Не бывает старого огня

Иллюстрация: рисунок Баруха Урванда из 35-го урока
1-й части самоучителя иврита Л.И. Риклиса (1963).

* * *
Концентрация-внимания и его рассеяние (т. е. «медитация») обратно пропорциональны
друг другу, как ноль и бесконечность; как точка и ненулевое пространство. Поэтому
медитация это состояние более или менее рассеянного внимания – настолько, что в
нём почти или совсем не остаётся никаких «центров его конденсации».

Так бывает, когда мы держим на руках любимого малыша, или когда двое влюблённых
обнимаются. В этот момент их сознание расширяется на всю Вселенную, и остаётся
только состояние объятия/бытия, без деления на субъект и объект. Такое состояние
сознания называется самадhи. Зачем уходить в Гималаи? Достаточно обняться!..

Всё, что расположено между концентрацией внимания и его полным рассеянием,
является медитацией. Концентрация, медитация и самадhи являются тремя вершинами
"треугольника сознания", вмещающего в себя все прочие промежуточные состояния
сознания.

...Теперь понятно, как Гераклит догадался, что пустое пространство имеет огненную
природу. Он заметил, что не бывает ни старого огня, ни старого пространства. Оба
вечно юные! Все остальные субстанции подвержены влиянию времени. Подобным образом
люди пришли к выводу об огненной природе души. Потому что есть в нас что-то, что
никогда не стареет. Мы называем его высшим "Я" или внутренним "Наблюдателем".

Что касается любого мистицизма, то он начинается с постулата о том, что "за миром
видимым скрывается мир невидимый". Но это именно то, с чем постоянно сталкиваются
ученики в ульпанах. За миром видимых согласных скрывается мир невидимых гласных,
отсутствие которых превращает чтение в подвиг, а учеников – в мистиков.

(2022)


Рецензии