Описательная поэзия

Описательная поэзия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Перевод с английского языка.

Описательная поэзия - это название, данное классу литературы, которая относится в основном к 16, 17 и 18 векам в Европе. С древнейших времен вся поэзия, не являющаяся субъективно лирической, была склонна к украшению, которое можно было бы назвать описательным.
Это поэзия, в которой преобладает не страсть к воображению, а дидактическая цель или даже что-то вроде инстинкта возвышенного аукциониста. Другими словами, пейзаж, архитектура, натюрморт или что-то еще, что может быть объектом внимания поэта, не используется как аксессуар, а само по себе является центром интереса. В этом смысле некорректно называть описательной поэзией поэзию, в которой описание является лишь случайным украшением стихотворения, а не его центральной темой. Пейзаж или натюрморт должны заполнять холст или, если возникает человеческий интерес, должны рассматриваться как аксессуар.

Из этого определения будет очевидно, что опасность, стоящая перед всей чисто описательной поэзией, заключается в том, что ей будет не хватать интенсивности, что она будет холодной, если не мертвой. Описание ради описания, редко является оживленной формой литературы. Описательной поэзии с самого начала угрожают вялость и холодность.

Классика описательной поэзии, фактически, образец, представленный мировой литературой, который следует считать самым важным и самым успешным, - это "Времена года" (1726-1730) Джеймса Томсона.[2]
Впервые появился выдающийся поэт, которому было достаточно внешней природы, и которому удалось довести длинную поэму до конца одним обращением к пейзажу и эмоциям, которые он непосредственно вызывает. Кольридж несколько сурово описал Времена года как произведение скорее хорошего, чем великого поэта, и неоспоримым фактом является то, что в лучшем случае описательная поэзия не способна пробудить высшие силы воображения. Большая часть стихотворения Томсона - не что иное, как искусно составленный каталог природных явлений. Знаменитое описание сумерек в увядающем разноцветном осеннем лесу можно рассматривать как пример высочайшего искусства, которого когда-либо достигала чисто описательная поэзия. Даже здесь очевидно, что эффект этих богатых и звучных строк, несмотря на великолепные усилия художника, монотонен и не приводит к окончательному кризису страсти или восторга. И все же Томсону удается, как немногим другим поэтам его класса, создавать благородные эффекты и всеобъемлющую красоту, которые были совершенно неизвестны его предшественникам.

Ему широко подражали в Англии, особенно Армстронг, Акенсайд, Шенстоун (в "Школьной учительнице", 1742), анонимный автор Албании, 1737 и Оливер Голдсмит (в "Покинутой деревне", 1770). Нельзя найти лучшего примера более заурядного класса описательной поэзии, чем последнее упомянутое стихотворение с его мелкой и похожей на голландскую росписью.

    Как часто я останавливался на каждом заклинании:
    Укрытая кроватка, возделанная ферма;
    Неиссякаемый ручей, оживленная мельница,
    Приличная церковь, возвышавшаяся на соседнем холме:
    Куст боярышника с сиденьями в тени
    Для разговоров о возрасте и шепота влюбленных.

К аббату Жаку Делилю (1738-1813), возможно, самому амбициозному описательному поэту, который когда-либо жил, современники относились как к Вергилию. Он опубликовал "Георги" в 1769 году, "Сады" в 1782 году и "Дом на полях" в 1803 году, но дальше всего он продвинулся в своих блестящих, хотя и искусственных Трех картинах природы (1809), которые французские критики назвали шедевром всей этой школы описательной поэзии. Делиль, однако, как и Томсон до него, не смог избежать монотонности и отсутствия последовательности. Картинка следует за картинкой, и никакого прогресса не происходит. Сатира Мари Жозефа Шенье в его знаменитых и остроумных "Рассуждениях об описательных поэмах" положила конец моде на этот вид поэзии[2].

Однако с тех пор чисто описательная поэзия все больше и больше выходит из моды, и ее место занимает более богатая и непосредственная проза, например, Джона Рескина на английском или Фромантена и Пьера Лоти на французском. В описательных стихах почти невозможно получить те яркие и страстные обращения к воображению, которые составляют суть подлинной поэзии, и маловероятно, что описательная поэзия как таковая займет видное место в живой литературе.


Рецензии
Александр, очень интересно и познавательно .
Спасибо)))

Ольга Власова 5   11.10.2022 07:58     Заявить о нарушении
Пожалуйста, сударыня.
Главный вывод статьи для меня: Поэзия, это яркие и страстные обращения к воображению, а описательность в ней может использоваться дозировано, как аксессуар.

Здоровья, удачи и прочих радостей жизни!

Александр Лосев   11.10.2022 10:24   Заявить о нарушении