Большая пушечная серия

               

                Историческая серия «ТМ»               
                ЕВГЕНИЙ ПРОЧКО, инженер               
               
         
         Под редакцией доктора технических наук,
         Героя Социалистического Труда,
         лауреата Государственных премий
         Николая Астрова;
         доктора технических наук,
         полковника-инженера
         Владимира Медведкова.
         Коллективный консультант:
         Центральный музей Вооруженных
         Сил СССР.
         
                Пушечное вооружение выгодно отличало первый советский
         броневик БА-27 от большинства зарубежных боевых машин
         аналогичного назначения. И в последующие годы советские
         конструкторы продолжали работать над пушечными броневиками,
         способными выполнять ряд боевых задач наравне с легкими
         танками тех лет. Они могли поддерживать наступающую пехоту,         
         уничтожать доты и бронетанковую технику противника,
         охранять свои коммуникации. Тогда колесные броневики по
         вооружению и защите почти не уступали колесным танкам, но
         были легче их, дешевле, обладали большим запасом хода.
         Единственным, но существенным недостатком броневиков была
         слабая проходимость - следствие использования двухосных
         шасси с одной ведущей осью. Иное дело шасси - трехосные,
         у которых на задние ведущие оси приходится до 80% массы
         машины, а увеличенный сцепной вес обеспечивает
         значительное тяговое усилие на колеса. Использование
         такого шасси позволяло увеличить массу машины и за счет
         этого усилить вооружение, бронирование и запас топлива. 
                Приступая к созданию новых пушечных броневиков, наши
         конструкторы сначала рассчитывали на импортное трехосное
         шасси «Форд-Тимкен» с 40-сильным двигателем, партии
         которого стали поступать в СССР с 1931 года. Осенью того же
         года на одной из бронерембаз попробовали установить на
         шасси «Форд-Тимкен» бронекорпус с вооружением БА-27. При
         полной боевой массе в 4,5 т модернизированный
         бронеавтомобиль (БА-27М) показал хорошую маневренность,
         преодолевал подъемы до 23 градусов (у прототипа 15),
         проходил без дозаправки 300 км. В боевой обстановке четверо
         человек, составлявших экипаж БА-27М, могли одновременно
         вести огонь из пушки и пулемета.
                Работы над пушечными броневиками в 30-е годы в
         основном велись на Ижорском заводе под руководством
         инженера Кузьмина А.Д. Там, в 1931 году выпустили небольшую
         серию универсальных трехосных бронеавтомобилей Д-13
         (конструктор Дыренков). У этой машины массой 4,14 т,
         кроме 37-мм пушки со спаренным пулеметом, имелся второй ДТ,
         устанавливаемый в бортовых бойницах, а на корме верхнего
         люка бронекорпуса была установлена авиационная турель с
         зенитным «Максимом». Внутри самого бронекорпуса, сваренного
         из 8-мм листов, разместили кормовой пост управления (правда,
         скорость заднего хода не превышала 9км час), а снаружи у
         бортов крепили запасные колеса. Передвигаясь по неровной
         местности, броневик перекатывался на них через препятствия,
         не садясь на днище. Любопытная деталь - конструкцию опоры
         башни Д-13 почти через полтора десятилетия повторили на
         супертанке «Мышонок» инженеры вермахта.
                В 1932 году ижорцы создали 5-тонный, но компактный
         БАИ (бронеавтомобиль ижорский). Его цилиндрическая башня с
         37-мм пушкой была смещена к корме и несколько опущена, а
         пулемет ДТ поместили на правом лобовом бронелисте. На
         ровной местности броневик развивал до 48 км/час, при
         движении по мягкому грунту на двойные задние скаты экипаж
         надевал новинку тех лет, легкую металлическую гусеницу 
         "Оверолл".
                Стремясь усилить огневую мощь колесных боевых машин,
         конструкторы создали в 1934 году бронеавтомобиль БА-3 с
         башней и пушкой от танка Т-26. Ее разнообразные по назначению
         45-мм снаряды обладали значительной начальной скоростью, а
         совершенная система наводки обеспечивала довольно высокую
         точность стрельбы. К сожалению, повышение боевых качеств
         привело к тому, что боевая масса бронемашины возросла до
         6 т, что, конечно, отрицательно сказалось на ее проходимости         
         да и максимальная скорость  БА-3 не превышала 45 км/ч.
                В 1935 году на Горьковском автозаводе был освоен
         выпуск автомобиля ГАЗ-ААА с трехосным шасси, которое
         использовалось и на последующих моделях броневиков вместо
         ранее упомянутого шасси «Форд-Тимкен». Уже в том же году из
         заводских ворот вышел БА-6, машина с тщательно продуманной
         формой корпуса и башни. Ее боевая масса (6,12 т) позволяла
         применить 9-мм бронелисты. Кстати на этом броневике впервые
         применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой
         резиной. В следующем году БА-6 модернизировали, установили
         на нем башню в виде усеченного конуса, улучшив форму
         корпуса и применив 50-сильный двигатель. Несмотря на 10-мм
         усиленнную броню, установку массивной танковой
         радиостанции, боевая масса не только не возросла, а
         уменьшилась до 4,8 т.
                Одновременно с БА-6М выпустили и облегченный (4,5т)
         броневик БА-9, вооруженный только крупнокалиберным
         пулеметом ДК. Машина получилась более подвижной, маневренной,
         но недостаточно мощной.
                Читатели наверное обратили внимание, что новые
         модели бронеавтомобилей появлялись чуть ли не каждый год и
         любая имела что-то новое. Именно так, методом проб и
         подходили наши конструкторы к самому массовому из средних
         пушечных автомобилей - знаменитому БА-10, производство
         которого началось в 1938 году.
                Эта машина воплотила в себя все лучшее, что было
         накоплено в конструкторских бюро за минувшее десятилетие.
         Достаточно сказать, что на БА-10 были применены усиленная
         передняя ось, подвеска с гидроаммортизаторами, центральный
         тормоз в трансмиссии, улучшенная система вентилляции и
         охлаждения двигательного отсека. Фары и ступицы передних
         колес прикрывались бронеколпаками. Неплохими были и ходовые
         качества - машина преодолевала подъемы до 24 град. и
         форсировала водные преграды глубиной до 0,6м. Основное
         оружие БА-10  - усовершенствованная танковая пушка с
         боекомплектом 49 снарядов - оснащалась телескопическеими и
         перископическими прицелами.
                Части РККА еще только осваивали новые броневики, а
         разработчики уже улучшили их конструкцию, выпустив в 1939
         году БА-10М (5,36 т) с усовершенствованным рулевым
         управлением, усиленной защитой радиатора и рацией нового
         образца.
                Подобно некоторым предыдущим бронемашинам, у БА-6 и
         БА-10 имелись и железнодорожные «собратья». Правда
         удачными их назвать нельзя, ибо, утратив свойственные
         колесным боевым машинам автономность, они ничем не
         превосходили бронедрезины специальной постройки.
                Советские бронеавтомобили, созданные в 30-е годы,
         неплохо показали себя в пограничных конфликтах и в
         начальном периоде Великой Отечественной войны.
         


Рецензии