Сансара венок сонетов
Невнятная бессмыслица – судьба –
столь часто наделяет, отнимая.
Гудит иерихонская труба,
как водится у нас, в начале мая,
божественна, по сути, и груба,
когда на ней архангелы, играя,
доносят нам, что кончилась борьба,
и можно изменяться, догорая.
А ежели собою пренебречь,
раскрыв глаза предсердием к светилу
и перепрыгнув ждущую могилу,
навечно обрести родную речь?
Не хочешь жить – попробуй умереть,
чтоб даже в смерти жизнь свою воспеть.
1
Невнятная бессмыслица – судьба –
навязана и, в сущности, нелепа.
Ты, вычленяя из себя раба,
бредёшь на свет распахнутого склепа,
в котором исправление горба
считается занятием никчёмным,
как молвлено, и даже ворожба
не справится с видением объёмным
непоправимой логики беды,
которая присутствует повсюду.
И вот эскиз, предшествуя этюду,
уже расставил на листе следы.
И лишь Творец, видениям внимая,
столь часто наделяет, отнимая…
2
Столь часто наделяет, отнимая,
что милости не стоит ожидать…
Бредёт судьба – потёртая, немая,
как некий душегубец или тать,
в руке коварно лезвие сжимая.
А что же ей прикажете сжимать?
И страх парит, пространство обнимая.
И человек не смеет не внимать
предсказанному страхом наважденью,
сквозящему из тысячи щелей,
как уценённый грешником елей,
стремящийся к повторному рожденью
в ином краю, где праведностью лба
гудит иерихонская труба…
3
Гудит иерихонская труба,
себя осознавая саксофоном.
Становится банальною пальба,
а, стало быть, становится лишь фоном
для нового значения герба,
в уже совсем ином миропорядке.
И что, в сакральной сущности, гроба,
когда уже галактика в упадке?
Стоит, на двери дыбя, часовой.
В его руках – резной работы чётки.
Но миражи пустынны и нечётки,
как на звонок ответ голосовой.
Ликует гром, пространство сотрясая,
как водится у нас, в начале мая.
4
Как водится у нас, в начале мая
рыбак на речку ходит без порток,
и, наготу его не принимая,
стремится вдаль вскипающий поток,
на полпути нетленное ломая,
хотя оно могло ещё цвести,
и лишь незримый умысел, летая,
не прекращает сеть свою плести
вкруг рыбака – не он ли первый вестник,
воскликнувший: «Пескарь – не человек!»
Но двадцать первый просвещённый век,
как прокуратор – стало быть, наместник –
кривит ухмылку. Детская губа
божественна, по сути, но груба.
5
Божественна, по сути, и груба
любая практикуемая фраза.
Скользит монах в чужие погреба,
где неподсудна спящая зараза,
рыдает у позорного столба,
надеясь на иное возрожденье,
как верит в свет слепая голытьба.
И можно ль упрекнуть его в служенье
небесной флейте? Отзвуки тихи,
как древние затёртые страницы.
И новое вино зальёт ресницы
у безнадёжно съехавшей стрехи…
Трубу поднимет тот, кто ждал у края,
как будто бы архангелы, играя.
6
Когда на ней архангелы, играя,
заводят бесконечный монолог
о том, кому, возвысив – презирая –
они изменят изначальный слог,
выходит тихо девочка из рая.
За раем закрываются врата,
и день, в закатном мареве сгорая,
кладёт печать на девичьи уста.
Но взгляд её пронзительней железа,
калёного на медленном огне,
и каждого рождённого в вине
ждёт мертвенно-прекрасная аскеза.
И криков утихающих мольба
доносит нам, что кончилась борьба…
7
Доносит нам, что кончилась борьба,
предсмертный хрип пустого подреберья.
Так, опустевши, кренится изба,
где начинали жизнь свою поверья
о вечности, чьи тянут короба
на дно опустошённого колодца.
Когда у жизни кончится резьба,
то нежить в человеке приживётся,
а человек не приживётся в ней.
И девочке, смеющейся задорно,
ничто уже, по сути, не зазорно –
ни скрежет мачт, ни гибель кораблей…
Когда она глядит, сквозь нас взирая,
то можно изменяться, догорая.
8
И можно изменяться, догорая,
перерождаясь в новое тепло,
неведомое прошлое стирая.
Но если сыпать пепел на чело,
и боль, и страх, и ненависть вбирая,
то обмелеет собственное зло.
Ведь девочка, грядущее карая,
не понимает: как же повезло
тем, кто ушёл, заранее прощаясь
с осенней увяданья новизной,
переместясь за новою виной,
в итоге никуда перемещаясь,
чтоб в новой бесконечности возлечь.
А ежели собою пренебречь?
9
А ежели собою пренебречь,
замедлить эту девочку пытаясь,
в свою игру её игру вовлечь,
любым из всех искусно притворяясь,
стать голосом и немоту предречь,
на отчество уже не откликаясь,
в седой гранит вонзив сомнений меч,
по древу тихим словом растекаясь,
отдать ладони первому лучу,
закрыть глаза угаснувшему лету,
и удивиться новому завету,
как другу или даже палачу
своей судьбы, – то ты постигнешь силу,
раскрыв глаза предсердием к светилу.
10
Раскрыв глаза предсердием к светилу,
стоит ослепший выходец из снов.
Он столько лет испытывал Ярилу,
что мир грядущий стал ему не нов,
и всё же стал подобием метилу,
исторгнутый из собственных основ,
для осознанья, что не верит спилу
на пне пророчеств сбрендивший Иов.
Нагадана и всё же не желанна,
стоит перед контрольной полосой
растрёпанная девочка с косой
и что-то произносит постоянно,
но людям то услышать не под силу –
не перепрыгнуть ждущую могилу…
11
И, перепрыгнув ждущую могилу,
ты взором упираешься в рассвет,
но под тобою твердь подобна илу,
а это значит то, что тверди нет.
И как в мешке не затеряться шилу,
не заселить игрушечный макет,
так не поверить сну-библиофилу,
который говорит, что смерти нет…
А смерть стоит, и девичья улыбка
пленяет жизнь, что стоит ни гроша.
И, в сущности, бессмертная душа,
как гладь воды, непостижимо зыбка
в стремлении стремительно истечь,
навечно обретя родную речь…
12
Навечно обрести родную речь…
Что может быть коварнее и слаще?
В слова свои сомнения облечь
и выйти в свет бесхитростно-блестяще.
Свободою безумие наречь,
забыть о том, что было преходяще.
Костром вокруг себя пространство сжечь.
Стрелою опьяняюще-звенящей
вонзиться в плоть и выйти на простор,
где тихо плачет девочка-ребёнок,
который – Смерть, глядящая спросонок
на всех, кто расширяет кругозор
и всё-таки ещё способен петь.
Не хочешь жить – попробуй умереть…
13
Не хочешь жить – попробуй умереть!
Что для тебя волненья суматохи?
Коль раньше не посмел, то не посметь –
стяжать небес обглоданные крохи.
Но только перед девочкой ответь,
прижав ладонь на предпоследнем вдохе
к её груди: чья наступает смерть
через любовь к угаснувшей эпохе?
Стоит туман над полем спорыньи,
как бывшая любовница пред бывшим
затасканным любовником, прослывшим
волшебным экспонатом из НИИ,
наученным неверие терпеть,
чтоб даже в смерти жизнь свою воспеть!
14
Чтоб даже в смерти жизнь свою воспеть,
приходится прибегнуть к усложненью.
Скулит – от невозможности иметь
билет на непричастность к измененью –
душа. Неповторяемая впредь
дорога от рождения к рожденью
кичится тем, что попадает в сеть
и непременно верит наважденью.
И умирает девочка опять…
И воскресает девочка мгновенно.
И ремесло её благословенно,
поскольку нам положено терять,
но здесь и начинается борьба…
Невнятная бессмыслица – Судьба.
10 ч. 46 мин. 21.10.2022 г.
Свидетельство о публикации №122102702678
Раймонис 13.01.2024 00:20 Заявить о нарушении
Дописываю Сон... проявляется не конкретика героя, а состояния и ощущения... и, немного, Карлитос.
P.S. Опа, пришла мысль соединить Карлоса и Карлсона
Андрей Шуханков 20.01.2024 11:29 Заявить о нарушении
Раймонис 20.01.2024 23:25 Заявить о нарушении
Не пропадай! Мне важно знать то, что есть кто-то понимающий что я пишу. Пожалуй, ты и сам в этом участвуешь...
Андрей Шуханков 23.01.2024 09:00 Заявить о нарушении
Раймонис 24.01.2024 04:00 Заявить о нарушении
Андрей Шуханков 24.01.2024 10:33 Заявить о нарушении
Раймонис 24.01.2024 12:44 Заявить о нарушении
Андрей Шуханков 24.01.2024 15:22 Заявить о нарушении