Природа И. В. Гете

Природа

- фрагмент -

(Из "Тифуртерского журнала" 1783 г.)

Природа! Мы окружены и объяты ей – не в силах выйти из неё, не в силах погрузиться в неё глубже. Непрошенная и непредупреждённая она уносит нас в круговорот своего танца и ведёт нас вперёд, пока мы не устанем и не выскользнем из её рук.
Она беспрестанно создаёт новые формы; того, что ещё никогда не было, а то, что было, больше никогда не вернётся – Всё новое и одновременно же давнее.
Мы живём в ней, и мы чужды ей. Она безустанно говорит с нами и не раскрывает нам свою тайну. Мы постоянно воздействуем на неё, но всё же не имеем власти над ней.
Она кажется составленной из своей индивидуальности, не придающей значение отдельным личностям. Она всегда строит и всегда разрушает, её мастерская недоступна.
Она живёт в своих шумящих детях, но где сама мать, где она сама? – Она единственная творительница: от простого материала она доходит до великих контрастов: без тени напряжения к величайшему совершенству – к самой точной определённости, всегда прикрытая чем-то мягким. Каждое из её произведений имеет свою сущность, каждое её проявление – обособленно в понимании и всё же составляет одно целое.
Она играет постановку: видит ли она сама себя, мы не знаем, но играет она для нас, стоящих в углу.
В ней есть вечная жизнь, становление и движение, и всё же она не передвигается вперёд. Она вечно меняется и в ней нет мгновения неподвижности. У неё нет представления, чтобы оставаться, она наложила проклятие на возможность остановиться. Она тверда. Её шаг размерен, её исключения редки, её законы неизменны.
Думает и размышляет она постоянно; но не как человек, а как природа. Она оговорила за собой собственный всеобъемлющий смысл, который никто не может у неё перенять.
Люди все в ней, и она во всех них. Со всеми она ведёт дружелюбно игру, и радуется, если кто-то больше выигрывает у неё. Она играет со многими так сокровенно, что скорее прежде придёт конец, чем они это заметят.
Также самое неестественное – это природа. Если вы не видите её повсюду, вы не видите её нигде.
Она любит себя саму и неисчисляемое количество раз примыкает к себе глазами и сердцем. Она отделила себя, чтобы наслаждаться собой. Всегда заставляет она подрастать своих новых ценителей, чтобы ненасытно делиться с ними.
Она радуется иллюзии. Кто разрушает это в себе или других, того жёстко наказывает она как тирана. Кто доверчиво следует за ней, того прижимает она к сердцу, как дитя. Её детям нет числа. Ни для кого она не скупится, но для своих любимцев она многое растрачивает, многим жертвует.
Она вытряхивает свои создания из ниоткуда, и не говорит им, откуда они пришли и куда идут теперь. Они должны только идти. Дорога знакома им.
У неё много движущих сил, и они никогда не иссякают, всегда действенны, всегда многообразны. Её игра всегда нова, потому что она всегда создают новых зрителей. Жизнь – её лучшее изобретение, а смерть – её искусный приём иметь долгую жизнь.
Она обволакивает человека глупостью и вечно подталкивает к свету. Она делает его зависимым от земли, делает вьючным и неподъёмным и снова и снова встряхивает его.
Она даёт потребности, потому что любит движение. Чудо, что она достигает всего этого движения столь малым. Каждая потребность есть благо. Быстро удовлетворяется, быстро возникает вновь. Дать ей ещё одну, будет ещё один новый источник удовольствия. Но вскоре она приходит в равновесие.
Она готовит каждое мгновение к самому долгому пути и каждое мгновение направлено к цели. Она есть само тщеславие; но не для нас, которых она сделала для себя большой значимостьюю.
Она позволяет каждому ребёнку притворничать над собой, каждому глупцу судить себя, тысячи равнодушно проходят по ней и ничего не видят, но она всем радуется и во всём находит свой счёт.
Её законам повинуются, даже если противятся им, действуют с ней, даже если хотят противодействовать ей. Она делает всё, чтобы дать благо, что делает она незаменимо. Она замедляется, чтобы её просили, она торопится, чтобы её не насытились.
У неё нет ни языка, ни речи, но она создаёт языки и сердца, через которые она чувствует и говорит.
Её венец – любовь. Только через неё можно приблизиться к ней. Она создаёт пропасти между всеми существами и хочет всё поглотить в себя. Она изолировала всё, чтобы создать всё воедино. Сделав несколько глотков из чаши любви, она сохранит свою жизнь, полную усилий, невредимой.
Она – всё. Она вознаграждает себя сама и наказывает себя сама, радует и мучает. Она груба и нежна, прелестна и ужасна, бессильна и всемогуща. В ней всегда всё есть. Прошлого и будущего она не знает. Настоящее – это её вечность. Она добросердечна. Я прославлю её всеми её творениями. Она мудра и спокойна. Никакое объяснение не вырывается из её плоти, никакой дар не даётся ей, который бы она не приняла добровольно. Она лукава, но ради благих целей, но лучше вовсе не замечать её хитрости.
Она цельна и всегда незавершённа. Вот как она действует, она всегда может так действовать.
Каждому представляется она в своей собственной форме. Она прячется в тысяче имён и терминах и всегда является одной и той же.
Она меня ввела, она меня и выведет. Я доверяю себя ей. Ей нравится располагать мной. Она не будет ненавидеть своё произведение. Я не говорил о ней. Нет, что правда и что ложь, она сама всё сказала. Всё есть её вина, всё есть её заслуга.


Рецензии