15 сонат великих композиторов мира. Впервые

Елена КОРДИКОВА - Тася МЕЙЕРХОЛЬД
© МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

Книга «15 Сонат» содержит 8 Авторских поэтических цикла по музыкальным симфоническим произведениям великих русских и западно-европейских композиторов, таких как Л.ван Бетховен, С. Прокофьев, А. Скрябин, И. Стравинский, П.И. Чайковский, Ф. Шопен, Ф. Шуберт и Р. Шуман.

The Book «15 Sonatas» contains 8 Author poetic cycles of musical symphonic works of Great Russian & West European musicians such as L. van Beethoven, S. Prokof’yev, A. Skryabin, I. Stravinskiy, P.I. Tschaikowski, F. Chopin, F. Schubert, R. Schumann.


СОДЕРЖАНИЕ
ОБ АВТОРЕ
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН»
Соната N5. До минор. Весенняя
Соната N7. Ре мажор
Соната N8. До минор. Патетическая
Соната N14. До-диез минор. Лунная
Соната N17. Ре минор. Буря
Соната N21. До мажор. Аврора
Симфония N9. Ре минор. К Радости
Первая часть. Ре минор. Сонатная форма
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ»
Соната N6. Ля мажор. Карельская
Соната N7. Си-бемоль мажор
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «АЛЕКСАНДР СКРЯБИН»
Соната-фантазия.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ»
Соната для фортепиано. Фа-диез минор. Самолётная
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ»
Струнная серенада. До мажор
Пьеса в форме сонатины - Pezzo in forma di sonatina
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ФРЕДЕРИК ШОПЕН»
Соната N2. Си-бемоль минор
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ФРАНЦ ШУБЕРТ»
Соната N14. Ля минор
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «РОБЕРТ ШУМАН»
Соната N2. Соль минор


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН»
Соната N5. До минор. Весенняя
Соната N7. Ре мажор
Соната N8. До минор. Патетическая
Соната N14. До-диез минор. Лунная
Соната N17. Ре минор. Буря
Соната N21. До мажор. Аврора
Симфония N9. Ре минор. К Радости
Первая часть. Ре минор. Сонатная форма

Бетховен. Соната N5 (Соч. 10, N1) для фортепиано и скрипки. До минор. Весенняя (1798)
Adagio molto

Adagio molto - Высокое Адажио
Как вдохновенно фортепиано!
Пленит мелодией весны
И будит чувства утром ранним
Напевным голосом своим.
.
Солирует с ним мягко скрипка.
И начинает оживать -
С динамикой и ритмом скрытным
Так выразительно играть,

Что сразу чутче слышно звуки,
Многоголосие певцов,
Их напряженье, ритм упругий
И силу ярких голосов.

Красиво, ласково, лирично
Звучанье чувственной волны,
Спокойной, ясной, мелодичной.
В ней есть романтика любви,

Её мечтательность, певучесть
И жизненность крылатых фраз,
Когда на фоне снов летучих
Порывы чувств пленяют нас.

Весна приводит всё в движенье
И оживляет всё вокруг,
Меняет циклы впечатлений,
Пульс жизни и эмоций звук.

Весна - царица интонаций.
Дыханье, сила в ней и ритм.
В ней есть Мечта о личном счастье,
Высокой страсти и любви.

Она спокойна, безмятежна.
Изящные пассажи нот
Звучат вальяжно и безбрежно.
Капель мелодии поёт

Естественно и гармонично.
Подвижен интонаций пульс
Ритм элегантно и практично
Наращивает силу чувств.

Певуче, тихо, осторожно
Крещендо мягкое идёт
И размышляет о возможном -
Душа весны, любови ждёт,

Мечтает о семейном счастье
И интонирует им жизнь,
О трепетности чувств, о страсти
В чертогах девственных своих.

Она лирична, многозвучна
Слышно в ней колыханье волн
И всплески радужных трезвучий
Из безмятежных сладких снов.

14.06.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / G. Kremer & M. Angerich. Sonata N5, 2th part. TV Channel “Culture”


Бетховен. Соната N7 (Оп. 10, N3). Ре мажор
Первая часть. Впечатление
Largo e mesto - Широта печали скорбной
Финал

Первая часть. Впечатление
Бурлит, ликует жизнь беспечно,
Кипит энергией извечной,
И отдаёт своё дыханье,
Дыханье жизни - мирозданью.

В нём вера есть и радость жизни
Во славу истинной Отчизны,
К которой с детства ты приник,
Той, чей спасительный родник

Внушал движенье и развитье
И обоснованность событий
С крутым сфорцандо на вершине.
К аккорду богатырской силы.

Но не бывает всё прекрасно
В мир зло вторгается контрастом,
Клюя, выщипывает печень,
По темю бьёт и темя лечит.

Каскад поломанных восьмушек
Педалью секстаккорды душат
И за собой в низовья тащат,
Чтоб жизнь прожить впотьмах изящно.

Мощь восходящая октав,
И ... вот уже в миноре такт -
Удары молотом по темю.
Стучится в дверь другое время

Изящной и красивой жизни,
С эффектной, мелодичной мыслью,
В которой радость и веселье
Живут с акцентами похмелья,

Где фигурации для счастья
В легато-связке самовластья...
Прикосновенье мягче, тише
К стране и к миру закулисья.

Но вот крещендо трель и взрыв.
Погиб побочных схем кумир. 
В миноре новое звучанье, -
Октавой выше ожиданье,

Теплее, ярче и певуче,
Чтоб снова в партии стать тучей,
Вернувшись на обычный круг,
Щипать чтоб из обеих рук.

Мотив используется главный,
Задор вступительный и плавный.
Ведь ‘музыка греметь устала’.
И тихо, гладко запевала

Поёт, со старта начинает
Приёмом 'звуков от рояля’.

Каскад поломанный из секст -
Для них в творенье места нет, -
Одно лишь долгое крещендо
И экспозиция момента,

Чтоб жизнь свою переиграть
И в коде музыку сыграть.

Largo e mesto - Широта печали скорбной
На смену жизненных энергий,
Кипучести бурлящей жизни,
Приходит звук широкий, верхний,
Просторов скорби, грустных мыслей

И элегической печали,
Анализа ‘победных’ будней:
За что так искренне страдали
И почему итог подсудный.

Трудна, мрачна, трагична тема,
Неодолима деревянность
Перед встающею дилеммой:
Лигато иль аккордов ярость.
 
И что же делать всем с восьмыми, -
С уделами сторонних княжеств.
Кому отдать в правленье силу
При весе слева, левых тяжесть,

Едва касаясь партий правых.
Истории связуют слёзы.
Зачем мелодии лукавить,
Когда в свободе степень роста.

Надрыв отчаянья - в аккордах,
В плачевной горемычной доле,
В ударе палочки по хорде, -
В большой и безысходной боли.

В фортиссимо звучат удары
Хлыста по черепу из терций
И педалируют печали.
И никуда от них не деться. -

Высоковольтно напряженье
И взрыв эмоций неизбежен.
Трагическое возбужденье
Упрёками пространство режет

На все оставшиеся жизни.
Усталое успокоенье
Приносит плач ущербной мысли,
Горюющей о днях затмений.

Жизнь замирает под фермата
В многолосии веселья.
Уходит в паузе заката
По высочайшему веленью.
 
Но возращается, воскреснув
В старинном танце, в менуэте,
Звучит безвольной старой песнью,
Забыв о ларго - новом свете,

Широком, элегичном звуке 
Просторов скорбных и печальных,
О грустных думах, о разлуке,
О тех, по жизни с кем страдали.
 
И вдруг фортиссимо мелодий
Врывается, динамя мысли,
Стреляет в менуэтов проседь
И утверждает силу жизни.
 
Финал
Но как жить в этой жизни дальше,
Когда исчерпан весь ресурс
И силы нет, аккордной фальши,
Чтоб врать себе, держась за ус?

Что остаётся в ощущенье?
Опустошение души,
Её растерянность, неверье
В день завтрашний, в его лучи...

Останется ли всё, как и было
Или спасение прийдёт
От жизни тягостной, унылой,
Тосклив чей прерванный полёт?..

26.04.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / N. Luganskiy. Sonata N7. TV Channel “Culture”


Бетховен. Соната N8 (Соч. 13). До минор. Патетическая [1] (1799)
Введение
Первая часть. Allegro di molto e con brio
Вторая часть. Adagio cantabile
Третья часть. Finale. Allegro

Введение
Потеря слуха. Дух надежды
Глубокой силы драматизм
Невиданной доселе жизни,
Который превзошёл трагизм
И стал мерилом горя мыслей -

Отчаяньем Большой судьбы,
Переживающей страданья
И буйства страждущей души,
Затменья мира и признанье.

Здесь боль, невыносимость мук,
Гневливость скорби и печали.
Надежда свой услышать звук,
Стремящийся умчаться в дали,

Чтоб обрести покой, себя,
Оставив в стороне пустое,
И разум духа, божества,
Дарящий высоту гармоний

И свой тревожный бурный мир,
Разительный и невозможный,
Живущий пеньем светлых лир, -
Гуманный мир природы сложной.

Первая часть. Allegro di molto e con brio
Но нет не сломлен разум гор.
Ступает в драму без куража.
Его раскатистый аккорд
Суров, серьёзен и отважно

Взлетает с грохотом, крушит,
Метает молнии и громы,
И ... вновь назад, к себе спешит,
Где разум мощный, до минорный,

Несёт достоинства каскад,
Стремительно, на фоне счастья,
Как буйвол, стадо, камнепад...
И диалог меж ними страстен,

Всё выше, дальше нежный звук
Красивых, мелодичных трелей.
И снова вниз летит, на спуск
Неистовый, от напряженья.

Борьба. «Маркизовы басы».
Пульсация моторной силы
И бешеный каскадный ритм,
Неиссякаемый, красивый, -

Шестнадцать тактов цель достать,
Прорваться к новому регистру,
Найти его,завоевать.
И снова ввыси мчатся мысли.

И вновь меж ними диалог.
Поёт сонет фортепиано. -
Мелодией высоких нот
И трепетностью лиры ранит.

Всё ж горизонт любви светлей.
И счастье высшее возможно,
Мечты становятся ясней.
Порхает звук неосторожный.

И вновь Бетховенский каскад
В пассажах боли и затмений.
Грозе подобен камнепад.
Страсть, драматичное движенье

Спешит, сметает всё с пути
И жалит мир мощнейшей тучей.
И вновь так горестно кричит,
Что с ним от боли плачут кручи.

Подвижность ломаных октав
Связует пламенные фразы,
И вновь летит каскадный вал.
И отступает. Светит радость.

Звучит мелодии печаль
В возвышенной и светлой лире,
Волнения уносит вдаль
И патетизмом полнит силы.

Вторая часть. Adagio cantabile
Мир. Пианиссимо души.
Лиричность мелодизма строя
Уносит вдаль печаль грозы
И возвращает звук гармоний,

Возвышенность певучих чувств,
Звучащих нежно, сокровенно, -
Мелодию любви, чья грусть
Несёт спокойствие Вселенной,

Миротворенье, красоту,
Парящие над буйным миром,
И веру в счастие, в мечту, -
Во всё, что радостно, красиво.

Поёт счастливая душа.
И нет мелодий вдохновенней,
Чем музыка любви творца,
Несущая успокоенье,

Богатый внутренний настрой
И просветленье переливов,
Огромную, Земли любовь,
Покой и красоту разливов.

Третья часть. Finale. Allegro
Волнует страждущий финал.
В нём повторение начала:
Движение мятежных фалд
И просветление хорала,

Тем постоянный диалог
И патетичность интонаций.
Уходит радостный аккорд
В певучесть светлого пространства,

В богатство звуков, в ясный мир,
К мелодиям счастливых красок,
К расцвету красочных палитр.
И настроенье чувств прекрасных

Возвышенно, волнует слух
И дорожит улыбкой жизни,
И воспевает силы дух
И солнца праздничные мысли,

Напоминая о борьбе,
Страданиях, преодоленье,
О силе духа - о Судьбе,
Несущей фрак и титул «Гений».

[1] Патетический - трогательный, возбуждающий чувственность; приподнятый, взволнованный.

21.06.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / D. Masleyev. Sonata N8 Path;tiq. Tsaritsyno. TV Channel “Culture”


Бетховен. Соната N14 (Оп. 27, N2). До-диез минор.
Лунная (1801-1802)
Первая часть. Струится мягкий Лунный свет
Вторая часть. В чертогах инобытия
Третья часть. Неистовость страданий, горя

Первая часть. Струится мягкий Лунный свет
Триада чувственного звука
В себя вобрала боль души,
Щемящее страданье, муки
И одиночество любви.

Волшебен сказочный мир царства.
Струится мягкий Лунный свет, -
Свет абсолютного богатства - 
Светил Земли. В нём грусть планет

В миг просветления природы
Снимает с клавишей вуаль
И с нежностью, печалью кроткой
Мечтами улетает в даль,

Где есть свет жизни, светлость чувства,
Элегия томимых дум,
Потоки восходящей грусти,
Где Лунный свет в сверканье волн

Несёт певучесть философий,
Величие красот Земли
И преклонение утопий
Перед реалями судьбы.

Вторая часть. В чертогах инобытия
Звук в глубину, в себя уходит,
В чертоги инобытия.
Ответы ищет. Не находит.
Страдает он внутри себя,

Познав неистовость метаний,
Беспомощность большой души,
Её мятежные страданья
Внутри себя, покой где был.

Третья часть. Неистовость страданий, горя
Звук в неподдельном гневе плачет.
Душа в отчаянье. В ней боль,
Она уходит в фурий страсти,
И прорывает эту боль

Большим живительным потоком,
Несущим ураганы чувств,
Вновь возвращаетя к истокам,
Где лунный свет, познавший грусть

В триадах специфичных, лунных,
Всё ж выход ищет не в себе,
А вне себя! У силы юной -
У жизни, выжившей меж бездн, -

Той, что не кисла в личной скорби,
А духом мужества жила,
Боролась каждый день упорно,
Мужала духом и росла.

...И в радости борьбы есть цели:
Преодоление невзгод.
И в эти цели надо верить.
Счастливый день ещё придёт,

Наступит солнечное завтра,
Открыто улыбнётся мир,
Забудет гнев зимы упёртой
И счастие найдёт в любви.

...Струится мягкий Лунный свет,
Миг просветления природы,
Свет жизни, гордости, побед
Во славу светлых чувств народа.

11.05.2022. Krasnodar
Movie. Poslesloviye. Sonata N14. TV Channel “Culture”


Бетховен. Соната N17 (Оп. 31, N2). Ре минор. Буря

Пессимистичная соната.
Вершина драмы всех сонат.
Конфликт с бездушным миром, клятым,
И с миром, что душой богат

И с человечностью в истоках, -
С центростремительным ключом,
Таким живительным потоком,
Который напоить готов
 
Всех страждущих и оскорблённых.
Конфликт контрастом обострён.
Слышны угрозы удалённо.
И вот уже грохочет гром

В огромных мощных тетрахордах,
Раскатами что сходят в бас.
И на их фоне обнажённо
Биётся боль. И чувств контраст

Понять способен боль чужую,
Трепещущую, как росток,
Представший перед дикой бурей.
Как перст безумно одинок

Он пред сомкнувшейся армадой
Аккордов скачущей вражды
И давящей на мозг громадой;
Чьи вероломны виражи,

Остры, стремительны, зловещи;
В арпеджио к басам летят.
И боль такая будет вечной -
С крещендо мчится звукоряд

И бьётся в форте оголтело.
Во след идёт другой пассаж
И повторяет ту же тему,
Входя в неистовых сил раж,

Не удалённый, а реальный.
Он давит реплики ростков.
Сопротивленье возрастает.
И вот уж не один готов

Сразиться с мощною волною,
За глотку смерть свою схватить,
Сопротивляяся прибою,
В борьбе стихию победить.

И вдруг в пиано тетрахорды
Идут не вниз, к басам, а вверх.
И перелом в борьбе аккордов
Приносит музыке успех,

Связующей пространство света.
Триумф в фортиссимо шлёт сил
В борьбе стихии с человеком,
Чтоб победил разумный мир.

26.04.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / N. Luganskiy. Sonata N17. TV Channel «Culture”


Бетховен. Соната N21. До мажор. Аврора

Аврора!.. Чудная Аврора!..
Богиня Утренней Зари!..
В Тебе сияние восходов
И возрожденье Земли!

Несёшь ты радость пробужденья
Природы после сна ночей.
В Тебе романтика стремлений,
Пульс неуёмной жизни всей!

Встречать рассвет!.. Какое счастье!
Богиню лицезреть Зари!..
Чтоб отрешиться от ненастий,
Тех, что взывают силы тьмы.

Но лирика Твоих восходов
Способна воспарить над злом,
Над ненавистью, над невзгодой,
Нести чтоб свет в краю родном. -
 
Свет чистых чувств, добру ответных,
Напевно, мелодично, в такт.
Чтоб  утро с силой предрассветной
Смогло повергнуть тёмный мрак.

Богиня Утреннего Света!
Аврора красок нежных роз.
Ты - светоч в жизни беспросветной!
Надежда, радость в море слёз!

13.04.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / M. Pletnyov. Sonata N21. TV Channel «Culture»


Бетховен. Симфония N9. Ре минор. К Радости
Введение
Первая часть. Ре минор. Сонатная форма

Введение
Симфония добра и света.
В ней песня «К Радости» звучит,
Что осеняет лаской сердце
И жить по-новому велит:

Свободными, с любовью, верой,
С открытым сердцем и душой,
С отвагой, вольностью безмерной,
Стремленьем к радости большой,

И воспевает братства тему -
Свободных рыцарей судьбы,
Несущей счастье всей Вселенной
И бесконечно светлый мир.

Первая часть. Ре минор
Сонатная форма
Из тишины исходит тема.
Широкой поступью идёт.
Пространство сред необозримых
Уводит взгляд за горизонт.

Он безгранично бесконечен.
Нет ни краёв в нём, ни границ.
Уходит взгляд стремлений в вечность,
Где столько было милых лиц.

Бежит неумолимо время.
Звук силы ропщет и гудит.
Идёт лавиной поколенье.
С фортиссимо стирая вид,

Неумолимо вниз несётся.
Отрывист, яростен аккорд.
Он множится, в атаку рвётся
И продвигается вперёд.

Развитье темы интенсивно.
Аккорды силы входят в раж.
Темп нарастает прогрессивно,
И вот звучит победный марш

Пунктирно, броско, энергично.
За ним идёт спокойный ритм.
Другая партия практично
Свои напевы вводит в жизнь,

Её обширно развивая.
Пустая квинта вниз идёт.
Смысл интонаций повторяя,
Ведёт в фортиссимо вперёд.
 
Звучит громадной силы драма
И потрясает тонкий ум.
Не зная в драматизме равной,
Не опускает траур рук,

А устремляет взор свой в вечность,
Где интонитует мажор, -
И вздох уносит в бесконечность
Свой неисполненный аккорд.

14.04.2022. Krasnodar
L. van Beethoven / M. Pletnyov. Symphony N9. TV Channel «Culture”


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ»
Соната N6. Ля мажор. Карельская
Соната N7. Си-бемоль мажор

Прокофьев. Соната N6 (Соч. 82). Ля мажор (1939-1940). Карельская
Первая часть. Allegro moderato
Вторая часть. Allegretto
Третья часть. Tempo di Valse lentissimo
Финал. Vivace

Первая часть. Allegro moderato
В аккордах резких, остинатных
Несёт экспрессии размах.
В Шестой трагической сонате
Наполнен гневом каждый такт.

Аффектный, острый, агрессивный,
Он объясняет, теребит:
«Война! Ей нет альтернативы!»
И звук внутри себя кричит,

Волнует, гневно призывает,
Стремительно долбит в басах
И неустанно повторяет:
«Война! Сверхвероломен враг!»

В аллегро колокол трезвонит.
Кричит, перебивает звук.
И пальцы пухнут от мозолей,
Жизнь призывая на борьбу;

По клавишам долбят трагедий
Уснувшие навек мозги.
Звук поднимается в аллегро:
В верхах - «блям-блям» и «миру-мир».

Аккорды вновь в басы уходят,
Звонят, в регистрах низких бьют
И отбивают SOS тревоги,
Терзают, мучат сонный слух,

Меняют тактику дозвона.

Вторая часть. Allegretto
Вот в пиццикато звук идёт.
В токкато резком, в мощном форте
Вновь остинатный шлёт аккорд.

Таинственно, в причудах скерцо.
Контрастны образы у тем.
В нём марширует лицедейство.
У масок шаг свой, ритм и темп,

Гротеск, характер и ужимки...
Тональность саркастичных игр,
Напоминающих поминки, -
Веселья мрачный колорит.

В басы нисходит цветогамма.
Волнует нот тревожный взгляд,
Зажатый ритм, предвестник драмы...
В верхах танцует звукоряд.

Третья часть. Tempo di Valse lentissimo
Протяжно, медленно, широко
Идёт диссоциаций строй.
Его расходятся дороги:
В верхах - тишайших волн прибой,

Вальс, с созерцательным началом
Пленительной, из грёз, мечты
И с ностальгическим причалом,
Парит в чертогах красоты.

Миротворение, лиричность...
Звук благородный на посту;
В низах - разлив волн эксцентричных.
Галдёж басов тревожит слух.

Его уводят в размышленья,
Внушают радость и покой.
Он вырывается, с сомненьем,
Вновь обсуждая дум настрой.

Мир убаюкива ют танцы.
Движенья мерные в верхах.
В них угасает контрадансность
И убаюкивает взгляд.

Финал. Vivace
Финал - тревожный, драматичный.
В нём сил воскресших динамизм,
Неукротимых, фантастичных,
Энергий мощь и воли смысл.

В ритмичном темпе, очень быстром,
Звучит сонатной темы рок -
Мотив с железной, властной мыслью.
В нём чувств бушующий поток

Долбит по клавишам трагедий
Уснувшие в верхах мозги.
Звук поднимается в аллегро
И опускается в басы.

Басов долбёжи, как лафеты.
Уж средний слышит их регистр,
Перенимает эстафету,
Ритмичность, мощь и динамизм,

И приближает горизонты.
Убойные басы долбят. 
И снова средних нот аккорды
Сменяют остинатный ряд,

Идут в верха в суровом форте,
Усиливают диссонанс
И увеличивают громкость.
Верхи уходят резко в транс...

Что происходит в бренном мире?
«Блям», - отвечает средний звук.
Долбёж в верхах! И на вершине
Услышали басов испуг!

В регистрах верхних, очень быстро,
Меняют скорость, темп и ритм.
Повтор в срединных мчит регистрах,
Бьёт остинатно и кричит

Аккордом шумным, полновластным,
Активно шурудит толпу
И быстро, в рубежах опасных
Ведёт Карельскую войну.   

Таков финал шестой сонаты, -
Единый, властный и прямой, 
Непобедимый, остинатный,
Готовый дать вражинам бой.

8.08.2022. Krasnodar
S. Prokof’yev / V. Kraynev. Sonata N6. TV Channel “Culture”
12.08.2022. Krasnodar
S. Prokof’yev / N. Petrov. Sonata N6. TV Channel “Culture”


Прокофьев. Соната N7 (Соч. 83). Си-бемоль мажор
(1939-1942)
Первая часть
Вторая часть
Третья часть. Финал

Первая часть
1. Господство диких интонаций,
Тревожная жестокость фраз,
Нервозность настроенья, властность -
Всё это жёстких нот окрас,

Бескомпромиссных, резких, быстрых,
Имеющих графичный тон,
Отборных, чёрно-белых истин,
Что мозг долбят со всех сторон,

Подобно залповым снарядам.
Ничто не остановит ритм.
Бомбит голимый остинато.
Когда он, Боже, замолчит?!

Обнажена фактура формы.
Не прекращается долбёж
Ритмичных нот и напряжённых,
Вгоняющих под сердце нож.

Добро и зло добра и злобы -
Единства безграничный смысл
В Сонате, исполинской глыбе,
Отверженной перстами крыс.

Вторая часть
2. Её тональность антиподна.
Переосмысливая мир,
Историю своей свободы,
Жестокость, тяжесть мрачных сил,

Она наперекор им ставит
Спокойствие и добрый ум,
Его высокое сознанье
И человечность струнных дум,

Расцвет виолончельной темы,
Забывшей жёсткий аскетизм,
Идущей плавно, кантиленно,
В счастливую, в красотах жизнь.

В мир благородный чувств высоких,
Стремящихся себя найти,
И размышляющих о роке,
Чтоб землю от врагов спасти.

Светло чудесное звучанье,
Насыщен светом колорит,
Плывёт в движенье многогранном
И мелодичностью пленит:

И колокольчики трезвонят,
И одеяние фигур
В воздушных красках небосклона,
В напевах ласковых лигур.

Спокойна, мягка кантилена.
Виолончельный симфонизм
Уравновешивает тему:
Где красота и гуманизм

Выдерживают натиск злости,
Жестокость тёмных, ярых сил,
Их отражают злые козни,
Чтоб победил зло позитив.

Третья часть. Финал
3. Финал симфонии - в токкато.
Напор железный, точный ритм,
Неумолимый, остинатный,
С движеньем богатырским слит.

В нём есть могучий эпос силы,
Победоносный топот код,
И образ старины былинной,
Чья мощь к победам рать ведёт

И утверждает силу воли,
Полёт энергии, триумф.
И, в виртуозном блеске спорит,
Неся накал страстей и дум.

Здесь ликование народов,
Единых в радости своей,
В волненьях, в жизненных невзгодах,
В победе жизни и людей.

11.04.2022. Krasnodar
S. Prokof’yev / M. Pletnyov. Sonata N7. TV Channel “Culture”


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «АЛЕКСАНДР СКРЯБИН»
Соната-фантазия

Скрябин. Соната-фантазия

С басов начальный ход движенья
И величавое скольженье
Сосредоточенных фантазий,
Задумчивых и очень разных,

Сдвигающих весь ход октав
От прим до квинт, в аккорды встав.
Динамика идёт в пиано
И, постепенно затихая,

Ответа ждёт на грёзы жизни,
Расходится в желанных мыслях
И с ними сходится опять.
Развитье вверх иль снова вспять.

Предвосхищая воглас острый,
Звучит глас мелодичный роста
И набирает цвет и силу.
Палитра звука в красках синих

Но с фиолетовым началом.
Лиловый цвет с огнями жара
Рождает яркий свет горенья,
Где в центре драматизм стремлений,

Который рушит мелодичность
И отвергает гармоничность.
Он увеличивает силу,
Мощь, выразильность стихии,

Той, чьё развитье непрерывно.
Перпетум мобиле порывов -
В движении пассажей-волн.
Их выразительый подъём

Идёт на фоне устремлений,
Принятья волевых решений.
И это слитый яркий цикл,
Центростремительный чей крик

В прожекторах огней сияет;
Характер, личность утверждает,
Звучанье темы целиком.
Фантазия как явь встаёт

На фоне призрачных гармоний,
Реалистичных какофоний
И открывает всем себя.
В фантазии есть тема «Я»,

Развитие, преодоленье,
Борьба и самоутвержденье
Во имя новых, лучших лет.
Во славу будущих побед.

12.05.2022. Krasnodar
A. Skryabin / A. Gugnin. Sonata-Fantasia. TV Channel “Culture”


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ»
Соната для фортепиано. Фа-диез минор. Самолётная

Стравинский. Соната для фортепиано (Соч. 21). Фа-диез минор (1905). Самолётная
Allegro
Adagietto
Финал. Allegro

Allegro
Начало - светлое аллегро
В мажорном темпе вдаль летит.
Полифония настроений
Несёт в себе гармоний ритм,

Единое легато силы
Несёт развитие и рост -
В срединных движится регистрах,
С басами быстро вверх идёт.

Adagietto
Звук пиццикатный, осторожный,
Идёт прерывисто наверх
В диссоциациях двусложных:
В низы и с верою в успех.

Фактура сдержанная темы.
Литой или токкатный звук
В контрастах с трепетною трелью 
В регистрах разных жарит слух.

Коней менять на переправе
Гвоздь декаденства не спешит.
Маршировать в аккордах старых?
Мысль, разбегаяся, летит

В восторге над большой землёю,
Пространства замечая свет,
И приземляется героем,
Познав дух времени, - балет.

Финал. Allegro
Стремленья разные у звуков.
Одни из них спешат наверх,
Другие, в декадентских муках,
Инерцию одолевают вех.

По-разному звучат сомненья
В движеньях двух различных рук.
Их независимы теченья, -
Темп, ритм и контрапунктный звук.

Финал успешный, мягкий, быстрый.
В регистрах средних жизнь течёт.
Осознавая тяжесть истин,
Шлёт пиццикатных тем аккорд.

12.08.2022. Krasnodar
I. Stravinskiy / N. Petrov. Sonata for Fortepiano. TV Channel “Culture”


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ»
Струнная серенада. До мажор

Чайковский. Струнная серенада (Соч. 48). До мажор (1880)
1. Пьеса в форме сонатины - Pezzo in forma di sonatina
2. Вальс
3. Элегия
4. Финал. Thema Russo

1. Пьеса в форме сонатины - Pezzo in forma di sonatina
Серенада поколений
Здравицы стране поёт,
Восторгается движеньем 
И величием живёт.

Широко звучит, могуче;
Утверждает жизни строй,
Торжество идей, их сущность,
Патетический настрой,

Вектор устремлений славя,
Силу, мощь родной Земли.
Гимн прогрессы величает,
Русской широту души.

Жизнь торопится, волнуясь,
Всё спешит достать, успеть,
Объективно, не торгуясь,
В изобилии чтоб  рдеть

Без борьбы, усилий ёмких,
Без специального труда
И живительной сноровки,
Чтоб в богатствах жизнь была.

Этот жизни бег в Аллегро:
Бег поспешный, бег рысцой,
Быстрый бег в галопе беглом -
Бег по жизни колесной.

Перелом сознанья ж - в коде:
В торжестве идей земли
И в победе тех мелодий, 
Где характер есть страны, -

Гимн во имя жизни вечной,
Веры в светлый идеал,
О котором пишут песни, -
О начале всех начал,

В ком решительность и властность,
Знаний вдумчивый аккорд,
И характер, русский, страстный,
Дать умеющий отпор.

Контрабас ведёт движенье,
Утверждает бытиё
В серенаде поколений,
Есть где главное зерно.

2. Вальс
Этот вальс грациозно звучит.
Он известен любому из нас.
От души знает каждой ключи
Он поёт и приносит нам Спас.

Как чудесен! Как радостен звук!
Вальс кружится и нежно поёт,
И чарует изяществом рук,
И уносит в волшебный полёт.

Вальс пленяет своей красотой.
Мелодичен чудесный мотив.
Он написан прекрасной весной.
Вальс волнует и мягко кружит.

С ним танцует скрипичный оркестр.
В темпе вальса прелестно поют
Скрипки милые. Прыгают с мест
Контрабасы и в вальсе ведут.

До чего же красив этот вальс.
Элегантен в своей простоте.
Он приносит любому из нас
Свет весенний, и радость в душе.

3. Элегия
Задумчива, печальна тема.
Элегией судьбы звучит,
Возвышенно и кантиленно,
И с грустью светлой говорит:

«Кому могу открыть я душу,
Чтоб отпустить мою печаль.
Кто станет меня сердцем слушать,
Когда саму печаль мне жаль?..»

Грусть нежная звучит высоко.
Волнителен её минор
И притягательна тревога,
Которая поёт светло,

Рассказывая о печалях.
Свет обаянием пленит
И улетает тихо в дали
С элегией тревог своих.

4. Финал. Thema Russo
В финале - здравица начала. -
В нём тема русская идёт:
Триумф торжественный и слава, -
В войне ведь победил народ.

Жизнь утверждают плясовые.
Народа радость глубока.
В ней восхищенье духом силы,
Патриотизмом на века.

Величественна Серенада -
Лицетворение страны,
Народа подвиг многократный.   
В нём мужество и героизм,
   
Отваги мощь и доблесть силы. 
Торжественно звучит аккорд.
Гимн славит, чествует кумиров - 
Героев русских, весь народ.

6.05.2022. Krasnodar
P.I. Tschaikowski / V. Spivakov. Serenade. TV Channel «Culture»


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ФРЕДЕРИК ШОПЕН»
Соната N2. Си-бемоль минор

Шопен. Соната N2 для фортепиано (Соч. 35).
Си-бемоль минор (1837-1839) [1]
Введение
Grave. Doppio movimento
Scherzo
Marche fun;bre: Lento
Finale: Presto

Введение
Трагедия людского рода,
Где чувства чаяний звучат
В страданьях целого народа
И в думах истово бурлят

С судьбой печальною Отчизны, [2]
Чей монолог больной души,
И безысходность горьких мыслей
Трагедии слагает Гимн скорбит.

Боль судеб собрана в сонате,
Крушение людских надежд
И безисходность эмигрантов
В попытках заработать хлеб,

Борясь за солнце, за свободу,
За мир и счастье, за мораль.
В ней гибель целого народа,
Скорбь поколений, их печаль.

Grave. Doppio movimento
В вступление - начало драмы:
Крушение и блеск надежд,
Спектр диссонансный состоянья -
Стремительный и бурный всплеск

И резкое души затишье,
Смятение и скорбь её, -
И неприятие событий,
Когда сгорело в мире всё.

Акценты и контрастность звуков
Уводят мысли в глубину.
Пиано-форте абсолютов
Меняют темы остроту.

В регистрах нижних настроенье -
Скорбь, хмурость, безысходный мрак.
Во фразах средних нот - бурленье,
Сменяющихся тем контраст

И ...резкий взрыв, эмоций всплески
Регистров средних и басов.
В фортиссимо звучат бурлески
Двойных, октавных голосов,

Стремительно к венцу бегущих.
Переворот басовый быстр.
Бегут аккорды грозной тучей,
Сломать чтоб верхний свой регистр.

Scherzo
Тревога, мрак - неумолимы.
Крушенье в них былых времён.
Звучат мазурок темпоритмы.
Идёт тяжёлым шагом зло,

Стремительно рождая образ
Грозы романтиков мирских.
Безволие в мечтах и грёзах.
Погибель ожидает их.

Скачки и паузы в эффектах
Смещают мелодичный центр,
Пуская мысль мечты по ветру,
На драму делая акцент.

Бас остинатный квинт фольклорных
Прост, и правдиво песнь ведёт
В своих мечтаньях просветлённых.
К началу ярок переход,

К контрасту изначальной драмы,
К крушению былых надежд
И к диссонансу состояний,
Возглавивших басов мятеж.

Marche fun;bre: Lento
Трагедия веков свершилась,
Дождём кровавым пролилась
И душу кровью обагрила,
Открывши терроризма пасть.

Марш похоронный, остинатный,
Продавливает боль утрат.
В нём траур оголённым басом
Кричит в канве простых сонат.

Печально, мрачно мирозданье,
Когда вокруг витает смерть.
Глубок трагизм от осознанья,
Что больше нечего хотеть.

Мотив суровый, безысходный.
Звучит огромной силы боль,
В сознанье медленно проходит,
Несёт души народной скорбь,

Трагедию переживает
Утерянной навек мечты,
Её несбыточного рая,
И горечь от большой тоски.

Трагичен переход от жизни,
Её сияющих надежд,
К небытию Нирваны, к тризне,
Где воспевают в мессе смерть.

Идут и опадают стоны.
Невосполнима боль утрат.
Звучит в душе Марш похоронный
И рвёт на части по сто крат.

Finale: Presto
Финал - прострация трагизма.
Дух обезличенный скорбит,
И образ смерти вкручен в мысли.
Потусторонней жизни ритм

Проносится и над героем,
И над могилой огневой.
Нечейный пал в сраженье воин.
Безличный дух его живой,

И он витает в царстве мёртвых
И в мире мёртвых, но живых.
Метаний сокращая плоскость,
В душе живёт души надрыв.

Печали личные он сеет
И мысль к безличному ведёт.
Страдая в облаках забвений,
Мысль безнадёжности плывёт

В глубины скорби и печалей
И видит безысходность, смерть.
Картины мрака душу жалят.
Звучит трагедий горьких песнь.

Витает ветер над кладбищем
И над могилами борцов,
Оставив в душах пепелище,
Печаль и всенародный стон.

В фортиссимо звучат аккорды.
Огромен траура размах.
Террор, завещанный потомкам, -
В высоких нотах и в басах.

[1] Участие в траурной церемонии в честь Нурри. Траурный марш (Cоч. 72, N2) написан значительно раньше.
[2] Родины Ф. Шопена - Царства Польского.

11.08.2022. Krasnodar
F. Chopin. Sonata N2. In: Absolute Beauty. TV Channel “Culture”


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ФРАНЦ ШУБЕРТ»
Соната N14. Ля минор

Шуберт. Соната N14 (Cоч. 143). Ля минор (1823)
Allegro quisto. Ля минор
Andante. Фа мажор
Allegro. Ля минор

Allegro quisto. Ля минор
Тревожны, пасмурны пассажи.
Звук поднимается с низов,
Из романтической баллады,
И бодрым маршем шлёт гонцов

Навстречу симфоничной драме.
Тяжёлой поступью идёт
И, нижние регистры правя,
Свой, остинатный шаг несёт,

В октавах средних затихает.
Вновь поднимаются басы.
И в глубине звук исчезает,
Уходит вверх и снова вниз.

Ритмичной поступью аккорды
Ступени рубят, вверх идут,
В пассажах поднимаясь бодро
Опережают тихий звук,

Плывущий на басовом фоне.
В регистрах средних тишь и гладь.
Раздумья в ясном, светлом тоне.
И ... яркий всплеск, скачки звучат

В басовых остинатных муках,
Стремятся в солнечный регистр,
Царит где безмятежность звука,
И гаснут в тишине тоски.

Andante. Фа мажор
Хорал простой, спокойный, ясный.
Светло выходит на простор.
И в пианиссимо бесстрастном
Поёт красивым звуком хор.

Звук расслабляется в сонате.
Меняет поэтичный ритм,
Настойчивей звучит, понятней
И с бурной яростью долбит

Триолями в регистрах верхних.
На смену тишина идёт,
И возвращается напевность,
Хорал воздушный звук ведёт,

Ясней становится, лиричней.
Поёт красивей, тоньше хор
Звучит спокойно, поэтично
И устремляет в небо взор.

Allegro. Ля минор
Движенье быстрое, в триолях,
И динамичный диалог,
Летящий с голосами вровень,
Вдруг обрывается, и слог

Другой становится у темы.
Внезапный переход звучит
В регистрах верхних кантиленно
И резкой лирикой пленит.

И вновь стремительность движенья
Ведёт мир чёрно-белых нот
И вышивает боль затмений,
Их чёрно-белый переход

В крещендо резком или плавном,
Фортиссимо поставив в ряд
И в пианиссимо печальном
Смиренья драматизм познав.

В басах минорные аккорды
Идут по краешку судьбы
Срываются, бунтуют гордо
И горестно уходят вниз.

30.08.2022. Krasnodar
F. Schubert / A. Malofeyev. Sonata N14. Royal. TV Channel “Culture”


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «РОБЕРТ ШУМАН»
Соната N2. Соль минор

Шуман. Соната N2 для фортепиано и скрипки (Соч. 22). Соль минор (1833-1838)
4. Финал - Allegro
Возбуждаяся мгновенно,
Страсть врывается в пространство;
И стремительным движеньем,
Энергично, живо, властно,

Звук влечёт к себе красивым,
Увлекающим потоком.
Гласом лир неустрашимых, 
Патетичным струнным роком
 
Правит бурей взмахом скрипки,
Виртуозно, динамично;
Завихряяся, кружится
Высоко и эстетично.

Смелость, красота исходит
И изящество от страсти,
Усмирённой взглядом, вздохом
И надеждою на счастье.

Чистота и обаянье
В мелодическом напеве.
Безыскусственность дыханья
Свежесть интонаций сеет,

Мягкость, ласковость природы,
Задушевность звуков света
И приветливость восходов -
Чувств больших, любви заветной.

Ветра скорое движенье
В суетящихся синкопах
Вносит красок напряженье
И мятежность. Тихий ропот

Будто слышится в напеве,
Словно звук тревоги прочит
И уходит с нетерпеньем.
Это ветер страсти ропщет

И ведёт поток в пассажах.
Напряженье поднимает
И восходит вверх по кряжам.
И, в фортиссимо играя,

Вверх влечёт неудержимо,
Чтоб достигнуть апогея -
Пика зримого вершины, -
Той, где ветер счастья реет.

14.06.2022. Krasnodar
R. Schumann / G. Kremer & M. Angerich. Sonata N2, 2th part. TV Channel “Culture”


Елена КОРДИКОВА - Тася МЕЙЕРХОЛЬД
© МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

Книга «15 Сонат» содержит 8 Авторских поэтических цикла по музыкальным симфоническим произведениям великих русских и западно-европейских композиторов, таких как Л.ван Бетховен, С. Прокофьев, А. Скрябин, И. Стравинский, П.И. Чайковский, Ф. Шопен, Ф. Шуберт и Р. Шуман.

The Book «15 Sonatas» contains 8 Author poetic cycles of musical symphonic works of Great Russian & West European musicians such as L. van Beethoven, S. Prokof’yev, A. Skryabin, I. Stravinskiy, P.I. Tschaikowski, F. Chopin, F. Schubert, R. Schumann.


Инфо: Елена КОРДИКОВА. Музыкальное образование: музыкальная школа, г. Кореновск, класс Скрипка, класс Фортепиано; музыкальная школа N1, г. Краснодар, класс Фортепиано.


Рецензии