Эссе Библия. Авель

АВЕЛЬ.

«ОН ВСЁ ЕЩЁ ГОВОРИТ, ХОТЯ И УМЕР»

АВЕЛЬ смотрит на своих овец, которые мирно пасутся на склоне холма. Затем он устремляет взгляд вдаль — туда, где виднеется слабое мерцание. Он знает, что там вращается меч с огненным лезвием, преграждая путь в сад Эдем. Когда-то там жили его родители, но теперь ни они, ни их дети не могут туда войти. Представьте, как на закате дня лёгкий ветерок треплет волосы Авеля. Он смотрит на небо, размышляя о своём Творце. Исчезнет ли когда-нибудь пропасть, возникшая между Богом и людьми? Авель желает этого больше всего на свете.

Авель говорит с нами сегодня. Слышите ли вы его голос? «Но ведь это невозможно!» — скажете вы. Действительно, Авель, который был вторым сыном Адама, умер давным-давно. Вот уже шесть тысяч лет его прах покоится в земле. Библия учит, что «мёртвые ничего не знают» (Эккл. 9:5, 10). Более того, в Библии не записано ни одного слова, сказанного Авелем. Как же тогда он может говорить с нами?

Под вдохновением свыше апостол Павел написал об Авеле: «Он всё ещё говорит, хотя и умер». (Прочитайте Евреям 11:4.) Но как Авель продолжает говорить? За Авеля говорит его вера. Он был первым человеком, который развил это прекрасное качество. Его вера была такой крепкой, что он по сей день продолжает быть для нас живым примером. Если мы размышляем о том, как Авель проявлял веру, и стараемся подражать ему, тогда рассказ о нём буквально оживает для нас на страницах Библии, как если бы Авель лично говорил с нами.

Что же мы можем узнать о вере Авеля, ведь в Библии о нём говорится совсем немного? Давайте посмотрим.
 
ОН РОС ВО ВРЕМЯ «ОСНОВАНИЯ МИРА».

Авель родился на заре человеческой истории. Иисус связал жизнь Авеля с «основанием мира». (Прочитайте Луки 11:50, 51.) Очевидно, под этим выражением Иисус подразумевал людей, которые могли быть искуплены от греха. Хотя Авель был четвёртым человеком на земле, он, по всей видимости, был первым, кого Бог посчитал достойным искупления. Ясно, что Авель рос не в самом лучшем окружении.

Хотя история человечества только началась, над людьми уже нависла мрачная тень страданий. Родители Авеля, Адам и Ева, скорее всего, были очень красивы и полны сил. Однако они совершили роковую ошибку и знали об этом. Прежде они были совершенными и перед ними открывалась вечная жизнь. Но они восстали против Бога и были изгнаны из своего райского дома, сада Эдем. Поставив свои желания превыше всего остального — даже будущего своих потомков,— они утратили совершенство и вечную жизнь (Быт. 2:15—3:24).

Жизнь в изгнании, за пределами Эдемского сада, была тяжёлой. И всё же, когда у Адама и Евы родился первый ребенок, они назвали его Каин («произведённое»). Ева сказала: «Я произвела человека при помощи Бога». Возможно, она думала, что так исполнилось обещание Бога, данное в Эдемском саду. Бог предсказал, что некая женщина произведёт «потомство», которое однажды уничтожит Злого — того, кто подтолкнул Адама и Еву к мятежу против Бога (Быт. 3:15; 4:1). Считала ли Ева, что именно она была той женщиной из пророчества и что Каин был обещанным «потомством»?

Если да, то она глубоко заблуждалась. А если они с Адамом с детства внушали такие мысли Каину, в его несовершенном сердце могла развиться гордость. Спустя время у Евы родился второй сын, однако она не сказала о нём таких высокопарных слов. Его назвали Авель, что, возможно, означает «дыхание» или «суета» (Быт. 4:2). Говорит ли выбор этого имени о том, что Адам и Ева возлагали на Авеля меньшие надежды, чем на Каина? Об этом можно только догадываться.

Сегодня отцы и матери могут многому научиться на ошибках этих первых родителей. О чём говорят ваши слова и дела? Взращиваете ли вы в ребёнке честолюбивые стремления, гордость и эгоизм? Или же вы учите его любить Бога и развивать с ним дружбу? К сожалению, первые родители не справились с возложенной на них обязанностью. Но у их потомков всё же оставалась надежда.

КАКИМ ОБРАЗОМ АВЕЛЬ РАЗВИЛ ВЕРУ?

Мальчики становились старше, и Адам, вероятно, обучал их работе, которая помогла бы им заботиться о семье. Каин стал земледельцем, а Авель — пастухом. Однако не это было главным в жизни Авеля. Многие годы он развивал веру — прекрасное качество, о котором позднее писал Павел. Только подумайте: у Авеля среди людей не было ни одного достойного примера для подражания. Как же он тогда развил веру в Бога? Давайте узнаем, на каких трёх столпах зиждилась вера Авеля.

ТВОРЕНИЯ БОГА. После того как Бог проклял землю, на ней стали расти колючки и сорняки, из-за чего её трудно было возделывать. И все же земля давала щедрый урожай. Кроме того, на животных, птиц и рыб проклятие не распространялось. Не затрагивало оно и горы, озера, реки, моря, а также небо, облака, солнце, луну и звезды. Куда бы Авель ни кинул взор, повсюду он видел свидетельство непревзойдённой любви, мудрости и добродетельности Бога — Того, кто создал всё вокруг. (Прочитайте Римлянам 1:20.) Размышление о чудесах творения и качествах Творца укрепляло его веру.

Авель, несомненно, выделял время для размышления о духовном. Представьте Авеля пасущим овец. Как пастуху, ему приходилось много ходить. Он водил этих мирных животных по холмам и долинам, через реки и ручьи, он вёл их туда, где была самая зелёная трава, самая чистая вода и безопасные тенистые пастбища. Среди всех животных овцы казались наиболее беспомощными, словно они были созданы для того, чтобы человек заботился о них и защищал их. Понимал ли Авель, что он тоже нуждался в руководстве, защите и заботе Того, кто намного мудрее и сильнее любого человека? Без сомнения, такие мысли часто звучали в молитвах Авеля, отчего его вера только крепла.

ОБЕЩАНИЯ БОГА. Адам и Ева, скорее всего, рассказывали своим сыновьям о том, почему они были изгнаны из Эдема. Так что Авелю было о чём размышлять. Бог сказал, что земля будет проклята и что она произрастит колючки и сорняки. И Авель своими глазами видел, как исполнились эти слова. Бог также предсказал, что Ева будет чувствовать боль во время беременности и родов. И когда у Авеля появились братья и сёстры, он, несомненно, убедился в истинности этих слов. Бог предвидел, что Ева будет испытывать чрезмерную потребность в любви и внимании мужа и что Адам будет господствовать над ней. И Авелю каждый день приходилось наблюдать эту грустную реальность. Во всех этих случаях Авель видел, что слово Бога полностью исполняется. Вот почему у него были веские основания доверять обещанию Бога о «потомстве», которое однажды исправит то, что началось в Эдеме (Быт. 3:15—19).
 
СЛУЖИТЕЛИ БОГА. У Авеля не было положительных примеров среди людей, но в то время люди были не единственными разумными созданиями на земле. Изгнав Адама и Еву из Эдемского сада, Бог позаботился о том, чтобы ни они, ни их потомки не смогли туда войти. Охранять вход в Рай Бог поставил херувимов — ангелов, занимающих очень высокое положение,— и вращающийся меч с огненным лезвием. (Прочитайте Бытие 3:24.)

Только представьте, что чувствовал Авель, когда мальчиком приходил посмотреть на этих херувимов. Это были ангелы в человеческом обличье. Их мощь наверняка внушала благоговение, а вращающийся огненный меч вызывал страх. Шли годы, Авель рос. Но видел ли он хоть раз, что ангелам наскучило охранять вход в Эдем и они покинули свой пост? Нет. День и ночь, год за годом, десятилетие за десятилетием эти разумные могущественные создания верно стояли на своём месте. Они были живым доказательством того, что у Бога есть праведные, преданные служители. Эти херувимы являли собой пример беззаветной преданности и послушания Богу — качеств, которых Авель не видел в своей собственной семье. Пример этих духовных созданий, несомненно, укрепил его веру.

Наблюдая за творениями Бога, размышляя над его обещаниями и примерами его верных ангелов, Авель укреплял свою веру. Авель до сих пор говорит с нами, не так ли? Его пример может вселить в сердца юношей и девушек уверенность в том, что они могут развить крепкую веру в Бога, даже если члены семьи в этом их не поддерживают. Творения Бога, его Слово, Библия, и множество примеров его верных служителей — всё это сегодня укрепляет нашу веру.

ПОЧЕМУ ЖЕРТВА АВЕЛЯ БЫЛА ЛУЧШЕ?

По мере того как вера Авеля в Бога росла, ему хотелось выражать её своими делами. Но что может обычный человек дать Творцу Вселенной? Ведь Бог не нуждается в дарах или помощи людей. Со временем Авель пришел к пониманию важной истины: чтобы доставить радость своему небесному Отцу, нужно давать ему самое лучшее из правильных побуждений.

Авель решил принести в жертву Богу несколько овец из своего стада. Он выбрал лучших животных — первенцев — и те их части, которые, как он считал, были самыми ценными. Тем временем Каин тоже захотел снискать Божью благосклонность и решил принести в жертву Богу часть своего урожая. Однако его мотивы были не такими, как у Авеля. И это стало очевидно, когда братья принесли свои жертвы.

Возможно, оба сына Адама сделали жертвенники и развели на них огонь недалеко от того места, где стояли херувимы, которые в то время были единственными представителями Бога на земле. И Бог ответил! В Библии говорится: «Бог благосклонно отнёсся к Авелю и к его приношению» (Быт. 4:4). Однако в ней не рассказывается, каким образом Бог проявил свою благосклонность.

Почему Бог благосклонно отнёсся к Авелю? Было ли дело в самом приношении? Авель принёс в жертву живое, дышащее существо, пролив его кровь, которая представляет жизнь. Осознавал ли Авель, насколько ценна такая жертва? Столетия спустя Бог повелел израильтянам приносить в жертву ягнёнка без изъяна, что служило прообразом жертвы его совершенного Сына, «Ягнёнка Бога», невинная кровь которого должна была пролиться (Иоан. 1:29; Исх. 12:5—7). Однако, скорее всего, многое из этого Авель попросту не знал или не понимал.

С уверенностью можно сказать лишь одно: Авель принёс в жертву самое лучшее из того, что у него было. Бог отнёсся с благосклонностью не только к приношению, но и к самому Авелю, ведь им двигала любовь к Богу и крепкая вера в него.
 
В случае с Каином всё обстояло иначе. «К Каину и к его приношению [Бог] не проявил благосклонности»,— говорится в Библии (Быт. 4:5). Проблема была не в самом приношении, ведь позднее Бог позволил своему народу приносить ему в жертву плоды земли (Лев. 6:14, 15). В Библии о Каине сказано: «Его дела были злы». (Прочитайте 1 Иоанна 3:12.) Подобно многим людям сегодня, Каин, возможно, думал, что Бог принимает показную набожность. Недостаток подлинной веры и любви к Богу вскоре проявился в его делах.

Когда Каин понял, что Бог к нему не благоволит, постарался ли он чему-то научиться на примере своего брата? Нет. Он возненавидел Авеля. Бог заметил, что; происходит в сердце Каина, и начал терпеливо рассуждать с ним. Бог предупредил его, что такой настрой приведёт к серьёзному греху, и сказал, что, если Каин изменится, он будет «возвышен» (Быт. 4:6, 7).

Каин пренебрёг предостережением Бога. Он предложил своему ничего не подозревавшему брату пойти в поле. Там Каин напал на Авеля и убил его (Быт. 4:8). В определённом смысле Авель стал первой жертвой религиозного преследования — первым мучеником. Он умер, однако на этом его история не закончилась.

Кровь Авеля, образно говоря, взывала к Богу о мщении, или справедливости. И Бог восстановил справедливость, наказав Каина за преступление (Быт. 4:9—12). Но, что более важно, вера Авеля продолжает говорить и сегодня. По сравнению с людьми той эпохи Авель прожил совсем недолго,— возможно, около ста лет,— однако он прожил эти годы достойно. Он умер будучи абсолютно уверенным, что его небесный Отец любит и одобряет его (Евр. 11:4). Можно не сомневаться, что сейчас он находится в самом безопасном месте — в безграничной памяти Бога, ожидая воскресения в земном раю (Иоан. 5:28, 29).


Рецензии