И ещё об одном стихотворении О. Мандельштама

"Я пью за военные астры, за всё, чем корили меня,
За барскую шубу, за астму, за желчь петербургского дня.

За музыку сосен савойских, Полей Елисейских бензин,
За розу в кабине рольс-ройса и масло парижских картин.

Я пью за бискайские волны, за сливок альпийских кувшин,
За рыжую спесь англичанок и дальних колоний хинин.

Я пью, но ещё не придумал – из двух выбираю одно:
Весёлое асти-спуманте иль папского замка вино."

11 апреля 1931

Некто Семён Аркальев так прокоментировал этот стих:
"Неплохие стихи гениального поэта но концовка обескураживает превращая текст просто в эскиз для внутреннего пользования
да ещё и это нелепое ИЛЬ в последней строчке.
Это искусственное сокращение общепринятой формы ИЛИ,
да и вся последняя строфа плохая сырая".
Вот таково мнение Семёна Аркадьева относительно этого стиха.

Прочитав его, я ему возразил следующим образом:

Понимаю вас, Семён, действительно, если читать этот стих вдумчиво и проникновенно, то последние две строки НЕСКОЛЬКО снижают прелестный поэтический "реестр" и метафорический мандельштамовский накал, но уж не до такой степени, как вам видится ("эскиз для внутреннего употребления", кстати - не вполне удачное определение, как мне кажется), а уж иль вместо или - это и вовсе явная придирка с вашей стороны (иль - употреблено для сохранения ритмики). А вот мне думается, что концовка содержит в себе во-первых: логическое завершение стиха, как бы закольцовывая его ("я пью" - начало, а что именно пью - конец стиха; во-вторых: это винное "меню" - само по себе весьма презентабельно и красиво звучит, а в - третьих: оно содержит в себе интересный , с моей точки зрения, скрытый подтекст.
1931 год. После поездки в Армению в 1930 году, Мандельштам снова возвращается к поэтическому творчеству, но тучи сгущаются и он ПРОВИДИТ уже свою судьбу, хотя ещё и неясно и оттого перед ним дилемма : либо пить ЗА ЗДРАВИЕ сладкое белое игристое вино, производимое в итальянском Пьемонте , либо ЗА УПОКОЙ вино папского замка, горькое вино собственной грядущей несвободы (папский дворец в Авиньоне, резиденция римских пап, а затем, во время французской революции дворец был захвачен и разграблен повстанцами, а в 1791 году стал местом массовых казней контрреволюционеров. При императоре Наполеоне многочисленные помещения дворца использовались как военные казармы и тюрьмы.)


Рецензии
Здравствуйте, Олег. Стихотворение 1931 года. К этому времени страна стала неотвратимо "закрываться" волею упырей-коммуняк, и всё то прекрасное, что перечисляет О.М., оказывается на грани "исчезновения" для обитателей СССР. Переходит в недозволяемое, очерняемое и наказуемое. Поэту трудно в это поверить, что прекрасные изумительные вещи привычного мира будут объявлены греховными и отняты не известно почему, хотя это "асти-спуманте" по его ассоциативному образу, радость жизни и искусства, можно ли будет ещё им наслаждаться, "его ли я пью"?.. Или всё это будет оплёвано, запрещено, очернено и предано коммунистической анафеме? Придавлено могильной плитой проклятия под страхом смерти для еретиков ослушников. То есть, словно, действительно, придётся пить церковное вино "за упокой". Вряд ли автора заботила именно собственная участь, прежде всего участь всего светлого, неуловимых радостей бытия и красоты, и именно судьба всего этого перед наступом тьмы, косности, лжи и быдло-понимания мира новыми хозяевами жизни... Хотя, конечно, и самого О.М. можно считать неотъемлемой частью "асти-спуманте" всем чертям назло... Это просто так получилось, что и о нём, так бывает, но сам о себе он вряд ли там печалился, не об этом, не такой был человек...

Людмила Саблина   11.10.2022 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо вам за прочтение и за отклик.

Всё так, но просто я сделал упор именно на последних двух, по мнению моего оппонента, "сырых" строках стиха, не затрагивая весь текст в целом.

Олег Стоеросов   11.10.2022 00:22   Заявить о нарушении