Агния Барто - Верёвочка... Часть 3 финал...

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.

Шумная, весёлая,
Весенняя Москва.
Ещё не запылённая,
Зелёная листва.

Вышла Лидочка вперёд,
Лида прыгалку берёт.

— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…

Доскакала до угла.
— Я б не так ещё могла!

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.

Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

        * * * * * * * * * * * * * * * * *   
 

 

               Анализ стихотворения «Верёвочка» Агнии Барто.
 
         Отдельной книгой стихотворение «Верёвочка» Агнии Львовны Барто вышло
     перед самым началом войны, в 1941 году.

         Стихотворение датируется 1940 годом. Поэтессе в эту пору исполнилось 34
     года, её стихи уже регулярно издаются, саму А. Барто включают в состав
     делегаций для встреч с зарубежной общественностью. В соавторстве с Р.
     Зелёной она пишет сценарий к кинофильму «Подкидыш». В жанровом отношении
     поэтический рассказ, быль о закалке характера, рифмовка смешанная, с
     преобладанием перекрестной и смежной, 24 строфы. Композиция сюжетна, много
     персонажей, прямая речь, узнаваемость ситуации.

           Стихотворение было экранизировано в 1945 году под названием «Слон и
     верёвочка». Ритм постоянно меняется. Скажем, вторая строфа с фольклорным
     мотивом, седьмая – типичная считалочка, в темпе прыжков, десятое
     четверостишие – почти дразнилка. Первое четверостишие задает
     жизнеутверждающий тон.
           Повторы, восклицание, уменьшительные суффиксы и яркое сравнение
     трамвайного звона с птичьими трелями. Пробуждение природы вызывает веселое
     оживление в городе. Топонимы и антропонимы: Москва, Лидочка, Иван Петрович.
     Каскад инверсий: галдят грачи, заливаются звонки, вышла Лидочка. «Чемпионы
     нашего двора» целый день скачут на прыгалках. Штрихи городского пейзажа:
     бульвары, сады, тротуары. Маленькая героиня в порыве чувств тоже хочет
     присоединиться, но, увы, получается у нее все из рук вон плохо.

           Огорчённая девочка не падает духом и начинает упорные тренировки.
     Конечно, с самого утра, и неважно, что сосед «ужасно возмутится». Он просто
     не знает, сколь важна тренировка. Нелестное сравнение «как слон» Лидочка
     пропускает мимо ушей. Бабушка становится наставницей внучки. «Почти до
     десяти»: небольшая гипербола, пока что до двух. Бабушка беспокоится за
     соседей этажом ниже, но наставничество не бросает. Рефреном, как в песне,
     возвращаются первые строфы.

           Наконец, наступает час триумфа. Девочки восхищены. Лидочка же не
     унимается, жаль, за поворотом прыгать не для кого, а то бы она всю улицу
     проскакала. Школьники галдят не хуже грачей и бегут в школу на уроки
     чистописания и арифметики. В финале автор обращается к читателям: радуйся,
     скачи, участвуй в шумном весеннем веселье. Ряд перечислительных градаций,
     выразительные приставочные глаголы (доскакала, поверти).

           «Верёвочка» А. Барто – гимн подвижным играм на свежем воздухе,
     упорству и весне. . .

         * * * * * * * * * * * * * * *
 
 
 


Рецензии