Что зарыто под яблоней?

Главным деревом в бабушкином саду была яблоня антоновка. Ее ствол был корявым и шероховатым. Летом яблоня никого не интересовала. Но в октябре, когда все остальные деревья давно уже сквозили печальной пустотой, антоновка становилась центром внимания нашей семьи, владельцев соседних участков и уличных мальчишек. Да это и немудрено, кто способен остаться равнодушным при виде крупных, желтых, издающих тончайший аромат плодов? Яблоки, обильно развешанные по раскидистой кроне, исчезали с невероятной быстротой и дерево, в который раз «уходило за кулисы». Весной землю под яблоней вскапывали а к середине лета пространство под ней зарастало чахлыми сорняками. До семи лет я не участвовал в садово – огородных хлопотах, видимо, все считали меня маленьким, но в августе тысяча девятьсот семьдесят пятого года настало мое трудовое совершеннолетие. И уже следующей весной, вооружившись тяжелой лопатой, я ковырял черную рассыпчатую землю под старым деревом. Занятие было не из приятных: я, довольно быстро, натер ладони, спина с непривычки ныла. И это все чрезвычайно угнетало меня до тех пор, пока в разваливающемся пласте земли я не увидел неестественный для природы, маленький предмет цилиндрической формы. Предмет был таким  же черным, как земля и заметил я его, исключительно, благодаря своему утонченному зрению. При более детальном рассмотрении, вещица оказалась вытянутым тонкостенным металлическим стаканчиком, сужающимся к горловине. Бабушка, осмотрев мою находку, равнодушно назвала ее гильзой и сказала, что в нашей земле после Антоновщины таких много. Потребовав пояснений,  я услышал много новых для себя слов: «революция», «гражданская война», «советская власть», «продразверстка», «мятеж» «красная армия», «банда». Перед моим гипертрофированным воображением всплывали невероятные сцены военных событий со стрельбой, погонями и развевающимися флагами…
К вечеру третьего дня, с начала событий, весь сад и огород были тщательно перекопаны и просеяны глубже, чем это было нужно. Результатом моей археологической экспедиции стали две латунных пуговицы с двуглавыми орлами и погнутыми ушками, пять гильз разной степени сохранности, несколько позеленевших монет и одна медная унтер - офицерская лычка.
До сих пор я храню этот клад в ящике своего письменного стола, ежегодно добавляя к нему свеженайденные артефакты. И всё новые страницы нелегкой истории родного края открываются из небытия моему уму.
С тех пор и навсегда одним из любимых занятий в моей жизни являются сезонные работы в бабушкином саду а на месте старой засохшей атоновки я посадил тоненькую молодую яблоню.


Весна 2022 г.


Рецензии