Екклесиаста 3-5

Иллюстрация: стих из Книги Екклесиаста/Проповедника, авторство которой
приписывается царю Соломону (Шломо), сыну Давидову, царю Иерусалимскому.

* * *
1. Как концентрацию внимания можно назвать сосредоточением,
так медитацию – рассредоточением или расслаблением внимания.
Чем сильнее концентрация, тем слабее медитация, и наоборот.
Это значит, что они ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫ друг другу: К=1/М.
Так вот чем нам морочили голову несколько десятилетий!..

В терминах концентрации и медитации знаменитая фраза из Книги Екклесиаста
(Проповедника) "время разбрасывать камни, и время собирать камни..." (3:5)
прозвучит так: "время рассредотачивать внимание, и время сосредотачивать".
Или: "время расслаблять/распылять/рассеивать внимание, и время напрягать".
В общем случае: "Время бездействовать, и время действовать".

2. В «Бhагавад Гите/Песне Господа» даётся ещё более общее определение:
"Кто видит действие в бездействии и бездействие в действии, тот – мудрый
среди людей, тот – преданный, завершивший все дела". (4:18) 
(буквальный перевод с санскрита академика Б.Л. Смирнова)

Но мы-то хорошо понимаем, что если строители увидят действие в бездействии,
то они никогда не построят дом. Самое большее, что они могут себе позволить –
видеть бездействие в своих действиях, то есть стремиться работать ещё лучше.

3. На самом деле, эта фраза из Бhагавад Гиты приведена в усечённом виде,
искажающем её простой и понятный изначальный смысл ненужной парадоксальностью.
Вот он: "Кто видит внутреннее действие во внешнем бездействии и внутреннее
бездействие во внешнем действии, тот – мудрый среди людей..."

Например, можно очень сильно любить кого-то всем сердцем, но никак не проявлять
этого внешне. Это пример внутреннего действия при внешнем бездействии. А можно
задаривать цветами и подарками, и при этом совсем не любить. Это пример
внутреннего бездействия на фоне внешних действий.

4. Кто в состоянии за внешним видеть внутреннее, как при чтении неогласованных
текстов, тот мудрый среди людей. Почему же он ещё и преданный? Потому что за
миром видимых явлений он ощущает незримое присутствие Бога, обаяние которого
столь огромно, что Его невозможно не любить. А где любовь, там и преданность
(кому/чему). А почему завершивший все дела? И какие именно?..

Понятно, что не внешние, потому что полная внешняя остановка равносильна смерти,
замиранию (в этом истинный смысл слова "смерть", однокоренного с "замирать").
Значит, имеются в виду некие внутренние дела, главной и конечной целью которых
является самоосознание, неотделимое от Богоосознания, поскольку наше общее высшее
"Я" божественно (что, кстати, сводит на нет идею о богоизбранности любого народа).

Тот, кто за внешним видит внутреннее и ощущает вездесущность Всевышнего, тот
завершил все дела, направленные на самоосознание и Богоосознание. Это можно
сравнить с прибытием в аэропорт, морской порт или на железнодорожную станцию
в родных местах. Закончены все дела, связанные с прибытием в пункт назначения,
после чего "всё только  начинается, начи-на-ется!.."

5. Цитата из 3-й главы Книги Екклесиаста/Проповедника:

«1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

5 время разбрасывать камни, и время собирать камни;
  время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».

(2022)


Рецензии