Лирический герой и человеческая индивидуальность

Сегодня мы поговорим о том, может ли в одном поэтическом произведении быть несколько лирических героев. Сравним поэтические образы с реальными людьми. Подумаем, возможна ли лирика без лирического героя.

Лирический герой (ЛГ), по определению Википедии, «субъект высказывания в произведении, я-персонаж лирики, художественный образ, источником-прототипом которого является автор». Некоторые исследователи отделяют от лирического героя лирическое «Я» поэта. К их разграничению мы вернемся в конце этого текста. А пока снова процитируем Википедию.
«Разграничение лирического героя и других форм авторской субъектности (например, прямого авторского высказывания, стертого или обобщенного субъекта) зависит как от литературной формы, так и от фонда знаний читателя…». Это разграничение, в отличие от первого, весьма условно.
Автор газетной заметки может не давать собственных оценок ее герою, которого может и не быть. Однако даже материал об экономическом явлении нельзя написать без определенной жизненной позиции, которая есть даже у журналистов. Таким образом, в любом без исключения тексте мы чувствуем невидимого лирического героя, хотя он может и молчать.

Задумывались ли вы, кого следует считать лирическим героем «Евгения Онегина»? Конечно, это автор романа в стихах Александр Пушкин. Поэт много пишет от первого лица и дважды общается со своим главным героем. Но один ли ЛГ в произведении?
Онегин — явное производное Пушкина. В отличие от поэта он плохо образован и не написал вроде бы ни строчки. Онегин никогда не состоял на государственной службе, на которой Пушкин скорее числился, чем исполнял должностные обязанности. В остальном можно найти немало общих черт автора и вымышленного героя. Этим сходством и объясняется их взаимная симпатия.
Пушкин дистанцируется от своего лирического героя. Даже его знакомый по роману в стихах, Онегин, ни разу не называет ЛГ автора по имени. Единственное исключение:

Прости, коль помешал досугу,
Представь нас, Александр, друг другу!

Процитированные строки взяты из реконструкции сожженных Пушкиным строф «Путешествия Онегина», написанной мной stihi.ru/2021/01/31/2021. В полном виде история скитаний Евгения должна была стать главой 8 всего романа, но многие строфы нельзя было публиковать по цензурным соображениям. Урезанное «Путешествие» было напечатано в виде отдельного произведения.
Пушкин, повторяю, дистанцировался от своего ЛГ в романе. А вот Онегин, как считается, и не имел определенного прототипа. Евгений — типичный представитель своего поколения русских дворян. Плохое образование и отсутствие поэтического дара только подчеркивают эту типичность.
Дистанция Пушкина и обобщенность образа Онегина — близкие по длине отрезки поэтической реальности, хотя пути по ним похожи на движение по встречным полосам проезжей части.
Более того, все без исключения герои «Евгения Онегина» в той или иной степени лирические, так как придуманы Пушкиным или опираются на реальные прототипы в той мере, которую автор считал необходимой. Женские образы собраны из элементов симпатий и антипатий к представительницам противоположного пола так, как поэт решил их собрать. Эта «сборка» роднит героев и героинь романа.

А теперь мы подходим вплотную к другой, непоэтической, реальности. Человеческое воображение рисует нам не только образы наших знакомых — людей из плоти и крови. Подобным образом каждый человек представляет себе и самого себя.
Одни стараются держать свое воображение в руках разума, давая себе оценки, исходя из уже совершенных ими поступков. Однако, есть и, например, люди, у которых снега зимой не допросишься, считающие себя щедрыми. В этом, отмечу, нет следа лицемерия, потому что их мнение о себе искренне.
Те, кто размышляет на эту тему, легко приходят к иллюзии иллюзорности окружающего мира. На самом деле, по определению Рене Генона, иллюзия — относительная реальность, более или менее далекая от реальности абсолютной. Она никоим образом не соприкасается с небытием, которого, как известно, нет. Абсолютом в индуизме является Брахма, а Православии — Пресвятая Троица.
Образ самого себя и есть человеческая индивидуальность (ЧИ). С лирическим героем в поэзии она имеет внешнее сходство. Есть и их внутреннее родство — индивидуальность отчасти формируется на основе прочитанных, особенно в детстве, книг.

А теперь вернемся к понятию «лирического „Я“». Его отделила от понятия «лирический герой» немецкий литературовед Маргарете Зусман. Лирическое «Я» она определяет «не как персональное, а как „дионисийское“, преступающее границы „субъективности“, и в вечном возвращении живущее Я, обретающее в поэте свое обиталище: лирическое „Я“ является формой, которою поэт создает из данного ему Я».
В этой цитате сомнение вызывают только слова «поэт создает». Вспоминается французский поэт Артюр Рэмбо, отметивший, что «мной пишет» гораздо правильнее, чем «я пишу». Если «границы „субъективности“» преодолены, иначе и быть не может.
Лирическое «Я» неслучайно напоминает внутреннюю личность (Атман) в индуизме. Достигший совершенства индус открывает Атмана в глубине своего сердца и видит, что внутренняя личность тождественна Брахме.
Лирическое «Я» позволяет не искать лирического героя в тех, написанных от первого лица произведениях, где его нет. К таким произведениям следует отнести, например, «Божественную комедию» Данте. Местоимение первого лица единственного числа появляется там во второй строке «Я очутился в сумрачном лесу», но к индивидуальности поэта оно отношения не имеет.
Есть и современные образцы лирики без лирического героя. Позволю себя полностью процитировать свое стихотворение «Тишина и Война».

В моем сердце была Тишина
И за рёвом моторов слышна

Я нашёл наяву Тишину
Что подобна крепчайшему сну

Мне блаженство дает Тишина
Только в ней поселилась Война

В Тишине моей взрывы ревут
И кошмары снуют там и тут

Нет здесь места крепчайшему сну
Сновидения рвут Тишину

Как война ни была бы страшна
Побеждает всегда Тишина

Без следа все ревущие сны
Растворит океан Тишины

Слово «Тишина» означает в буквальном смысле «отсутствие звука». В метафорическом смысле она «состояние неизменности и покоя», в экзотерическом — «Бог», в метафизическом «абсолютная реальность». Слово «Война» имеет всем известный буквальный смысл, а три других противоположны трем смыслам слова «Тишина».
Отмечу, что иллюзия не может быть абсолютной, как реальность. Противоположность абсолютной реальности — максимальная иллюзия, наиболее удаленная от Абсолюта.


Рецензии