Вступительное слово к сборнику 121 эпиграф

Дорогой мой читатель!

     Прежде чем Вы начнёте знакомство с моими стихотворениями и с эпиграфами к ним, я хочу поделиться своими мыслями. Бытует такое мнение, что современные авторы берут эпиграфы к своим стихотворениям, чтобы стать ближе к творчеству известного писателя или поэта-классика. Мне думается, что каждый останется на положенном ему месте... И никто посредством взятого эпиграфа не приблизится к А. Пушкину, С. Есенину, А. Ахматовой и к другим великим поэтам.
     Пути соединения эпиграфа со стихотворением современного поэта бывают разные. Самый распространённый вид — это впечатление от прочитанного.
Какая-то строка известного или любимого автора, которая не даёт уснуть, и, кажется, настолько близкой, что без неё вроде и стихотворения своего уже и не существует!
Бывает, что настроение, дух прочитанного совпадает с твоим настолько, что невозможно не взять эпиграф!

     А бывает, случается и совсем другое! Вот, ходит стихотворец довольный своим только что сочинённым оригинальным стихотворением день другой... Проходит месяц, а может год и не один! А потом выясняется (хорошо, если им самим выясняется!), что сто, а то и двести лет назад, эта "оригинальная" мысль или строка уже была придумана или напечатана! Как? Почему? Потому что каждый мыслящий творческий человек, да и вообще любой, рано или поздно задаёт себе те же вопросы, что задавали себе люди в прошлые века...
     Так случилось у меня со стихотворением "Евпаторийские мухи", да и не только с ним одним. Десять лет прошло с момента его написания, до того, как я прочла обращение Евгения Баратынского к этим назойливым летающим... Пришлось, разумеется, поставить эпиграф перед моим "оригинальным" стихотворением.
     Иногда случаются совпадения именно в стихотворном размере и ритме. Так произошло с моим стихотворением "Зимней ночью", которое начинается словами: "Посмотри, какая ночь!" И, как то, готовясь к встрече, приуроченной к 200-летию Якова Полонского, читаю у него: "Посмотри! Какая мгла!" Любой знаток поэзии скажет, что я взяла у этого поэта и тему, и размер стихотворения. Беру строку к себе в эпиграф, ведь поэт значительно раньше меня на это "вышел"...

     А было и так... Читала как-то на досуге книгу "Письма Плиния младшего". В одном письме не было ни размера, ни рифмы (так как они написаны в прозе), но было очень ярко передано настроение. Меня охватило чувство неподдельной радости и удивления! Было явное ощущение, что письмо адресовано мне. Удивительное восторженное описание перенесло меня в ту далекую атмосферу... Буквально через минуту начало "литься" моё стихотворение! Словно и я была в том благодатном саду и всё видела своими глазами!

     Где-то в глубокой памяти детства, в подсознании хранятся любимые народные песни и песенные стихи. Иногда, какие-то фразы или словосочетания вплетаются в ткань собственного стихотворения. Вот, чтобы быть честной, берёшь эпиграф.
Когда у меня сочинялось стихотворение об Остафьево, то мои наблюдения вылились в своеобразные гротескные изображения природы. Всё, что меня окружало в этом имении, мне казалось увеличенным, "усиленным". И каково же было моё удивление, когда я прочитала произведение Петра Вяземского, в котором поэт воспользовался тем же приемом! Наверное, это случилось из-за любви к избранному уголку родной природы, к чудесному парку!
     Бывает так, читая какое-либо стихотворение современника или давно ушедшего поэта, возникает желание возразить, дерзнуть, оспорить ту или иную мысль. Так родилась у меня своеобразная стихотворная "полемика" в ответ на произведение Иосифа Бродского " На столетие Анны Ахматовой", где к автору, к Нобелевскому лауреату, я имею смелость обратиться на "ты", как к другу или знакомому человеку. Прошу не судить за это меня строго!
     Конечно, автор стихотворения никогда не прочтёт моё обращение к нему, но прочтут другие... Например, Вы! И, возможно, будете согласны или не согласны со мной. Возьмёте, может быть, какую-то мою строку в эпиграф, оспорите её и напишите свой ответ-продолжение, так как сделала я, взяв эпиграф из стихотворения моего поэтического друга Сергея Берсенева "Чёрный ангел", и вступила с ним в спор, о котором он даже не подозревает...
     Таким образом, мысль, рассуждение, монолог, который уже воспринимается, как диалог, никогда не иссякнет.
     Собеседник или экскурсовод может подчас, сам того не замечая, что-то произнести в поэтическом размере. Чуткое ухо пишущего человека схватывает это и начинается внутренняя поэтическая работа - слагаются строки. Я всегда это воспринимаю, как удивительный случай, творческий подарок!
    
     Читая этот сборник, Вы пройдёте по улицам нашей столицы. Действительно, "как много в этом звуке..." Вы прогуляетесь при помощи ямба, хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и по другим городам. Иногда, какая-нибудь надпись на табличке или на вывеске, становится эпиграфом. Кстати, в античности эпиграфами назывались как раз надписи на памятниках и на зданиях!
    
     Никогда видно не разгадать мне загадку! С юности очень люблю стихотворения в прозе Ивана Тургенева. Но нет ни одного эпиграфа из них! А стоило мне вновь открыть стихотворения в прозе Михаила Пришвина, как в душу проник несказанный восторг, и полетели "пришвинские" образы родной природы в мои стихи. Я буквально чувствовала хруст снега, пение птиц, лёгкий шум от качнувшейся ветки... Чувствовала его нежную любовь к его избраннице... Отчего так? Особая сила энергии!
Эпиграфы - удивительные "волны" от света поэзии Золотого и Серебряного века.
     А сколько бессонных ночей и ярких дней я провела, читая стихи моих дорогих друзей, братьев и сестёр по перу! Сколько эмоций и вдохновения! Как же без сокровенных строк из их произведений?
     Так и тянется рука написать: "Ну, вот и всё, что я хотела поведать Вам об эпиграфах”. Это моё предисловие закончилось, а "всё" об эпиграфах только начинается!

Я эпиграф возьму,
оглянусь на прошедшие вехи
и свои, и поэтов,
и мною любимых друзей!

Пусть читатель простит
недосказанность или огрехи
и отправится в путь,
как на выставку или в музей...

С уважением к каждому из Вас и пожеланиями здоровья и счастья!


Рецензии
Добрый день, Наталья. Действительно,"как много в этом звуке..." А почему, интересно, Пушкин ассоциировал наш град именно со звуком?.. Не с видом, не с чувством, не с думой или мыслью какой-либо?..

Андрей Крючков 1   07.04.2023 21:01     Заявить о нарушении
Андрей! Благодарю за рецензию.Вопрос интересный... Надо изучать, думать, прежде, чем отвечать...С произнесением самого слова Москва возникает много ассоциаций.звук рождает чувство. Всего вам светлого и увлекательного!

Филатова Наталия Олеговна   08.04.2023 01:35   Заявить о нарушении
Наталья, а мне, как звонарю, всё кажется простым и естественным - колокола!
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Церквей же в Москве было сорок сороков, как антенные столбы сегодня. У меня на Таганке ныне четыре церкви в прямой видимости, если считать и снесённую. Город был маленький, а какая была слышимость?.. колокольни-высотки перекликались между собой. И колокола-то были на каждой по 200-300 пудов, мощные. Так что Москва звенела. Наверное потом уже она приобрела для Пушкина и иной, сакральный символ, который звенел и в сердце...

Андрей Крючков 1   08.04.2023 09:35   Заявить о нарушении
Андрей! Как вы правы! Я же совсем забыла, что мне пишет Звонарь! Удачи Вам в эти пасхальные недели и всегда!,а я воспринимала, что Москва - в этом звуке - в названии.а ведь тут звук - более имеет объёмный широкий смысл, .как вы правы!

Филатова Наталия Олеговна   02.05.2023 01:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.