Чтобы помнили - Алексей Николаевич Верстовский!..

       Для русской музыкальной сцены Алексей Верстовский – величина колоссальная. В истории русского театра даже есть понятие «эпоха Верстовского»: имеется в виду тридцатипятилетие московского театра в середине XIX века, эпоха его расцвета.
       Опера Алексея Верстовского «Аскольдова могила» была в дореволюционной России не менее популярна, чем «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Близкая дружба связывала Алексея Верстовского и Сергея Аксакова – последний писал для композитора либретто.

       Мелодии, сочиненные Верстовским, путешествовали по всему миру. Шарманщики Германии, Италии, Франции и Англии, не зная того, наигрывали темы из опер Верстовского.
       Композитором создано множество романсов и баллад. Исполняя многие из них – «Три песни», «Бедный певец», «Черная шаль», – но не зная имени автора, многие их принимают за народные…




                          А. С. ПУШКИН И А. Н. ВЕРСТОВСКИЙ

       Алексей Николаевич Верстовский (1799–1862) – известный русский композитор и театральный деятель, руководивший московскими театрами с 1825 по 1859 год, родился в Козловском уезде Тамбовской губернии, в имении Селивёрстово при селе Мезинец. А. Н.;Верстовский написал несколько водевилей и опер, в числе которых популярная опера «Аскольдова могила», романсов, песен, кантат на стихи А. С. Пушкина, А. С.;Грибоедова, В. А.;Жуковского и других поэтов XIX века. Похоронен композитор на Ваганьковском кладбище в Москве. Имя Верстовского носят улицы в Староюрьеве и Тамбове.

       Жизни и деятельности известного композитора посвящены экспозиции в Староюрьевском историко-музыкальном музее имени А.;Н.;Верстовского, в Тамбовском областном краеведческом музее, есть о нём материалы в ряде музеев Москвы и Мичуринска.


       Знакомство и творческое содружество Александра Сергеевича Пушкина и Алексея Николаевича Верстовского связано с 20-ми и началом 30-х годов XIX века. Они встречались в домах общих друзей и знакомых;– П.;В.;Нащокина, П. А. Вяземского, М. П. Погодина, А. С.;Грибоедова, С. Т. Аксакова и других. Встречи друзей обычно посвящались поэзии и музыке. Поэта и композитора сближало отношение к творчеству, к высокому искусству, к театру.
       В 1823 году появилась баллада Верстовского «Чёрная шаль» на стихотворение Пушкина, написанное в 1820 году. Баллада получила распространение и часто исполнялась в домашних концертах. В своих воспоминаниях Е. Соковкина, племянница С. Н. Бегичева;– друга Верстовского, – писала: «Часто оживлял общество весельчак А. Н. Верстовский, который тогда написал знаменитый романс «Чёрная шаль» и певал его с особенным выражением своим небольшим баритоном, аккомпанируемый Грибоедовым».

       Имена великого поэта и известного композитора часто звучали вместе. С. Т. Аксаков вспоминал: «Слушали мы, и с наслаждением, и музыку, и пение Верстовского. Его… «Приди, о путник молодой» из «Руслана и Людмилы», «Чёрная шаль» Пушкина и многие другие пьесы – чрезвычайно нравились всем, а меня приводили в восхищение. Музыка и пение Верстовского казались мне необыкновенно драматичными. Говорили, что у Верстовского нет полного голоса; но выражение, огонь, чувство заставляли меня и других не замечать этого недостатка». Советский музыковед Б. В. Асафьев в статье «Композитор из плеяды славяно-российских бардов: Алексей Николаевич Верстовский» писал: «Верстовский чутко отзывался на лирику современных ему русских поэтов, и современники любили его музыку, соотносящуюся с тогдашней поэзией Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Дмитриева, Языкова…»

       Беспокойная жизнь Пушкина вынуждала друзей на частые и длительные разлуки. Но и на расстоянии они не забывали друг друга, поддерживая связь письмами. В июне 1823 года поэт был отправлен на службу в Одессу и, переписываясь с поэтом П. А.;Вяземским, просил его передать Верстовскому «усердный поклон», сообщить, что скоро и ему ответит. Спустя год Пушкина ссылают в село Михайловское. И снова в письме к Вяземскому Пушкин просит передать ноты Верстовскому, если не будут они гравированы. Вероятно, речь шла о балладе «Чёрная шаль».

       Дошедшие до нас материалы говорят о встречах и сотрудничестве Верстовского и Пушкина в последующие годы. Известно, что в 1828 году композитор написал на стихи Пушкина «Гишпанскую песню» («Ночной зефир»), а в разное время 20-х годов XIX века – песни «Певец», «Муза» и на отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» – «Ложится в поле мрак ночной» и «У Лукоморья».


       Творческое сотрудничество композитора и поэта продолжалось. 29 мая 1829 года Верстовский писал Шевырёву: «…Пушкин ко мне пристал, чтобы я написал музыку Казака из «Полтавы» – посылаю его к Вам, – мысль пришла недурная выразить галопом всю музыку».
Знаменательное событие для поэта и композитора произошло 23 декабря 1829 года – они были избраны в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

       Осень 1830 года застала Пушкина в Болдино. Это была знаменитая болдинская осень, когда Пушкин переживал необычайный творческий подъём. Он дорабатывал тогда роман «Евгений Онегин», написал маленькие трагедии «Скупой рыцарь», «Каменный гость», повесть в стихах «Домик в Коломне», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и другие.
Несмотря на такую одержимость творчеством, Пушкин помнит о Верстовском и пишет ему письмо из Болдино, обращаясь на «ты» – свидетельство близких, доверительных отношений поэта к композитору.

       Приближалась важная перемена в личной жизни Пушкина. Ещё в апреле 1830 года родители Натальи Гончаровой дали согласие на брак своей дочери с ним. Через год должна была состояться свадьба. Она была назначена на 18 февраля 1831 года. Накануне свадьбы Пушкин устроил встречу друзей и приятелей, на которую собрались И. В. Киреевский, Е. А. ;Боратынский, Д. В. Давыдов, П. В. Нащокин, Н. М. Языков, П. А. Вяземский с сыном Павлом, брат Л. С. Пушкин и А. Н. Верстовский. Это было в доме на Арбате, где теперь находится мемориальный музей поэта.

       В 1832 году Верстовский создал одно из своих наиболее популярных произведений – «Песню Земфиры» на слова цыганской песни, которую Пушкин в переводе на русский язык использовал в поэме «Цыганы». Композитор написал песню для Надежды Васильевны Репиной – будущей жены. На этот текст писали музыку и другие известные русские композиторы, например А. А. Алябьев, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, но наибольшая популярность выпала на долю песни Верстовского. Надежда Васильевна была её замечательной исполнительницей.


       В своём творчестве Верстовский обращался не только к стихам Пушкина. Г. В. Кугушев сделал инсценировку романа «Евгений Онегин», и Верстовский написал к ней музыку. Премьера драматического представления с музыкой Верстовского состоялась в 1846 году в Москве на сцене Малого театра.

       Последним сочинением Верстовского на стихи Пушкина стала кантата «Пир Петра Первого», написанная в 1859 году.
       Пока ещё не все сохранившиеся материалы, рассказывающие о дружбе и совместном творчестве А. Н. Верстовского и А. С. Пушкина, собраны и изучены, но с некоторыми из них можно ознакомиться в Московском мемориальном музее Пушкина. Здесь хранится портрет Дж. Фильда, одного из учителей Верстовского. Посетители могут прочитать статью В. Ф. Одоевского «Несколько слов о кантатах Верстовского», напечатанную в первом номере «Вестника Европы» за 1824 год. В музее есть портреты Алексея Николаевича Верстовского и его жены Надежды Васильевны Репиной – примадонны московских театров. В музее хранится материал о постановке «Чёрной шали», именно об этом сочинении писал Николай Алексеевич Полевой в статье «Обозрение русской литературы в 1824 году» в «Московском телеграфе»: «Песни Пушкина сделались народными: в деревнях поют его Чёрную шаль. А. Н. Верстовский с большим искусством сделал на сию песню музыку, и доныне жители Москвы не наслушаются очаровательных звуков, вполне выражающих силу стихов Пушкина»...



          * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


                @>-->---






       https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/240311.html

       https://posredi.ru/blog02_6verstovsk.html

       https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/121553

      
       https://musicseasons.org/aleksej-nikolaevich-verstovskij/


Рецензии