1. Школа Поэзии

Хорошая новость. Поэтическая школа совершенно не нужна двум категориям поэтов.
1 Категория. Поэты со стихами - супер.   
2 Категория. Поэты со стихами: "так вылилось - ничего менять не буду!"
Остальным поэтам  в Школу можно заглядывать изредка, или часто, или сесть за парту.

Предтема.

В заметках "Пульса", Дзена, у прозаиков и поэтов, встречаю чудесное слово СТИХ. Как роспись в безграмотности. Стих ОДНА строка. Две строки (и более) стихИ. Даже для тех, кто спасибо сокращает до спсб.

Тема №1 Двухсложники. Ямб и хорей.

Александр Сергеевич Пушкин о герое своём Евгении Онегине, отзывался так: не мог он ямба от хорея, как мы ни бились отличить.

Общее между ямбом и хореем - точное чередование слогов. Ударный - безударный, ударный - безударный.

Отличие. Хорей начинается с ударного слога.
ВАня  мОет рУки.
Ямб начинается - с безударного.
ИвАн  помЫл  лицО.

Точное чередование слогов называется ритмом.

Ну что же тут поделаешь...
Есть правила простые:
Стихи без рифмы - белые.
Без ритма - никакие.


Тема №2 Трёхсложники. Дактиль, амфибрахий, анАпест.

В трёхсложниках, три слога. Один ударный, два без-

Стопа. В ямбе и хорее из 2х слогов.
В трёхсложниках  из зх слогов.

По числу стоп в строке определяют размер.
Пример. Четырёхстопный ямб, или  трёхстопный  дактиль.

Если ударение падает на первый из трёх слогов, то это дактиль.
БлИзился ! сИзый  зак ! Ат  - в  наличии 2 стопы с хвостиком.

Если ударение падает на второй из трёх слогов,  то это амфибрахий.
В глубОкой ! теснИне ! ДарьЯла  - здесь ровно три стопы.

Если ударение падает на третий слог, то это анапест.
Ни странЫ ! ни погостА !
Не хочУ ! выбирАть !   - здесь по две стопы в строке


Тема № 3 Стихосложение.

1 Силлабическое.
2 Силлабо-тоническое.

Пример к первому варианту.

Уме недозрелый, плод недолгой науки!  13
Покойся, не понуждая к перу мои руки.  13
Не писав летящи дни века проводтити  13
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.  13
                Антеох Кантемир

Стихотворение содержит равное количество слогов в каждой строке,
но для чтения очень неудобно.

Второй вариант стал активно использоваться в середине  18 века,
после реформы В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова.

В век сплошных скоропадских,  7
Роковых скоростей -  6
Слава стойкому братству  7
Пешехожих ступней!  6
                М. Цветаева

В Рождество все немного волхвы.  9
В продовольственных слякоть и давка.  10
Из-за банки кофейной халвы  9
Производит осаду прилавка,  10
Грудой свёртков навьюченный люд:  9
Каждый сам себе царь и верблюд.  9
                И. Бродский

Стихи легко читаются, различное количество слогов - тому не помеха.

Для любознательных. Иногда на сильном месте (ударном) ударение отсутствует.  Подобное отсутствие называют пиррихием.  Сочетание двух  ударных слогов подряд, носит название спондея.


Тема № 4 Размер стиха.

Итак. Размер стиха (длина строки), зависит от количества стоп.
А если стихотворение сложено  из стихов разной длины?

Мело, мело по всей земле,  8 слогов
Во все пределы.                5
Свеча горела на столе,           8
Свеча горела.                5

Или
Во сне о весне,                5
Прямо в синее небо взлетают качели.   13
В январском окне,                5
То хохочут метели, то плачут капели.     13

Играя с таким инструментом, как стихи разной длины, нужно помнить, что длина стиха не может быть произвольной.  В рифмующихся строках число слогов должно совпадать. В приведённых стихах, 1-3 строки по 8 слогов (или по пять)  2-4 строки по 5 слогов (или по 13). И разумеется на своих местах должны быть ударные слоги.

Стихи из таких строк разной длины, называются разностопными.


Тема № 5 Рифма

Рифмы бывают грамматическими:
Пол - стол - рассол
Палить - пилить - злить
Ужасный - прекрасный - напрасный
Точно - срочно - нарочно

Чаще других встречается глагольная рифма.

По месту последнего ударения принято различать женскую, мужскую,
дактиллическую  и гипердактиллическую рифмы.

Рифма женская если последний слог стиха - безударный.
Рифма мужская если последний слог стиха - ударный.

В дактиллической рифме  безударны два последних слога в стихе.
Очень редка гипердактиллическая рифма, где безударны три последних
слога в стихе.

Тучки небесные, вечные стрАнники - дактиллическая рифма.
Люблю я задУмываться,
Внимая свирели...
А здесь А, Дельвиг порадовал нас гипердактиллической рифмой.

Часто встречаемая рифма называется "избитой"
Кровь - любовь, морозы - розы и т. п.

Парная, перекрёстная, охватная рифмовка.

При парной рифмуются:  первый стих со вторым, третий с четвёртым.
При перекрёстной: первый стих с третьим, второй с четвёртым.
При охватной: первый стих с четвёртым, второй с третьим.

В грамматической рифмовке, наиболее удачной считается рифмовка
между разными частями речи.

Внутренняя рифма. При такой созвучны корневые звуки и не совпадают
окончания.

Украду если кража тебе по душе,
Зря ли я столько сил разбазАрил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то зАнял...
В. Высоцкий


Тема № 6 Аллитерация, ассонанс.
Моя самая любимая тема.

При повторе согласных звуков мы имеем дело с аллитерацией.
Повтор гласных  называется ассонансом.

На тёмно-голубом эфире   повтор "о"
Златая плавала луна.           повтор "ла" и "а"
Г. Державин

На даче спят. В саду, до пят           повтор "пят" "д"
Подветренном, кипят лохмотья.  повтор "пят"  "о"
Б. Пастернак

И в грохочущей пустыне города,   повтор "о" "г"  "р"
Нерушима тишина души.                повтор  "ши"
А. Ананко

Порыжели лиственницы в парке,    повтор "ли"
Уронили липы всю листву.                повтор "ли"
Автор.

В руинах старого города       повтор "а"  "ро"  "го"
Лишь ящерицы да змеи.       повтор  "и"
Автор.


Тема № 7 Строфа.

Строфа - это группа стихов, объединённых по способу рифмовки.
Простейший вид строфы - двустишие.

За здоровье пилось. Пелось.
Но куда здоровье делось?
Автор

Самый распространённый вид строфы - катрен.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
Ф. Тютчев

Есть особые виды строф: одическая и онегинская.
Одической баловались такие мэтры как М. Ломоносов и А. Державин.
Одическая строфа - АбАбВВгДДг
То есть срифмованы строки  1-3, 2-4, 5-6, 7-10, 8-9.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают.
В несчастной жизни берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних  странствах  не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Онегинская строфа была изобретена Пушкиным специально для романа "Евгений Онегин" . Она состоит из 14 строк следующей рифмовки:
АбАбВВггДееДжж.  Здесь  срифмованы строки  1-3, 2-4, 5-6, 7-8, 9-12, 10-11, 13-14.

Я думал уж о форме плана,
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел всё это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам:
Иди же к невским берегам,
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!


Тема № 8 Строфа. Продолжение.

К редким видам строф относятся так же октава, терцина и сонет.
Октава. Восьмистишие с рифмовкой АБАБАБВВ

Четырёхстопный ямб мне надоел:
Им всякий пишет. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным- давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
А. Пушкин

Рифмовку терцины предлагаю проследить самостоятельно.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины,

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нём обретши навсегда,
Скажу про всё, что видел в этой чаще.
Данте. Перевод М. Лозинского

Все вышеупомянутые строфы могут использоваться для написания больших
произведений.

Сонет таких вольностей не допускает, так как относится к твёрдым формам.
Он всегда состоит из 14 строк.

Итальянский и французский сонеты представлены двумя катренами
(четверостишиями) и двумя трёхстишиями.

Английский сонет состоит из трёх катренов и одного двустишия.

Уж если медь, гранит, земля и море
Не устоят, когда придёт им срок,
Как может уцелеть, со смертью споря,
Краса твоя - беспомощный цветок?

Как сохранить дыханье розы алой,
Когда осада тяжкая времён
Незыблемые сокрушает скалы
И рушит бронзу статуй и колонн?

О, горькое раздумье!.. Где, какое
Для красоты убежище найти?
Как маятник остановив рукою,
Цвет времени от времени спасти?

Надежды нет. Но светлый облик милой
Спасут, быть может, чёрные чернила?
У. Шекспир перевод С. Маршака


Тема № 9 Лимерики.

Это скорее шалость, чем стихи, но тем не менее...
Жанр этот связывают с ирландским городом Лимериком.
Весёлые жители города сочиняли и распевали  такие стихи во время
шумных  застолий.
Стихи традиционно заканчивались приглашением в гостеприимный
город  Лимерик.

Позже в таких стихах осталось всего пять строк с рифмовкой: аавва.

Лимерики, обычно, повествуют о каком-нибудь маловероятном
событии, о странных людях, которые нарушают все правила
поведения и законы, принятые обществом.

В литературу лимерики ввёл Эдвард Лир - английский поэт,
Художник и путешественник.

Жил один старичок из Марокко,
Видел он удивительно плохо.
Это ваша нога?
Сомневаюсь слегка,
Отвечал старичок из Марокко.
Э. Лир перевод О. Остафьевой.

В Англии времён Эдварда Лира, то есть в 19 веке, всё было
строго  регламентировано: каждый человек знал, в какой одежде
он должен ходить, когда завтракать, обедать и ужинать, а кроме
того - что он должен есть в этот день на завтрак, обед и ужин.
Поэтому стихи Лира удивительно контрастировали с обыденной
жизнью, Ведь трудно себе представить, например, такое:

На вершине горы жил старик,
Он на месте сидеть не привык.
Вверх и вниз всё быстрей,
В платье тёщи своей,
Удивительный бегал старик.
Э. Лир перевод О. Остафьевой

Домашнее задание.

Вставьте правильный глагол в стихотворение Н Гумилёва.

Я люблю, как араб в пустыне
Припадает к воде и пьёт,
А не рыцарем на картине,
Что на звёзды .............. и ждёт

На выбор два глагола: смотрит, глядит.
Обоснуйте выбор.

Желаю весёлого и полезного времяпровождения!


Тема № 10 И снова о рифме.

Акустическая рифма.

Состоит из слов, ритмические окончания которых различны
по написанию, но совпадают по звучанию: грешно - конечно,
красавица - кудрявиться, рыться - злится, существо - ничего,
снова - младого...

Объективные акустические рифмы строго подчинены законам
произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь -
рыж, слуг - стук, сыр - пир, вот - комод, поп - лоб, локти - когти,
рад - ряд, нас - раз...

Субъективные акустические рифмы  основаны сугубо на
Индивидуальном восприятии. Такие рифмы кажутся созвучными
для одних и неприемлимыми для других. Ступа - рупор, ваши -
фальши, они - ранИм, длинный - дивный...

Объективные акустические рифмы  относятся к точным рифмам,
субъективные - к приблизительным.

Гласные и согласные в рифме должны быть подобны, то есть
ударный слог должен рифмоваться как можно точнее.

И душа неустАнно
Поспешая во тьму,
Промелькнёт над мостАми
В петроградском дыму...
И. Бродский

Ну и глубокая рифма. Из слов, в которых совпадают целые
предударные слоги: вода - провода, полей - тополей, бывать -
забывать, пора - топора...


Тема № 11 Всё о том же.

Плохие рифмы.
Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает
стихотворение.  Есть условное деление плохих рифм на несколько
категорий.

Созвучия или неверные рифмы: везде - уже, тебя - меня. Отчасти
созвучны (не селёдка - таракан), но не являются рифмой.
Из этой же компании: балконе - голубое, дорога - книга и т. п.

Однокоренные рифмы: столетий - тысячелетий, ботинки -
полуботинки. По мнению литературных критиков  являются
жутким примитивом.

Самый худший вариант однокоренной рифмы - глагольная:
пришёл - подошёл, зарубил - порубил...

Бедные рифмы. В них созвучны только ударные гласные.
Звезда - волна, пою - люблю, заря -звеня, доля - море.
К бедным рифмам относят так же глагольные на "ать":
летать - читать - играть - писать - держать...
Прилагательные на "ой":  большой - простой - немой -
сухой - степной...
Существительные на "ание": гадание - желание - венчание -
сверкание - сияние - знание...

Успешного обруления  плохих рифм...


Рецензии
Я тоже " самовыродок":
Училась понемногу
Чему- и как-нибудь.
Пришла сегодня к выводам,
Что к Вам открыв дорогу -
Избрала верный путь!

Я благодарна Вам,
Галина, за урок.
Прошлась я по строкАм
И даже, между строк.
⚘️🪻🌷
С Вербницей!

Вера Михно   09.04.2023 20:37     Заявить о нарушении
Благодарю. Я тоже писать начала стихи в первом классе, а изучать правила стихописания после 30 лет. Оказалось, что вписалась правильно. Так что себя так же называю самовыродком. И вас с праздником!

Галина Пархоменко   09.04.2023 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.