11 танковая бригада

 
Ефим Вольфсон

                ПОДВИГ КОМБРИГА ЯКОВЛЕВА И ЕГО ТАНКОВОЙ БРИГАДЫ.

        Вторая мировая война на востоке началась задолго до столкновения Советского Союза с Гитлеровской Германией. Еще в 1931 году СССР помог Китаю создать современную, по тем временам, армию, в частности, Китай получил от Советского Союза 94 танка Т-26 для комплектования танкового корпуса. В Китае работала большая группа военных советников из СССР. Видное место в этих процессах развития сотрудничества Китая и СССР принадлежит Василию Константиновичу Блюхеру, который сумел перевести приграничный конфликт на КВЖД в дипломатическую плоскость и сформировать союзнические взаимоотношения с недавним военным противником. В.К. Блюхер, военный министр ДВР (Дальне восточной республики), поднял уровень боеготовности китайской армии. Среди его помощников по работе в Китае особенно проявил себя генерал Ефремов, который в последствии прославился во время ВОВ, участвуя в битве под Москвой. Школу Блюхера прошёл и Рокоссовский, показав себя во время конфликта на КВЖД незаурядным , решительным командиром и ряд других военачальников и политработников, многие из которых попали под механизм репрессий.

       Усиление китайской армии и государства в целом было необходимо для отражения японской агрессии на материк. Японцы вели себя весьма агрессивно. Для реализации своих имперских амбиций ими было создано целое агрессивное государство Манчжоу-Го, используя которое Императорская Япония захватывала всё большие территории на материке, приближаясь к границам СССР, что вылилось в новый приграничный конфликт на озере Хасан в 1938 году. Агрессии подверглись обширные восточные территории Монголии.

       Ситуация накалялась и достигла своего апогея к 1939 году. Косвенное участие СССР в военных действиях против Японии было недостаточным. Выполняя свои союзнические обязательства, согласно которых Советский Союз должен был защищать Монголию от любых внешних агрессий, согласно договору от 12 марта 1936 года, СССР ввёл на территорию Монголии войска, 57 особый корпус, который был в дальнейшем преобразован в сильную группировку, так называемую 1 Армейскую группу. 5 июня 1939 года Георгий Константинович Жуков возглавил 57 особый армейский корпус, а с 15 июля Жукову была переподчинена 1 Армейская группа.  После назначения новых командиров резко изменился характер военного противостояния. Стихийные боестолкновения переросли в полноценную войну, чему способствовала и японская сторона. Во второй половине июня 1939 года главные силы японцев организовали наступление и, в конце июня, захватили гору Баин-Цаган, а в начале июля форсировали реку Халхин-Гол и продолжили наступление в западном направлении. Японские войска на западном берегу реки Халхин-Гол были случайно обнаружены на рассвете утром 3 июля советником монгольской армии полковником И.М. Афониным. Афонин проверял в районе горы Баин-Цаган оборону 6-й монгольской кавалерийской дивизии и к своему удивлению обнаружил там японские войска, которые под покровом ночи скрыто переправились на западный берег реки Халхин-Гол и атаковали 6-ю кавалерийскую дивизию МНР. Так началось первое сражение вокруг горы Баин-Цаган.
Решающую роль в этом сражении сыграла 11 танковая бригада, которая дислоцировалась как на территории СССР, в Забайкалье, в п. Песчанка, что под Читой, так и на территории Монголии, близ города Ундурхан, третьего по величине города Монголии. В п. Песчанка действовало учебное подразделение бригады, а основные силы располагались в Монголии. Как таковой границы между Монголией и СССР в этих краях не существовало была распаханная полоса, которую охраняли монгольские «цирики», одетые в советскую форму.
 
      11 танковая бригада начала свой марш в монгольском городе Ундурхан, который был местом её постоянной дислокации. Далее маршрут танковой бригады Яковлева П.М. лежал по монгольской пустыне в направлении горы Баин-Цаган. Расстояние около 600 км танки БТ-7 образца 1935 года, те самые, которые ошеломили весь мир на памятных учениях 1935 года Киевского Особого военного округа, промчались за 10 (!!!) часов и вышли в район предполагаемых боевых действий. Усиление военной группировки советских войск в Монголии силами 11 танковой бригады было необходимо для завершения комплектования 1 Армейской группы так как имевшиеся к началу летней кампании воинские части по своим возможностям не могли обеспечить должное противодействие японской агрессии.
 
     В район боевых действий бригада М.П. Яковлева совершала свой марш, имея в своём составе до 200 танков, двигаясь тремя колоннами, используя колёсный ход. Потребовалась только одна небольшая остановка для дозаправки.
Рано утром 3 июля бригада, приближаясь к реке Халхин-Гол, перевела танки на гусеничный ход и, выдвигаясь далее к реке, атаковала противника, который успел к этому времени оборудовать оборонительные позиции для пехоты и артиллерии. Танки пошли в бой без прикрытия пехоты, которая не успела выйти на рубеж атаки, 24 мотострелковый полк под командованием полковника И.И. Федюнинского затерялся где то в степи и не вышел своевременно на рубеж атаки. Это привело к дополнительным потерям в танках, поскольку японская пехота, не испытывая противодействие со стороны наших мотострелковых подразделений успешно применяла против танков Яковлева бутылки с зажигательной жидкостью, а японская артиллерия вела прицельный огонь с оборудованных позиций, но в конечном итоге была разгромлена совместным применением танков 11 бригады с восточного направления, 7-й мото бронебригады и 8-го монгольского мото бронедивизиона, которые при поддержке авиации нанесли удары с юга.
   
     С японскими танками столкновения начались несколько позднее после переправы через реку, на равнине, в степи.

     Как уже говорилось 11 танковая бригада завершила свой марш в зону боевых действий к вечеру 2 июля. Всего лишь 10 часов потребовалось танкистам М. П. Яковлева чтобы достигнуть района боевых действий. После проверки материальной части, установки гусениц и непродолжительного отдыха около 9 утра 3 июля танки вошли в боевое соприкосновение с противником, который был обнаружен случайно за несколько часов до этого. Японские части были обнаружены полковником Афониным на рассвете 3 июля. Не прошло и нескольких часов после обнаружения, как японские части были атакованы   танками 11 танковой бригады М.П.Яковлева. Бой, закончившийся полной победой танков М.П. Яковлева, завершился к рассвету 5 июля. Это был воистину встречный бой, каких было много и в Монголии, и в Великой Отечественной войне. О таких боях писал в своих стихах   известный танкист Иона Деген «…за тот случайный, сумасшедший бой признают гениальным полководца».
      
        Здесь было бы уместно дать негативную оценку действиям командующего 1-ой Армейской группой Г.К. Жукова. По сути задержка мотострелков Федюнинского с выходом на рубеж атаки - это воинское преступление,которое повлекло за собой неоправданные потери танков 11 бригады. Это обстоятельство было предметом разбирательство специальной комиссии из Москвы. Однако, возникает вопрос:"Что должно было быть сделано, чтобы танки и мотострелки не разминулись в степи?" Жуков должен был организовать единый район сосредоточения для танков Яковлева и мотострелков Федюнинского. Танки должны были взять на броню мотострелков, для чего танки были оборудованы специальными поручнями для удобства пехотинцев.Выход на рубеж атаки в этом случае был бы одновременным и для танков, и для пехоты, а потери  были бы минимальными. К слову сказать Г.К. Жуков иногда критиковал себя за неумение организовывать взаимодействие больших групп войск, при этом подчеркивал, что те командиры, которым удавалось организовывать такое взаимодействие, зачастую были репрессированы.Но никаких выводов не сделано, и, по существу, по тем же причинам гибнет комбриг Яковлев.   
 
        Комбриг Яковлев погиб через 10 дней после столкновения на реке Халхин-Гол. Во время нового наступательного боя под огнём противника залегла наша пехота. Тогда М.П. Яковлев покинул свой танк и личным примером, вдохновляя солдат, повёл их в атаку. В этой атаке Комбриг Яковлев героически погиб. Это случилось 13 июля 1939 года. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя комбрига М.П. Яковлева носит танковая бригада, которой он командовал, и улица в Чите.
      
        В том памятном бою на реке Халхин-Гол воевал другой Великий танкист Александр Александрович Большаков, который по счастью рассказал о своих впечатлениях от столкновения с японцами и о памятном марше 11 бригады.*
Большаков прошёл предварительную подготовку в учебном подразделении 11-той танковой бригады в п. Песчанка и продолжал службу в должности командира танка. Вспоминая о танке БТ-7, он говорил, что БэТэшки ему нравились даже больше, чем танк Т-34. Ему нравилось разнообразие возможностей: колёсно-гусеничный ход, скорость больше 100 км в час, но, особенно, наличие стабилизатора вооружений. По мнению Большакова, эта техническая система была на тот момент довольно сложной, в управлении, и иногда её приходилось отключать. В рассказе о своей службе Александр Большаков ответил на некоторые вопросы:
            - А когда   Вы впервые увидели Жукова?
            - Уже после окончания военных действий. В то время в нашу часть наехало много начальства. Среди них-то и был Георгий Константинович. Но разглядывать мне его особо не пришлось. Я тогда свой танк ремонтировал. А они все ходили, интересовались, высматривали.
            - Доводилось ли встречаться с японскими танками?
            - Я их видел. На башнях у них нарисовано восходящее солнце – красное. Однако в бою с их стороны они не участвовали. Против нас была артиллерия и пехота. С танками пришлось столкнуться уже на равнине, за рекой Халхин-Гол.
 
        От себя добавлю, что на Т-34 стабилизатора вооружений вообще не было, при удельной мощности танка БТ около 40 л.с./тонну, кстати это больше, чем у многих современных танков, танки БТ имели скорость до 120 км/час, а на гусеницах до 80км/час. Эти танки на скорости прыгали через поврежденные мосты, а при необходимости форсирования водных преград по дну, были приспособлены для установки ОПВТ**. Их экономичность просто поражает и, как следствие, именно экономичность давала возможность для длительных маршей 600 и более километров. (Для сравнения можно напомнить, что немецкие танки времен войны имели запас хода не более 200 километров). Если суммировать технические решения, которые были заложены в конструкцию танка БТ-7, то можно сказать, что его создатели опередили своё время, а там, где применение танков соответствовало их тактико-техническим данным и основывалось на принципах, разработанных советскими военными теоретиками, отработанными на учениях, там эти танки всегда имели успех и одерживали победы.  Они выиграли все сражения в которых участвовали! Мне непонятны те уничижительные оценки, которые приходиться порой видеть в различных статьях и комментариях современных авторов относительно наших танков в первый период войны в целом и танков БТ в частности. Ничего толком не зная об этих машинах, эти горе историки называют эти танки устаревшими. Как могут за 1 год устареть выпущенные в 1940 году боевые машины? Танки Германии были теми же, что и в Испании. Но был уже Panzer -Z3 (Т-3). Заметим, что на немецкой стороне воевали совсем допотопные танки албанского производства. Какая, однако, великая танковая держава Албания! Всего у немцев было 3600 танков на восточном фронте, а у нас?  Должен сказать, что данные настолько разнятся, что точную цифру назвать невозможно. Назову количество только новейших танков: Т-34 в войска поступило 1110 штук, а КВ-1 в войсках на вооружении было 500 единиц. Наиболее распространённым были танки БТ-5 и БТ-7,общее количество которых, оценивают в 15000 штук. По последним архивным сведениям, рассекреченным Подольским архивом, в первые три недели войны было потеряно 11000 танков, только в сражении Луцк - Ровно - Броды, по разным данным от 2400, до 2600 танков.
      
      Привычку бросать танки в бой с ходу, без соответствующей подготовки Жуков сохранил и в начале Великой Отечественной войны. Это стоило потерь тысяч танков. Многие, утраченные в боях танки БТ, были восстановлены немцами, а многие и ремонта не требовали, при этом надо помнить, что захваченными танками немцы комплектовали свои бронетанковые части. Так, например, немецкая танковая дивизия СС "Das Reih" была укомплектована танками Т-34.         
               
       Что касается меня лично, то 600 километровый марш 11 танковой бригады меня восхищает не меньше, а может быть и больше чем сам бой у реки Халхин-Гол. Когда я думаю об этом марше – подвиге наших танкистов, мне почему-то вспоминаются события совсем недавние. Давайте вспомним марш нашей бронетехники из Боснии в Приштину в   ночь с 11 на 12 июня 1999 года. Тогда наши ребята промчались 450 км по европейским дорогам и пришли на помощь жителям Косово после бомбардировок Белграда авиацией НАТО. Мы искренне восхищались нашими воинами, которые пришли на выручку братскому народу и опередили колонны миротворцев. Но как же мы должны тогда восхищаться танкистами бригады М.П. Яковлева, которые больше 80 лет тому назад   совершили марш по пустыням Монголии, более 600 км***, с ходу вступили в бой и победили! Какие же это были воины! И какие же это были ТАНКИ!

Танки БТ-7 выпускались в плоть до 1940 года. К моменту начала войны с немцами на вооружении стояло 15000 танков БТ. Но, удивительно то, что для истории этих танков практически не осталось. Как будто чья-то "заботливая" рука убрала их подальше от пытливого взгляда тех, кому не безразлична судьба нашей страны, её воинов и творцов.  А ведь об этих танках писали стихи, пели песни. Спасибо монголам, это они в степях Монголии на горе Баин-Цаган поставили памятник советскому танку. Это был первый танк-памятник. Хорошо хоть там, далеко от Родины, в монгольских песках, на скромном постаменте навечно установлен наш танк БТ-7. И  навечно останутся в памяти стихи К.Симонова.
      
      Когда бы монумент велели мне
      Воздвигнуть всем,
              погибшим здесь в пустыне,
      Я б на гранитной тёсаной стене
      Поставил танк с глазницами пустыми.
      Я б выкопал его таким какой он есть,
      В пробоинах, в листах железа рваных...

     Спасибо братьям белорусам, ведь они к 60-летию освобождения Минска нашли где-то в болотах танк БТ-7, помыли, почистили, покрасили и, со всеми почестями, на парад.
(Продолжение //http://proza.ru/2020/12/30/290//)

 
** ОПВТ - Оборудование подводного вождения танка.

***    P.S. Некоторые авторы, исследуя действия танковой бригады М.П. Яковлева, порой называют даже большие цифры, характеризуя совершенный марш. Айзен Тайчо, в частности, оценивает путь, пройденной бригадой в памятном марше в 800 километров.
 На мой взгляд это преувеличение. Тайчо, в частности, пишет:   
«В июне 1939 года на Халхин-Голе  наступило  некоторое  затишье,        которое сопровождалось лишь боями в воздухе.
Майские бои выявили слабые стороны защиты РККА и неспособность вовремя и быстро разбить противника и выбить его с территории Монголии, что вынудило руководство СССР выдвинуть в очаг войны новые части и новых людей.
11 танковая бригада проделала 800 км(!) путь и прибыла на место событий практически одновременно с прибывшими командирами из столицы.» (Айзен Тайчо https://maxpark.com/community/14/content/3071564)


Рецензии