Голосование - 119 конкурс На досуге

     Друзья, приступим к голосованию!

    Количество участников достигло 15-ти, обратите внимание на рекомендации к оценкам! И на условия голосования - они предусмотрены для таких случаев, когда не желаешь оценивать какое либо произведение!

   Голосование ПРОСТОЕ, приносящее удовольствие, потому что БЕЗ КРИТИКИ, все замечания уже были высказаны. Всем спасибо за активное участие в совместном творчестве! Приветствуем новых участников! Внимательно ознакомьтесь с условиями голосования. Оно в принципе имеет совершенно другой подход, чем обычно:

1. Голосование проходит открыто. Участник знакомится со всеми произведениями с целью отметить ДОСТОИНСТВА каждого из них, а для этого нужно определить И ОЦЕНИТЬ:

 -  раскрытие темы (даже если она несколько в другом ракурсе, чем можно себе представить): полно, глубоко, оригинально, ёмко, афористично.
 - насколько правильно соблюдена форма поэтического произведения и насколько она оригинальна сама по себе
 - насколько богаты и оригинальны образы, и какие применены стилистические приёмы их подачи и раскрытия.
 - гладкость речи: насколько легко читается данное произведение, на одном ли дыхании
 - насколько приятен слог, стиль поэтического произведения, и насколько он соответствует содержанию
 - богатые рифмы: разные, составные, авторские, поддерживаются ли они ещё внутренней рифмой иногда в строке, звуковой аллитерацией и ассонансами соседних слов
 - смысловая насыщенность и афористичность, после чтения хочется размышлять и рассуждать и в то же время текст произведения не сухой, а живой, он продолжает жить в нашей памяти, будоража мысли и чувства!

(Для удобства и наглядности можно кратко отметить, что положительного найдено в каждом произведении, ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ КРИТИКИ. Вся критика осталась на этапе работы над текстами)

Внимание!
Если автор голосует на основании критики, а не по перечислению достоинств, его оценки не будут приняты! Ставим оценку только за наличие достоинств и не уменьшаем её из-за недостатков!!!

2. Далее, каждому произведению даётся любое количество баллов от 1-10 (на этот раз не допустимы десятичные значения после запятой, оценки имеют предел: не ниже 1 и не выше 10!!!), в зависимости от того, сколько найдено ДОСТОИНСТВ и конечно же - насколько произведение понравилось само по себе, что не менее важно, НО ПОСЛЕДНЕГО КРИТЕРИЯ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ НЕДОСТАТОЧНО!
Всем критикам сего проекта просьба обратить внимание, что находить недостатки умеют многие,а вот НАЙТИ достоинства даже в не очень понравившемся произведении - могут единицы!

Просьба голосовать без оглядки друг на друга! Все мы учимся и не всегда у нас получается всё и сразу! ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ДРУГИХ, ЕСЛИ У КОГО-ТО ЧТО-ТО ПОЛУЧИЛОСЬ СЕГОДНЯ ЛУЧШЕ! ЭТО НАША ЦЕЛЬ! Только так мы получим радость от творческого процесса И ТОГДА будем радовать друг друга.

ВНИМАНИЕ!

Все оценки не должны быть одинаковыми!  Оценки от 1 до 10!!!!!

 Все оценки не могут быть ниже середины оценочной шкалы !!!

Если ВСЕ оценки от одного участника не превышают 5 баллов - голосование не будет принято!

Принимаем оценки БЕЗ десятичных значений после запятой! Упростим задачу голосования и процесс подведения итогов!!! Если будут  поданы оценки с десятичными дробями - ведущая будет округлять значения в сторону большего или меньшего числа. Например, 4,5= 4; а 4,6= 5

Если какой участник не хочет оценивать какое-нибудь произведение, или два, по личным причинам, может поставить прочерк. В таком случае автор произведения получит 5 баллов за свою работу. Но лучше прощать обиды.

Не критикуем оценки голосующего! Проявляем доверие и сохраняем спокойную обстановку!
_____________________________________________________

ЗАМЕЧАНИЯ И КРИТИКА В ЗАПРЕТЕ В ПРОЦЕССЕ ГОЛОСОВАНИЯ!
______________________________________________________

И ещё, ВАЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ ОТВЕТИТЬ, А ЗА ЧТО ВЫ ПОСТАВИЛИ ТАКУЮ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ, ЧТО ОСОБЕННОГО ВЫ НАШЛИ В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Будем учиться видеть достоинства, анализ недостатков оставим для других проектов! Кстати, практика показала, что увидеть достоинства гораздо сложнее, чем недостатки! И потом, они, недостатки, мешают, ибо бросаются в глаза. Но на них на данном этапе закрываем глаза, и они НЕ ВЛИЯЮТ НА НАШУ ОЦЕНКУ!

3. Можно голосовать и за себя (если хотите сохранить анонимность), только эти оценки не будут засчитываться.

4. Стихотворение того, кто не проголосовал, снимается, к сожалению, с конкурса.
Произведения авторов, которые критикуют голосование других и после замечаний в их адрес не останавливаются - будут сняты с конкурса!

5. Обратите внимание, что сроки сжатые. Это Блиц конкурс! Проходит каждую неделю. Голосуйте вовремя. Если исчезла рецензия с голосованием - повторяйте оценки под любой другой. Ведущая примет.

    Голосование до 24.00 понедельника (10 октября)!

Образец  (БЕЗ ДЕСЯТИЧНЫХ ДОЛЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА!)

№1 - 10 баллов  (комментарий)
№2 - 4 балла  (комментарий)
№3 - 5 баллов  (комментарий)
№4 - 7 баллов ...
и так далее

В помощь ведущей, при наличии объёмных комментариев к оценкам, можно продублировать список оценок без комментариев.

В ходе голосования Ваше мнение может поменяться, поэтому Вы имеете право изменить свой шорт до конца голосования.

Итак, приступим! В списке стихов авторы условно не указаны. Статья с приёмом стихов временно удалена для того, чтобы не было отвлечения на ненужное. Пусть обсуждаются только стихи: прекрасные и замечательные, наивные, глубокие, лёгкие и искренние, удивительные и жизненные.

Ставим оценки за НАЙДЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА, а не за недостатки! Помним об этом! Если голосование будет на основании критики, и на просьбу ведущей, не будет произведено изменений, такое голосование не будет засчитано! Будьте внимательны!

Напоминаем, что тема нашего 119-го Конкурса на досуге:

                Inveniemus viam aut faciemus

             МЫ ДОЛЖНЫ НАЙТИ ПУТЬ ЛИБО ПРОЛОЖИТЬ ПУТЬ   
_________________________________________________________

1. О чём это я?..

Когда ты есть, то всё, как надо,
Жизнь интересна, бьёт ключом.
Большая, малая - не важно -
В порядке всё и всё путем.

Когда ты есть, то всё под силу,
Среди печали виден свет.
А спряталась - всё к краху, срыву.
Висит вопрос: зачем я Здесь?

Плыву, как будто по теченью.
К чему мне этот долгий рейс?
Ведь ясно с самого вступленья:
Её нет - меня тоже нет.

Заняться срочно надо чем-то
И победить мне эту лень.
Пройдет пусть только это время..
И.. непременно найду.. - ....


2. Великое искусство.

А "жизнь прожить - не поле перейти" -
тут не поспоришь с мудростью народа,
и труден выбор верного пути,
неважно кто ты и какого рода.

Направо, прямо, влево поворот -
извечных дум лихое перепутье,
отчаянным и смелым повезёт,
тем, кто рискует головой и грудью?!

Пусть камни, встречный ветер, гром и дождь,
копьё сломал и конь хрипит надрывно,
не верь тому, что есть святая ложь,
где трудно, прав бывает чаще сильный.

Завистник тронет пальцем свой висок,
добавит зло, что цель твоя - безумство...
А в выборе пути ты одинок,
ведь побеждать - великое искусство!


3. Мудрость – великий учитель

     Inveniemus viam aut faciemus - мы должны найти путь либо проложить путь
                / Ганнибал /

Мудрость – великий учитель,
Жизнь – это вечный урок.
Доля порою – мучитель,
Время даст опыта впрок.

Быть ли, не быть в жизни честным,
Выбор всегда за тобой.
Даром бесценнейшим Вечность
Нас наделила – душой!

Ангел сокрыт, может демон
В облаке нимба? Кого
Вырастил сам ты? В поэмах
Что воспеваешь? Легко

Радость нести, благо сеять,
Или корысть на уме?
Слыть маяком, не робея,
Свет проливая во тьме?

Пусть не всегда жизнь балует,
Всё же подвластна и нам.
Стойким быть надо – не сдует
С палубы в бурю. Грехам

Не поддаваться и с верой
В сердце продолжить свой путь.
Станет дорога вновь светлой,
Вольный познаешь дух – суть!


4. Дорога

Мне хочется идти, не зная бед,
Да просто не встречать их по дороге.
Мечтать в пути, пускай устали ноги -
Такой пустяк, ведь я спешу к тебе.

Не испугаюсь тьмы и холодов.
Согреет солнца луч, луна - попутчик.
В дороге ошибусь - ошибки учат,
Но только после, а хотелось - до...

Нет, не сверну, ты жди меня и верь:
Я доберусь во что бы то ни стало.
Нам времени отмерено так мало...
Но всё же - жизнь! Представь, а если б - две?


5. Путь
                Inveniemus viam aut faciemus –
                Мы должны найти путь либо проложить путь
                (Ганнибал)

Годы свивая в тонкую нить,
время секунды печатает.
Вечная книга молча хранит
тайну судьбы изначальную:
и за Любовь придётся платить
горькой бедой и печалью.

Жизнь разметала ворох затей,
гаснут наивные лучики.
Глупая цель – казаться святей…
выбрала, кажется, лучшее:
бросив мечту пойти по воде,
просто ходила по суше.

Ранее мнилось – мир весь открыт,
только понятие ложное…
и растерялась прежняя прыть,
маски красивые сброшены.
Видимо, к счастью путь проложи'ть
силой своей – невозможно.

Опыт дару'ет истины свет,
лечит уроками божьими.
В памяти сердца ссадины нет,
болью не мучает прошлое;
через туман томительных лет
вижу я хуже… но – больше.


6. ***
                "Он найдёт путь- или проложит.."
                (Сенека)

Найти нам верный путь непросто,
Ещё сложнее проложить.
Не спутать по дороге звезды,
Идти вперёд и не тужить!

От Ганибалла и до наших лет,
Шли люди и с пути сбиваясь,
Грешили, счастья добиваясь -
Все ж верили в небесный свет.

И верили, что тернии пройдут,
Откроют путь к прекрасным звездам,
Но знали лишь в конце один приют,
Приют последний на погосте.

Так завершится путь земной
У каждого на этом свете,
Зачем нам знать, о Боже мой,
Давайте будем жить, как дети!

Нет поражений без побед -
В умах миграция сознания.
И на дороге мироздания
Путей похожих тоже нет.


7. "Играй, октябрь, мелодию дождя"

Идёт октябрь, открытый всем ветрам,
С растрёпанною рыжей шевелюрой,
Разбрасывая листья тут и там,
Гордясь своей игрой и партитурой!

Играй, октябрь, мелодию дождя,
Скользи смычок по струнам с вдохновеньем.
Пусть высохнут немного погодя,
Берёзки, встав под солнышком осенним.

Итоги подводить в конце пути,
Пить чай с вареньем, сидя на террасе,
Самой себе сказать за всё:" Прости",
И наблюдать движение на трассе?

Нет! До конца отмерянных минут,
До той поры пока дыханье живо,
Пусть стёрты ноги и подошвы жгут,
Я буду вверх идти неумолимо!

Плечо подставив, тем кто позади,
За веру и познания воитель,
Покуда свет в глазах, огонь в груди,
Нести предназначение - учитель!

Играй октябрь, прощальный менуэт,
Есть прелесть и в последнем нашем шансе.
Шуршит листва, следам моим во след,
И опадает, умирая в танце.

 
8. Дорога через силу...
          /Памяти М.Ц./

                МЫ ДОЛЖНЫ НАЙТИ ПУТЬ ЛИБО ПРОЛОЖИТЬ ПУТЬ...
                (перефраз из Сенеки)

                Потерянно, совсем без цели,
                Я темным переулком шла.
                И, кажется, уже не пели –
                Колокола.
                /М.Ц./

Идти потерянно, без цели,
Никак нельзя – залог в дуэли
Успеха... в сущность не вникая,
Своим стремленьям потакая!..

(...а станешь думать об итоге –
собьёшь уже в дороге ноги...)

...А если с детства обречённый...
Самой Судьбой приговорённый
К преодолению, к участью?..
Дорога – нет труднее! – к счастью?!

(кому в Фортуне лишь фартило?.. –
но побеждает Духа сила!..)

... И всё же... видится Марина...
Её всесильность оспорима:
И как бы всё могло сложиться,
Нам не гадать над ней, не биться...

(колоколами не отпета,
да и слова застряли где-то...)

...А лет с рождения сто тридцать...
Мне остаётся поклониться
Той, что сама её торила,
Свою дорогу... через силу.

(никто не смейте бросит камень:
такое не случалось с вами...)


9. Прошлое

Погладит ветер кожу осторожно,
Вползет сквозь поры в каждый позвонок,
О времени не думаю, мне тошно,
Все прошлое, как кадры из кино.

Вся жизнь идет по замкнутому кругу,
Где племена враждуют без конца,
Наш век — стрела летящая из лука,
На радость всемогущего творца.

Настало время мамонтов, бизонов
На перекрестках всей моей страны
И голубых гигантских махаонов,
С чешуйками из каменной брони.

Сомненья хуже комаров под вечер,
Что весь прогресс, как шапка для шута,
Изобрели когда-то люди кетчуп,
Из труб текла нормальная вода.

Шаман сказал — планета повернется,
Исчезнет эволюция, как рок,
И пятна безобразные на солнце
Уйдут с водой урановой в песок.

С копьем я рассуждаю так о прошлом,
Когда сижу в засаде на камнях,
На карте жизни путь проложен Богом,
И он ведет к обрыву нас впотьмах.


10. При цельное

      «Inveniet viam, aut faciet»
         «Он найдет путь – или проложит» (Сенека )
            Цель оправдывает средства(?!)

Хвалили: стройна, красива, понятна, вроде бы,
Не мыслили о насилии, кто против был.
Но средства легко меняли: на то и подлости.
Казалось – тогда, что малость, а впору – в повести…

Цеплялась усталым взглядом за волны-оползни.
И не было ближе – рядом скользящей осени…

Смотрела как по воде
проступают крестики…
И мимикой овладеть
обещала жестике…

Гадала на облаках:
не по нраву версии…
Принять не могла никак,
что весны ровесники
озимы, да не пробьют
наледи да замети…
(так метко – по воробью,
что и сокол – замертво…)

Моталась туда-сюда –
кадило-маятник,
ходила бесцельно да
словами маялась,
мурлыкала про себя
дурные песенки
(в прострации прозябать,
не целясь – весело…)
про тех, кто в мишень одну –
надежды
цели/ли,
тонули и шли ко дну
стадами целыми…


11. КПП, 2022

             Am C Dm G

Посмотри, погляди, Азамат,
У границы машины стоят,
Их десятки там у КПП,
Может быть там какое ЧП?

Ты ещё не забыл, Азамат,
Лет четырнадцать с чем-то назад
Мы с тобой шли таким же путём
Тем погожим и солнечным днём

Был с тобою у нас, Азамат,
Лишь один на двоих автомат,
Да продуктов ещё два узла,
Что хозяйка моя собрала.

На попутке тогда, Азамат,
Обгоняя колонны солдат,
Мы отправились за перевал
По дороге, ведущей в Цхинвал.

Мы же знаем с тобой, Азамат,
Осетин осетину как брат
И на помощь приходит всегда,
Если в дом постучалась беда.

Мы с тобою тогда, Азамат,
Воевали не ради наград…
А вот эти бегут из страны
От своей, не чужой им, войны.

Я никак не пойму, Азамат,
Есть ли совесть у этих ребят,
Бросить Родину в тот трудный час,
Когда пламя объяло Донбасс.

Я бы тех попросил, Азамат,
Кто когда-то вернётся назад,
Посмотрите в глаза старикам,
Угадайте что те скажут вам?!


12. Берестяное

              «Inveniet viam, aut faciet»/лат./
              Он найдет путь – или проложит.
                /Сенека/

Не ведая притворства древних магий,
струясь волной, как вечности река,
прокладывает тропку на бумаге
стремительная первая строка.

Чернеет стёжка в белоствольной глади
послушного руке моей листа.
Страница поэтической тетради
светла как день, тепла как береста.

Возвышен слог, ажурен, в меру выспрен,
наточено перо и рвётся в бой.
Бегущая строка летящих мыслей
уже зовёт другие за собой.

Не бойся, что строка тебя обманет:
она тропой серебряной мелькнёт,
прильнёт к щеке в безвылазном тумане,
согреет и тревог растопит лёд.

Заплаканной свечой, вьюнком душистым
рассеять сможет смуту на душе.
Моя строка, исполненная жизни,
прогонит прочь и штампы, и клише.

Всё те же ямы, рытвины, всё те же
поля сражений с кривдою и злом.
Строка взметнётся искрою надежды,
чтоб с верой и любовью повезло.

Прибыв экспрессом солнечным восточным,
впитав тягучих сот янтарный мёд,
строка журчит водой живой проточной,
малиновкой во мгле светло поёт.

Она напомнит плюшевое детство
и ты её услышишь за версту.
И я дарю, сама светлея сердцем,
тебе – мою родную бересту.


13. Выбор

              Точно зная лучший путь, мы выбираем худший.
                /Еврипид/

Мы долго шли – плутали и блуждали.
Оглядываясь, можно и сойти…
Сума ли тянет сзади, за плечами
Года – давно забытые пути.

Нам снова надо в полымя, как будто
Застыла жизнь и скучно без сучка…
Задоринки в ночное время суток
Берутся ниоткуда, с потолка.

Судьбы замысловатые абзацы.
Бросаются привычные слова…
На ветер невозможно обижаться,
Когда все тайны выдаёт листва.

Шумят деревья. Осень. Непогода.
Куда стремились – поросло быльём.
Но знаем, не начав наш путь раз в сотый,
Мы точно никуда не попадём.


14. Ты все еще малыш.

А там, у всех, в оградке,
Закончатся пути.
То сладко, то несладко,
А нужно в жизнь идти.

К вершине ли, под гору,
С друзьями ли, один?
А с жизнью я не спорю,
Дошедши до седин.

И путь уже проложен,
ОглЯнешься и, вдруг,
Увидишь, что не хожен
Еще вот этот луг.

Цветок еще не нюхан,
И ты, чуть-чуть не там -
Слабо, как в детстве плюхнуть
И кОтом по цветам?

Или по снегу кОтом -
Ты ж все еще малыш...
Смеются? Ну-ка, кто там?
Давай со мною, слышь?..

 
15. Кто?

Чему нас учат властилины?
Как можно верить их словам?
Привыкнув прятаться за чьи-то спины
И относиться к людям как к рабам,
Они забыли все уроки
Истории. Сюжет простой :
Одни быстрее умывают руки,
Других отправят с маршем на покой.
А мы? Кем будем мы по жизни,
Когда закончится виток
Движенья. Друг другу ненавистны,
Кто перевяжет братский кровоток?
Кто помнит, как смеются дети? -
Им дарит радость каждый день.
Дорогу кто укажет для планеты
Средь войн,- тот святен и благословен.
_____________________________

Иллюстрация: художник Константин Шаханов

Ведущая конкурса: Татьяна Игнатова


Рецензии
Голосование закрыто! Итоги...

Маллар Ме   11.10.2022 21:01     Заявить о нарушении
Итоги объявлены: http://stihi.ru/2022/10/11/8002

Маллар Ме   11.10.2022 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.