Liberty shop

Liberty shop

«Элеутерия» ;;;;;;;;;- свобода

Один человек приехал в маленький южный городок, который раскинул свои  узенькие ветьеватые улочки мощённые камнем на берегу тёплого моря. Городок с низкими арками обвитыми плющом, маленькими мраморными площадями с круглыми фонтанами и резными колоннами, воркующими белыми голубями, глиняными горшками с геранью и  свободно гуляющими котами. Древнее селение на берегу широкого полукруга соленых вод, защищённое каменистыми сопками от большого мира, выбравшее жить неторопливым ритмом традиций прошлого.

Однажды после встречи с торговыми партнерами он решил прогуляется по улицам, манящих ароматом пышно цветущих бугенвиллий, запахами пряной начинки свежеиспеченных пирогов и мелодичной музыкой, льющейся из выбеленных домов с дверьми и окнами небесного цвета.

Человек легкой походкой шёл вперёд наслаждаясь моментом, не думая вообщем то ни о чем. По привычки торговца, коим он был как в душе так и в  жизни, его взгляд скользил  по вывескам домов на обеих сторонах улицы, замечая детали. Вдруг, странное название красиво выведенное позолоченными буквами нарушало гармонию его умиротворённого ума.

«Элеутерия» ;;;;;;;;;- свобода.

В  его голове моментально возникли меняющие друг друга мысли:
туризм, ритуальное бюро,духовные практики, услуги адвокатов…

Человек он был любопытный, надо сказать, очень любопытный.

Потянув за бронзовую ручку двери с резными виноградными листьями  он вошёл внутрь.
В помещение правил полумрак, шторы были подняты лишь наполовину, тонкий дневной свет мягко струился и рассыпался оседая на каменный пол.
Приятно пахло свежесваренным кофе.

На массивном деревянном прилавке, протянувшемся от окна до противоположенной стены стояла старая касса латунного цвета. За ним до самого потолка возвышались стеллажи плотно заставленными  банками из матового стекла с деревянными крышками. К каждой полке была прибита маленькая золотая табличка с надписью.
Человек попытался прочесть надпись, но не смог, хоть он и знал немного местный язык.

За прилавком около окна сидел пожилой мужчина, из-за тусклого света трудно было разглядеть черты его лица, перед ним была раскрыта газета и стояла чашка кофе.

- Добрый день, - сказал человек, подходя ближе.

Мужчина опустил газету на колени и слегка   кивнул.
- Простите, я не местный, приехал по  бизнесу, шел мимо и меня заинтересовало название этой лавки - оно такое необычное, это ведь не ритуальные услуги…
- Нет, уважаемый, это не ритуальные услуги, но в какой-то степени это может быть и так, - ответил мужчина, чуть улыбаясь
- Меня просто разбирает любопытство, чем вы торгуете? Может быть я бы приобрёл у вас ..?
Человек он был предприимчивый.

Мужчина  отложил газету и неспешно поднялся с кресла.

- Ну что же, уважаемый, я не бизнесмен, ничего не продаю, говоря это он жестом обвёл стеллажи с банками.
-  В этих банках хранится то что мне отдают, я беру все, а взамен человек получает свободу - «Элеутерия» ;;;;;;;;;- свобода. Как и написано на вывеске.
Прежде чем, человек хотел заговорить лавочник указал на  полки у окна.
 - Там страхи, банки с ними специально стоят ближе к свету так они становятся меньше. Нижние полки занимают печали - они самые тяжёлые и тяжелеют с каждым днём, даже в банке.
В этом углу и он указал на противоположенный конец от окна - там жадность, она быстро засыхает и превращается в труху. По центру прямо у меня за спиной , полки с горячим товаром это ревность, зависть и гнев. За ними всегда нужно следить, бывает так нагреваются - что банка лопается.
А вот там и он указал наверх над самым потолком банки чуть поменьше - это с неверием и сомнениями. Те испаряются и выделяют колкий осадок бледно-розового цвета.
Полка с ложью. Ложь никогда не бывает одна - все время множится, пока не поубивает  сама себя.
- А эти баночки фиолетового цвета - что в них?
- В них идеальность, не многие продают ее. Она все время меняет форму, но запах у неё всегда едкий.
Вот это самые популярные. Бывают и редкие экземпляры, но их совсем немного. Их я храню в шкафу.

Человек очень растерялся много чего он видел, много где бывал, но такого..
 Лавочник просто милый чудак. Развод  для туристов, так он подумал.
Но что-то не давало покоя, как всегда  ему захотелось докопаться до правды, разоблачить подлог.
- А что получаете вы, в чем ваша выгода?, прищурив глаза ….спросил человек.
Лавочник словно прочитал его мысли покачал головой.
- Каждый раз когда я отвожу банки к морю, и мою их, то  подчерпываю с водою несколько золотых монет. На них я покупаю еду на рынке.

Что за чепуха подумал человек.
- Но кто вас надоумил на такое дело?, воскликнул он с разгорающимся интересом.
- Вы действительно любопытны, сказал мужчина, - обычно я  занят, но сегодня у меня есть время и я ,пожалуй, расскажу вам свою историю, возможно, вам ее нужно услышать.

Он оперся обеими руками на прилавок, подался плечами вперёд, и медленно выдохнул. Лицо его стало серьезным, по нему пробежала лёгкая тень горечи, но после оно вновь стало расслабленным и спокойным. Голос его стал тише.
- Давно это было. Я только женился. Но не прошло и года, как моя красавица жена сбежала с другим, на корабле пересекла море. Тогда, забыв себя от гнева и ревности, я бросил все - работу, дом, друзей, начал пить и ночевать на улицах. Уехал из города и стал скитаться, потеряв покой. И вот однажды  уже на закате дня  я брел по побережью весь в рванье, волосы мои были спутаны, я полностью был чёрным от проклятий, загара и грязи. Впереди я увидел дымящийся костёр - обычное дело в наших краях. Человек закутанный в накидку сидел около него. Отчего-то я остановился и уселся неподалёку.

Я устал был голоден и полупьян, как  и все последние дни. Солнце уже зашло, буро оранжевое огненное небо отражалось в чёрном море.
Неожиданно человек поднялся и зашёл в воду. Я ждал, когда он вновь появится у костра, стало уже совсем темно, а его все не было.
Плохое предчувствие накрыло меня и я бросился в воду, стал нырять, шарить руками по дну, но не мог найти его. Через некоторое время я сдался и вышел на берег.
К моему изумлению я увидел его, как ни в чем не бывало, сидящего на том же самом месте около костра.
Я не поверил своим глазам, во мне проснулась ярость, весь мокрый я подбежал к нему с проклятиями.

- Ты может быть не в себе от твоего образа жизни, и все это тебе показалось, - ответил он мне спокойным голосом.
- Может я и не в себе, но я видел как ты зашёл и пропал в воде.
-Я хотел испытать тебя, ласково сказал незнакомец. Узнать что в тебе осталось.
- И что?
В тебе много любви и сострадания, ты забыл себя ради меня.
 - Я давно забыл себя, заплакал я в отчаяние, - гнев и ревность выжгли все внутри оставив лишь боль.

Незнакомец покачал головой, не соглашаясь с моими словами.
- Это всего лишь ловушка, в которую ты попал. Я у тебя в долгу - ты бросился спасать меня. Поэтому готов помочь тебе, если ты захочешь расстаться с гневом и ревностью, навсегда.
- Но как разве могу я выбирать?, прошептал я в полном недоумение.
- Можешь. Разве эти чувства не съедают тебя. Ты должен принять решение. Отдай их мне, сказал незнакомец и протянул раскрытые ладони.
- И я отдал их.
Лавочник остановился и обернулся на полки с банками, потом продолжал.

- Через пару месяцев я узнал, что жена вернулась в дом своей матери. Не думая, я приехал туда и сказал, что не держу на неё зла, и только желаю, чтобы она была счастлива. Жена расплакалась и сказала, что нету ей прощения. Я вытер ее слёзы и сказал, что прощать мне ее не за что.
- Какое-то время она жила у матери, но потом мы опять стали жить вместе. И очень счастливо.
- Освободившись от гнева и ревности, я дал любви беспрепятственно струиться из моего сердца и ум мой успокоился. Раз я люблю ее -, то лишь бы она была счастлива. Со мной она или с другим.

Он замолчал.

Человек вдруг понял название лавки «Элеутерия» и почувствовал легкое дуновение ветерка в груди.
- А как вы берёте это у людей?, на самом деле он хотел спросить, как это возможно отдать, при этом он почувствовал, что краснеет.
- В этом нет ничего сложного я только принимаю, человек отдаёт сам. Это тоже самое, как расстаться с  вещью к которой у вас больше нет интереса, то что вам не нужно. Суть в том, чтобы принять решение, - лавочник посмотрел человеку в глаза.
- А вы кладёте это в банку и храните на полке.
- Правильно, я кладу в банку храню на полке какое-то время, а потом, когда не остаётся ни одной пустой банки я собираю их в плетёные корзины, которые взваливаю на осла и отвожу на берег моря. Там я вытряхиваю каждую банку и мою ее, как вам уже говорил.
- А как же море, не засоряется ли от этого вода? - воскликнул человек.
Мужчина покачал головой.
- Морская вода очищает все, она растворяет всю грязь, всю боль.
Может быть только становится  ещё солёнее от этого, - и он подмигнул.

Вы разве не замечали, что когда сидите или прогуливаетесь по побережью , в вас как будто что-то растворяется, растворяются ваши мысли, ваши заботы, почти что вы сами растворяетесь.

Человек все ещё не мог поверить.

Чувствуя, что любопытство туриста удовлетворено сполна, лавочник уселся обратно в кресло и  раскрывая газету, дружелюбно сказал:
-Всего хорошего, уважаемый, да будет удача в ваших делах.

Через два дня человек должен  покинуть этот город, завтра он будет занят с утра до вечера и вернуться сюда не сможет. А следущая поездка будет только через год. А вдруг это шанс?  В конце концов, что он может потерять - ничего ценного, кроме пожалуй, что ах да, он потеряет те чувства, потеряет привычного себя, а это ведь кое-что, верно? Но как бы впрочем он хотел это сделать, как они истощали его, крутили им, часто наваливались так внезапно и держали так крепко, как желал он  глубоко внутри освободиться от них, но никогда не слышал, что это возможно. И тут  такая штука, т.е. лавка?

Уже взявшись за дверную ручку, он вдруг почувствовал, что рука и все тело стало тяжелым и не желало двигаться. Тогда обернувшись все ещё стоя там на пороге, он услышал свой голос
- Постойте, я .. я бы хотел отдать вам кое-что, что мне больше не нужно,..мне кажется я хочу это сделать, -  голос дрожал и был неуверенным.
- Вам кажется? - этого не достаточно, вы должны быть уверенны на сто процентов,  что хотите, потому что я не возвращаю обратно. Раз отдали значит все, - услышал он ответ.

Человеку вдруг показалось, что ничего нету вокруг, кроме этого момента.
- Я хочу, я точно хочу, -  он даже вскрикнул, от волнения, как маленький мальчишка, который решился проявить всю свою храбрость.
- Хорошо, тогда давайте, - спокойно сказал лавочник. Он подошёл к кассовому аппарату.
- Но что мне нужно сделать, чтобы отдать это?, - растерялся человек.

- Вы уже знаете, что вы хотите отдать. Теперь почувствуйте, где вы это храните и выньте это от туда и положите вот сюда, -с последними словами он достал из под прилавка банку и снял деревянную крышку. Не торопитесь, но будьте решительны. 

Человек закрыл глаза. Где оно или они? Здесь и здесь, он чувствовал, раздражение и жжение под рёбрами в правом боку. Где еще там, а вот там пусто. Внутренним взглядом он опускался во все уголки своего тела. Затем он почувствовал как его руки проникли внутрь и взяли, зацепили что-то неосязаемое, липкое и  вязкое, и потянули, так, что даже что-то защекотало под коленями, а по голеням и бедром пробежали струйки холодка.
- Вот собрал! , - сказал он немного приоткрыв глаза. Он держал обе ладони вместе, в них ничего не было, но они были тяжелы.
- Давайте, опускайте все сюда, - с этими словами лавочник направил руки человека в банку.
- Готово!, - решительно произнес он, отталкивая руки человека от горлышка банки и быстро закрывая ее крышкой.

Крепкие смуглые пальцы на удивление быстро застучали  по клавишам кассы. Дзинь - раздался звонок и кассовый ящичек резко выдвинулся. Достав, что-то от туда, лавочник ловко задвинул его обратно.
Он поднял глаза на человека, который стоял растерянный и бледный чуть пошатываясь.
- Вот вам, - и он протянул ладонь с железной монеткой.
- Спасибо, это на память?
-  Нет, ее вам нужно выбросить в море. Это ритуал.

Выйдя из лавки, человек медленно прошёл пару кварталов, дальше дорога вела наверх, в глубь городка, поэтому он пересёк улицу и стал спускаться к морю.
Солнце садилось, чуть заметный тёплый ветерок дул в лицо, на набережной мальчишки гоняли мяч, старая чёрная дворовая собака растянувшись на песке дремала прикрыв глаза, молодые люди парочками сидели на скамейках под крепкими пальмами.
Пальцы вертели монетку в кармане.
В голове, звучали слова лавочника:
«Как бы вы не пытались, вы больше никогда не найдёте эти качества у себя.»
Быстро прошёл он по ступеням набережной и оказался на пляже. Ноги немного проваливались в гальке, пряно пахло водорослями.

Море было гладким и спокойным.
Он раскрыл ладонь и посмотрел на маленькую монетку с изображением женского силуэта - Эиутерии - богини свободы.
Зажав ее между двух пальцев, он размахнулся и монетка полетела, скользнула вместе с вечернем лучем света под водяную гладь и стала опускаться  кружась и покачиваясь словно в танце, пока не была принята в объятия чуть колышевшийся мягкой листвы подводного растения простирающегося по песочному дну.

 Переговоры, которые вёл человек, как всегда продвигались непросто. За неделю  проведённую здесь договор ещё не был подписан. И это всего лишь продление старого соглашения.
Руководство торгового дома было раздраженно таким недоверием со стороны партнера и уже начало терять терпение, намекая на поиск другого менее придирчивого клиента.

Представители обеих фирм собрались за круглым столом на просторной веранде с видом на море.
- Ну, что же не будем терять времени в такой прекрасный солнечный день, контракт?-после короткого приветствия обьявил человек.
Когда немало измученный за последние дни  контракт появился перед ним рука человека по привычки потянулась  во внутренний карман пиджака, чтобы достать свое надежное перо, но остановилась. Неожиданно для себя он взял ручку лежащую рядом.
Ловко поставив подписи, на нескольких листах , он улыбнулся всем широкой улыбкой, затем встал и обошёл круг сидящих, каждому пожимая  руку.
- Благодарю, вас за терпение и желаю всем нам хорошего года. Ну, а теперь, извините, я должен идти.
Когда дверь закрылась, некоторые выдохнули и переглянулись между собой.
- А что с ним случилось?, -  и все с вытянутыми лицами и высоко поднятыми бровями уставились на помощницу.
Она чуть прикусив губу лишь неуверенно пожала плечами.

А вот куда спешил заглянуть человек перед отъездом.

На рынке, он не был наверное лет тридцать.
Теперь он шёл между плотных рядов с рассыпным товаром и охотно пробовал почти все что ему предлагали - сочную дольку желтой груши,ломтик домашнего сыра,маринованные оливки.  Как в детстве, он доверял всему не опасаясь, не подозревая чего-то плохого. Как будто в груди освободилось место, стало свободнее и полнее дышать.

Чемодан был собран, оставалось пару минут до выхода, когда он позвонил жене.
-Дорогая, я хотел предложить, чтобы ты не ждала меня, а  сделала заказ сама?
Нет, нет я не задерживаюсь.
- Да, да все хорошо.

Когда самолёт оторвался от взлетной полосы, которая выходила в море и стал набирать высоту человек подумал, «А вдруг лавочник привёз банки на пляж и моет их прямо сейчас..» и как
 ребенок почти лбом прижался  к иллюминатору.
В этот момент он почувствовал, как переполнен благодарностью к жизни.


Рецензии