Зевс - он и в Калуге Зевс

                ЗЕВС – ОН И В КАЛУГЕ ЗЕВС

                1

        Есть среди идолов из деревни Хлуднево Калужской области мужская фигурка с густой зеленой бородой,  птицами в руках и на шляпе и с красно-синими павлиньими глазками на рукавах. У фигурки очень выразительное лицо с типичным горбатым носом хеттских богов, красные глаза, зеленые брови, красные губы,  красные щеки и очень большие, не человеческие, уши. Конечно, это маска-наголовник. Она так и вылеплена, сзади видно, что она «надета» сверху головы. На ногах  - сандалии, штаны  раскрашены горизонтальными короткими красно-зелеными линиями, а сзади это юбка , украшенная зелеными змеевидными продольными узорами. На шляпе  спереди красное птичье перо, на шее –большой желтый воротник или шарф. Большие поля шляпы – синие, синие же и крылышки у птиц с красными головами,  раскрашенными зелеными полосками хвостами и красными кружочками на них. Их по три на каждой стороне хвоста – так же, как  на каждом рукаве рубашки у самой фигурки. Птички похожи на кукушек. И тот, кто несет их в руках и на шляпе очень похож на кукушку. Раскраска его штанов – точно такая же, как  раскраска внутренней стороны хвоста у кукушки. Кроме того, у этой птицы так оформлено оперение головы и шеи, что  «конструкция» похожа на наголовник-маску, такую же, как сзади у фигурки. А желтые сандалии – это яркая расцветка лапок у птицы.    О том, что «ряженая» фигурка изображает птицу - «отца» птичек, говорят и глазки на  хвостах  птичек, и глаза  с павлиньих хвостов на рукавах рубахи фигурки, и красное перо на шляпе. Кроме того,  в профиль «хеттский» нос маски смотрится как птичий клюв. Правда, больше он похож на клюв ястреба, но в этом есть своя особенность кукушки. Многие орнитологи находят некое внешнее сходство между кукушкой и небольшим ястребом – перепелятником. Есть лишь незначительные различия в окрасе самца и самки. Интересно, что античный автор и философ Аристотель, в силу древней самобытности, в своем произведении «Истории животных» приписывал некую долю мистики уникальной схожести этих двух представителей пернатых. Ссылаясь на древнее поверье, он утверждал, что это одно и то же существо, обладающее способностью к перевоплощению. Привычное для всех КУ-КУ издают исключительно самцы, привлекая особей женского рода к спариванию. А звуки, издаваемые самками, почти неразличимы для человеческого уха и отдаленно напоминают хохот, лай, мяуканье или стрекот.
         Эта хлудневская фигурка символизирует перевоплощение, и ей подходит имя древнегреческого бога Зевса. (Согласно хронологии греческих мифов, Зевс родился в 1701 году до н. э. (в основном, 18 век до н. э.), то есть 3718 лет назад. В книге Рюхо Окава, который провозглашает, что он является воплощением сразу нескольких религиозных и мифологических персонажей, говорится, что Зевс родился примерно 3600 лет назад). Именно с кукушкой связана история его любви к богине Гере, его сестре. По легенде, Зевс полюбил Геру, когда та была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде (Греция) есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры. (Кукушку называют «царицей Египта»). Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм. Кукушка считалась вестником благодатного весеннего дождя. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки.

                2

       Маска этой фигурки из деревни Хлуднево с  носом хищной птицы и с густой зеленой бородой, с «кукушкиными детьми» у нее на руках, указывает на то, что здесь может быть изображен Зевс. Кроме того, есть еще одно очень серьезное указание на Зевса – красно-синие «глаза» с павлиньего хвоста на рукавах рубахи. Тут нужно вспомнить еще одну легенду о Зевсе – о его любви к прекрасной девушке Ио. Ио;  — персонаж древнегреческой мифологии, связанный с аргосским мифологическим циклом. Согласно наиболее распространённой версии мифа, Ио была дочерью Инаха, речного бога и предка царей Аргоса. Зевс овладел ею, превратившись в облако. Чтобы скрыть эту связь от своей ревнивой жены Геры, Зевс превратил Ио в корову. Гера заставила мужа подарить животное ей и приставила к корове неусыпного стража Аргуса; когда последнего убил посланец Зевса Гермес, богиня наслала на Ио чудовищного овода, долго гнавшего её по землям Европы, Азии и Африки. В своих скитаниях Ио дошла до моря, позже названного в её честь Ионическим, и перешла пролив, который позже назвали Босфором («коровьим бродом»). В человеческий облик она вернулась только на берегах Нила. Родившийся там сын Ио от Зевса Эпаф стал царём Египта и основателем Мемфиса, а также родоначальником героев из аргосского и фиванского мифологических циклов, в том числе Персея, Геракла, Эдипа и других.
         Это очень трогательная и печальная любовная история. Ио выросла красавицей и стала жрицей богини Геры. В девушку влюбился (по одной из версий мифа, из-за приготовленного Йинкс любовного напитка) верховный бог Зевс. Он превратился в облако и сошёлся с Ио. Гера, подозревая супруга в измене, решила спуститься к нему на землю, но Зевс, предчувствуя это, успел превратить Ио в белую корову и поклялся жене, что это обычное животное. Гера, заподозрив обман, заставила мужа подарить ей корову. Она поручила многоглазому великану Аргусу, который никогда не спал, сторожить животное либо в роще Микен, либо в Немейской роще. Тот, исполняя приказ своей госпожи, не спускал с Ио глаз. Днём он выгонял корову пастись, а вечером, обвязав ей верёвкой шею, запирал в хлеву. Согласно Овидию, Инах однажды признал в тёлке свою дочь; он долго горевал, обнимая Ио за шею, но Аргус его прогнал.
          Видя страдания возлюбленной, Зевс поручил своему сыну Гермесу освободить её. Тот явился Аргусу в образе странника и, будучи в том числе божеством снов и сновидений, целый день пытался его усыпить беседой и игрой на свирели. Наконец, слушая рассказ о любви Пана к наяде Сиринге, Аргус заснул, и Гермес убил его — либо ударив камнем, либо отрезав голову серпом. Так Ио получила свободу, но она по-прежнему оставалась в образе безмолвной коровы. Узнав о гибели Аргуса, Гера создала чудовищного овода, чтобы он повсюду преследовал и жалил её соперницу. Насекомое гнало Ио из страны в страну, и она долго не могла найти покоя, впав из-за своих страданий в безумие.
           Гонимая оводом, Ио прошла многие страны. Из Греции она переправилась морем на восток через пролив Боспор, название которого может быть переведено с древнегреческого как «коровий брод», и после долгого путешествия оказалась в Египте. Сохранились две версии её маршрута, причём обе изложены Эсхилом. В «Просительницах» Ио переправляется в Малую Азию, так что под проливом явно имеется в виду современный Босфор; драматург упоминает Мисию, Лидию, Фригию, Памфилию, Киликию и «хлебные края Киприды» (предположительно Финикию). По-видимому, эта версия маршрута Ио была общепринятой. В «Прометее прикованном» героиня сначала направляется на север, вдоль побережья названного в её честь Ионического моря, проходит через Иллирию, обходит с севера Понт Евксинский  (Чёрное море) и идёт вброд через Боспор Киммерийский (современный Керченский пролив). Дальше Ио оказывается в землях, о которых у древних греков не было чётких представлений. Она идёт вокруг Каспийского моря, вступает на поля Кисфены, встречается с Форкидами и Горгонами, минует земли, где грифы борются с одноглазыми аримаспами за золото; потом поворачивает на юго-восток, проходит земли эфиопов, преодолевает Библосские горы и оказывается в дельте Нила. Путь Ио, согласно Эсхилу, лежал мимо скалы, к которой был прикован Прометей. Последний предсказал ей, что её дитя станет родоначальником великих героев и что только в Египте она избавится от своих мук.
     Достигнув Египта, Ио снова обрела человеческий облик. Согласно Псевдо-Гигину, в человека её превратил Зевс, узнавший, «что она перенесла столько бед из-за того, что он сделал»; в «Метаморфозах» Овидия Зевс уговорил Геру смилостивиться над Ио, пообещав, что больше никогда с ней не сойдётся. Вскоре Ио родила от верховного бога сына, получившего имя Эпаф. Вакхилид пишет, что героиня прибыла в Египет, уже будучи беременной; предположительно в архаическую эпоху это была общепринятая версия, связанная с представлениями о том, что для бога зачатие ребёнка — обязательное следствие каждого полового акта. Псевдо-Аполлодор, по-видимому, тоже полагал, что Ио забеременела ещё в Греции. Имя её ребёнка эллины связывали со словом «прикосновение», имея в виду либо то прикосновение, которым Зевс обратил свою возлюбленную в корову, либо то, которым он вернул ей человеческий облик. При этом Эсхил сформулировал версию, согласно которой Ио забеременела в Египте после того, как бог до неё дотронулся.
        В классической версии мифа история Ио завершается рождением Эпафа. Но существует ещё одна дополнительная версия, изложенная у Псевдо-Аполлодора: этот автор пишет, что куреты по просьбе Геры похитили ребёнка и отдали его на воспитание царю Библа в Финикии, но Ио нашла сына и забрала его. По возвращении в Египет она вышла замуж за местного царя Телегона.

                3

      Особенный след в мировом искусстве оставили «глаза» Аргуса — персонажа древнегреческой мифологии. Этот многоглазый великан, все тело которого покрывали  всевидящие глаза,  получил эпитеты «Всевидящего» и «Многоглазого» или «Панопта». Множество глаз, из которых одна часть спала, а другая бодрствовала, делало его идеальным стражем. Именно ему Гера дала задание охранять превращённую в корову возлюбленную Зевса Ио. После смерти Аргуса Гера либо превратила его самого в павлина, либо поместила его глаза на павлиний хвост.
     Что мы видим на хлудневской фигурке? В руках ряженый держит  кукушек – возможно, своих детей от Геры, а на рукавах его рубахи  - те самые  «глаза» Аргуса с павлиньего хвоста. В любовных похождениях Зевс был неутомим и весьма изобретателен. Как видим, он превращался и в облако, и в кукушку, и в лебедя, чтобы соблазнить  понравившихся ему девушку или юношу. Среди русских глиняных фигурок часто встречаются  изображения  лебедя и гуся. На фото для данного текста показана фигурка предположительно лебедя из села Романово Липецкой области. По легенде, чтобы овладеть недоступной красавицей Ледой, Зевс обратился в прекрасного лебедя, которому она дала приблизиться к себе и стала с ним играть. Она родила от него Полидевка и Елену.
       А вот с гусем у Зевса вышла совсем иная история. Однажды Зевс и его сын Гермес под видом обычных путников посетили Фригию и напрасно стучались в двери многих домов, ища приюта, — всюду им отказывали. Лишь в маленькой покрытой соломой хижине, где жили старые Филемон и Бавкида, им оказали радушный прием. Чтобы получше накормить гостей, старики решили пожертвовать даже своим единственным гусем; убегая от Бавкиды, птица бросилась к ногам Зевса, который не разрешил её зарезать. К удивлению хозяев, количество еды на столе стало само по себе увеличиваться. В ответ на их испуг Зевс открыл старикам, кто он и его спутник, и приказал следовать за собой на вершину горы, поднявшись на которую они увидели, что местность вокруг их хижины покрылась водой, скрывшей все дома, а хижина их превратилась в величественный храм. Зевс позволил Филемону и Бавкиде высказать любое желание, пообещав его исполнить — старики пожелали до конца своих дней служить жрецом и жрицей в храме Зевса и умереть одновременно, чтобы ни одному из них не пришлось жить без другого. Громовержец исполнил их желание: после долгой жизни Филемон и Бавкида превратились в дуб и липу, растущие из одного корня.
       Присказка «жили они долго и умерли в один день» известна каждому из нас с детства, а древнегреческая история дуба и липы стала  русской народной песней, только вместо липы в ней фигурирует рябина. Помните:

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына.
А через дорогу,
За рекой широкой
Так же одиноко
Дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться.
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.
Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, ей, сиротине,
Век одной качаться.

                4

     Среди изделий  русских народных мастеров известна очень яркая фигурка павлина из села Дымково Вятской губернии. И это единственная, пожалуй, глиняная игрушка, которая «читается» как древний миф о Зевсе, Ио, Гере и многоглазом Аргусе. На всегда роскошном павлине дымковские мастерицы рисуют «глаза» несчастного Аргуса, конечно, даже не подозревая об истинном их значении.
       А среди хлудневских глиняных фигурок есть еще одна интересная и многозначительная композиция – всадник в остроконечной «хеттской» шапочке верхом на  белой корове. Со спины эта корова выглядит как священное дерево жизни (раскрашена ветками, а позвоночник вылеплен как ствол), но если повернуть фигрурку определенным образом, то выглядит она совсем неприлично – всадник  оборачивается огромным фаллосом. Что не удивительно: хлудневские идолы вылеплены зачастую  в форме оборотней, которые в определенных ракурсах меняют свое изображение, и птица превращается в волка, спина коровы в дерево, а всадник в огромный фаллос. Но это не противоречит идее языческих верований превращения древних богов в животных, птиц, деревья. Таким пришел Зевс в Хлуднево и таким остался навсегда в калужской глине. Да, Зевс, он и в Калуге Зевс.


Рецензии