Большая пушечная серия
Историческая серия «ТМ»
ЕВГЕНИЙ ПРОЧКО, инженер
Под редакцией доктора технических наук,
Героя Социалистического Труда,
лауреата Государственных премий
Николая Астрова;
доктора технических наук,
полковника-инженера
Владимира Медведкова.
Коллективный консультант:
Центральный музей Вооруженных
Сил СССР.
Пушечное вооружение выгодно отличало первый советский
броневик БА-27 от большинства зарубежных боевых машин
аналогичного назначения. И в последующие годы советские
конструкторы продолжали работать над пушечными броневиками,
способными выполнять ряд боевых задач наравне с легкими
танками тех лет. Они могли поддерживать наступающую пехоту,
уничтожать доты и бронетанковую технику противника,
охранять свои коммуникации. Тогда колесные броневики по
вооружению и защите почти не уступали колесным танкам, но
были легче их, дешевле, обладали большим запасом хода.
Единственным, но существенным недостатком броневиков была
слабая проходимость - следствие использования двухосных
шасси с одной ведущей осью. Иное дело шасси - трехосные,
у которых на задние ведущие оси приходится до 80% массы
машины, а увеличенный сцепной вес обеспечивает
значительное тяговое усилие на колеса. Использование
такого шасси позволяло увеличить массу машины и за счет
этого усилить вооружение, бронирование и запас топлива.
Приступая к созданию новых пушечных броневиков, наши
конструкторы сначала рассчитывали на импортное трехосное
шасси «Форд-Тимкен» с 40-сильным двигателем, партии
которого стали поступать в СССР с 1931 года. Осенью того же
года на одной из бронерембаз попробовали установить на
шасси «Форд-Тимкен» бронекорпус с вооружением БА-27. При
полной боевой массе в 4,5 т модернизированный
бронеавтомобиль (БА-27М) показал хорошую маневренность,
преодолевал подъемы до 23 градусов (у прототипа 15),
проходил без дозаправки 300 км. В боевой обстановке четверо
человек, составлявших экипаж БА-27М, могли одновременно
вести огонь из пушки и пулемета.
Работы над пушечными броневиками в 30-е годы в
основном велись на Ижорском заводе под руководством
инженера Кузьмина А.Д. Там, в 1931 году выпустили небольшую
серию универсальных трехосных бронеавтомобилей Д-13
(конструктор Дыренков). У этой машины массой 4,14 т,
кроме 37-мм пушки со спаренным пулеметом, имелся второй ДТ,
устанавливаемый в бортовых бойницах, а на корме верхнего
люка бронекорпуса была установлена авиационная турель с
зенитным «Максимом». Внутри самого бронекорпуса, сваренного
из 8-мм листов, разместили кормовой пост управления (правда,
скорость заднего хода не превышала 9км час), а снаружи у
бортов крепили запасные колеса. Передвигаясь по неровной
местности, броневик перекатывался на них через препятствия,
не садясь на днище. Любопытная деталь - конструкцию опоры
башни Д-13 почти через полтора десятилетия повторили на
супертанке «Мышонок» инженеры вермахта.
В 1932 году ижорцы создали 5-тонный, но компактный
БАИ (бронеавтомобиль ижорский). Его цилиндрическая башня с
37-мм пушкой была смещена к корме и несколько опущена, а
пулемет ДТ поместили на правом лобовом бронелисте. На
ровной местности броневик развивал до 48 км/час, при
движении по мягкому грунту на двойные задние скаты экипаж
надевал новинку тех лет, легкую металлическую гусеницу
"Оверолл".
Стремясь усилить огневую мощь колесных боевых машин,
конструкторы создали в 1934 году бронеавтомобиль БА-3 с
башней и пушкой от танка Т-26. Ее разнообразные по назначению
45-мм снаряды обладали значительной начальной скоростью, а
совершенная система наводки обеспечивала довольно высокую
точность стрельбы. К сожалению, повышение боевых качеств
привело к тому, что боевая масса бронемашины возросла до
6 т, что, конечно, отрицательно сказалось на ее проходимости
да и максимальная скорость БА-3 не превышала 45 км/ч.
В 1935 году на Горьковском автозаводе был освоен
выпуск автомобиля ГАЗ-ААА с трехосным шасси, которое
использовалось и на последующих моделях броневиков вместо
ранее упомянутого шасси «Форд-Тимкен». Уже в том же году из
заводских ворот вышел БА-6, машина с тщательно продуманной
формой корпуса и башни. Ее боевая масса (6,12 т) позволяла
применить 9-мм бронелисты. Кстати на этом броневике впервые
применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой
резиной. В следующем году БА-6 модернизировали, установили
на нем башню в виде усеченного конуса, улучшив форму
корпуса и применив 50-сильный двигатель. Несмотря на 10-мм
усиленнную броню, установку массивной танковой
радиостанции, боевая масса не только не возросла, а
уменьшилась до 4,8 т.
Одновременно с БА-6М выпустили и облегченный (4,5т)
броневик БА-9, вооруженный только крупнокалиберным
пулеметом ДК. Машина получилась более подвижной, маневренной,
но недостаточно мощной.
Читатели наверное обратили внимание, что новые
модели бронеавтомобилей появлялись чуть ли не каждый год и
любая имела что-то новое. Именно так, методом проб и
подходили наши конструкторы к самому массовому из средних
пушечных автомобилей - знаменитому БА-10, производство
которого началось в 1938 году.
Эта машина воплотила в себя все лучшее, что было
накоплено в конструкторских бюро за минувшее десятилетие.
Достаточно сказать, что на БА-10 были применены усиленная
передняя ось, подвеска с гидроаммортизаторами, центральный
тормоз в трансмиссии, улучшенная система вентилляции и
охлаждения двигательного отсека. Фары и ступицы передних
колес прикрывались бронеколпаками. Неплохими были и ходовые
качества - машина преодолевала подъемы до 24 град. и
форсировала водные преграды глубиной до 0,6м. Основное
оружие БА-10 - усовершенствованная танковая пушка с
боекомплектом 49 снарядов - оснащалась телескопическеими и
перископическими прицелами.
Части РККА еще только осваивали новые броневики, а
разработчики уже улучшили их конструкцию, выпустив в 1939
году БА-10М (5,36 т) с усовершенствованным рулевым
управлением, усиленной защитой радиатора и рацией нового
образца.
Подобно некоторым предыдущим бронемашинам, у БА-6 и
БА-10 имелись и железнодорожные «собратья». Правда
удачными их назвать нельзя, ибо, утратив свойственные
колесным боевым машинам автономность, они ничем не
превосходили бронедрезины специальной постройки.
Советские бронеавтомобили, созданные в 30-е годы,
неплохо показали себя в пограничных конфликтах и в
начальном периоде Великой Отечественной войны.
Свидетельство о публикации №122102507536