето.
Но воспитательный принцип не нов... Знакомые требования, правила... всё тоже мы видим в интитуте благородных девиц и училищах дореволюционного времени. Но здесь не мальчики и девочки с хорошим генетическим началом, здесь в большинстве своём вопиющие трущобы  из которых лепится класс строителей коммунизма и всеобщего светлого будущего. И ведь удаётся. Именно подобная система создала иного интеллигента - личность интеллектуально развитую, заряженую высокими идеалами, стремлениями, физически выносливую, совестливую и готовую свои идеи из теоретической плоскости реализовать в явь.
Но и сам Макаренко трезво оценивал свои достижения и свой опыт и чётко говорит о том, что "...Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не простой, бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики и настоящего, высокой квалификации знания. Они больше читают, больше мыслят."...
Т.е. он открыто признаёт, что его опыт узок и специализирован, а дальше требуется иной подход и более сложносочинённая педагогика. Ведь, его воспитанники постигали азы цивизованного мира и раздвигали шоры невежества под его чутким руководством, что само по себе не мало, но не является окончательным решением поставленных задач. А главной задачей было - создание нового человека. Хм.. Помнится, такую же глобальную задачу перед образовательной машиной ставила Екатерина Великая, выдёргивая детей из родительских очагов в созданные ею образовательные учреждения. И у неё получилось.
А Макаренко сопоставлял воспитательную работу  с работой материального производства и проводя параллель задавался вопросом: "Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?"
Много времени прошло с вопросов Макаренко и всё уже изучили. Только навязанная из вне педагогика расшатала устойчивые догмы воспитательской системы и посунула нам суррогат свободы личности, обосновав отсутствие воспитания детей в образовательных учреждениях, превращая педагогов в менеджеров предоставляющих образовательные услуги. Мы все видим последствия данного замещения.
И в тоже время Запад использует тезисы Макаренко, но не только в образовании, но и в комерческой деятельности. Кто из нас, не помнит ворвавшихся на российский рынок западных компаний с их чёткими должностными инструкциями, графиками, мотивационными программами, профсоюзами и корпоративным стилем, корпоративной идеей, целями и этическими нормами.
Наше общество, до конца не уничтоженное разгулом 90-х живо откликнулось на призыв корпораций стать одними из них и приняли безоговорочно  корпоративные идеи. А ведь у Макаренко размышления на эту тему серьёзны и основательны: "...Стиль — самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой заботы, как цветник. Стиль создается очень медленно, потому что он немыслим без накопления, традиций, то есть положений и привычек, принимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени."... Знакомо?
А мне знакомо. Работая в столичном офисе я познала весь дзен корпоративного стиля от дресс-кода в одежде, до улыбки на лице и общении между сотрудниками. Ничего личного - только корпоративный стиль, безупречный, выверенный, точный на все случаи жизни. И скажу я вам - хорошая штука! Один из важнейших навыков в жизни, где так много нелицеприятного, а выдержанный стиль в твоём поведении всегда содаёт вокруг тебя защитную ауру.
И я полностью согласна с Екатерининскими институтами и словами Макаренко о том, что "...По-вашему, например, инициатива есть какое-то наитие. Она приходит неизвестно откуда, из чистого, ничем не заполненного безделья. Я вам третий раз толкую, что инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива"...
Последние слова Макаренко перед комиссией наркомобразования, после чего он пишет заявление об уходе, т.к. иного пути у него не остаётся. После чего он не играет обиженного и непонятого интеллигента, хотя так оно и есть, а устраивает жизнь своих "горьковцев", устраивая старших на работу, выбивая им жилплощадь, устраивая в учебные заведения... А сам принимается за руководство коммунны Дзержинского, но это уже совсем другая история...

А я с радостью вижу, как охмурённая лжеидеями педагогическая система, замусоренная протаскиваемыми либералами новшествами вдруг, вздыбила шерсть и начала отряхивать с себя паразитов, стремящихся уничтожить наш мир подгрызая ствол у самого корня, пичкая наших детей вздором и забивая им головы лжеправдивой ватой, вкладывая им в сердца подмены и пуская их интеллект в расход виртуального мира.
Да, я искренне рада, что на школьных флагштоках развивается родной флаг, что появился предмет "История России", "Родной язык" и уроки "Разговоры о важном". Мы успели в самый последний момент. Ещё чуть-чуть и победа осталась бы за ними, за теми, кто желает нам вырождения, вымирания и деградации в угоду своим интересам и прихотям.

02.11.2022
Тебеньки


Рецензии
Сильная личностная позиция. Не по фотографии взрослая, осознанная. В школу бы такому человеку...

И в То Же (+самое) время Запад использует тезисы Макаренко, но не только в образовании, но и в коМмерческой деятельности.

Наташа Акимова   01.12.2022 14:26     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за понимание моей статьи. Фото 10летней давности. Наверное, пора уже сменить. А вот насчёт школы... У меня дядя был директором школы и мне его не догнать на данном поприще никогда, поэтому я сконцентрирована на собственных детях, которые хорошо знакомы с системой Макаренко и только старший знает о ней, младший пока в неведении как называется метод:)

С ув., Ида Лит.


Ида Лит   07.12.2022 09:27   Заявить о нарушении