Неужто променять

Неужто променять на звон тарелок медных,
Что вечною тщеславностью звенят,
Звон золотой осенних дней победных
И праздник жизни – листопад?

Так падают, и так тепло паденье,
Так пахнет отсыревшею листвой,
Что всякое земное дребеденье
Едва-едва бренчит над головой.

25. 10. 2022

___________________________

Немного о тщеславцах. Такой вечный Златопуст Локонс. Вызывают такие персонажи улыбку, потому, вдруг встретив текст, который и мои воспоминания шевельнул, опубликую его здесь.
До войны я успела сделать проект "Карл Черни - учитель музыки". Изучая жизнь этого великого скромного труженика, узнала, что он в своё время конкурировал с ещё одним учеником Бетховена Фердинандом Рисом. С Рисом они не сдружились, была некая борьба за первенство, и теперь мне понятно почему. Вы посмотрите на кичливость Риса!
Здесь речь идёт о первом исполнении Бетховенского концерта №3 для фортепиано с оркестром.
Привожу текст Риса:

«Для первого моего публичного выступления Бетховен дал рукопись своего концерта. Он дирижировал и переворачивал мне ноты. Я просил его написать каденцию, но он отказался и заставил меня самого писать ее. Бетховен остался доволен моей композицией и мало что переменил в ней. Все же надо было переделать один блестящий, но очень трудный пассаж, который казался ему слишком смелым. Однако другой пассаж не удовлетворил меня. Я не мог заставить себя сыграть в публичном концерте облегченную редакцию. И вот Бетховен спокойно садится рядом со мной. Но, когда я дерзко начал трудный пассаж, он, возмущенный, резко отодвинул свой стул. Каденция все же удалась, и Бетховен был так обрадован, что громко закричал «браво». Его возглас одушевил публику, и положение среди артистов мне было обеспечено. После концерта Бетховен сказал мне: «Вы своевольны и знайте, если б пассаж был смазан, я с вами перестал бы заниматься».

Здесь каждая фраза - шедевр тщеславия )
А что же теперь? Кто знает имя пианиста Риса? А Черни знают все.
Ну и, конечно, Бетховена.
А Рис должен довольствоваться блестящим положением среди артистов в свои времена.


Рецензии