Тихий вечер плывёт над городом...

Вечерняя философия в ожидании Музы
Написано, как отзыв на стихотворение
"Пришивала стихи заплатками" Ольги Бурыгиной

http://www.stihi.ru/2022/03/22/105
http://www.stihi.ru/avtor/bol19

      *   *   *

Невозможны в стихах чудачества,
Не напишешь стихов по блату,
И ещё есть такое качество –
Не пришьёшь их к штанам заплатой.
         Невозможно писать неискренне,
         Или тяжко, под шорох вздоха,
         Тасовать их пассами быстрыми,
         Да и просто писать их плохо.

Ни к чему для писанья звание,
Ни к чему им твои заслуги,
Быть поэтом нужно призвание,
И большие на то потуги.
         Не напишешь весьма солидное,
         Помешает тут леность наша,
         Хочешь выразить очень видное,
         А выходит сплошная каша.

Чтоб добиться особой лёгкости,
Чтоб всецело отдаться лире,.
Надо птицей парить над плоскостью,
Жить в своём многомерном мире
         Плыть к истокам, назло течению,
         Эхом биться в прибрежных скалах,
         И не прятать свои влечения,
         Чтоб Фортуна тебя ласкала.

…Тихий вечер плывёт над городом,
Дремлет Муза в удобном кресле.
Гладит лирик седую бороду
На портрете расправив чресла.
         От своей отрывайся древности,
         Наполняйся вечерним светом,
         Отвлекайся от повседневности,
         Ведь не зря ты слывёшь поэтом…

      Ташкент, 4-8.10.2022


Рецензии
Виктор! Здравствуйте, глубокоуважаемый!
Прочитала с великим вниманием!
Это же концентрация условий для написания
порядочного стихотворения.
Значения этого Вашего произведения для пишущих
стихи невозможно преувеличить! И выделить главное
я не смогла - всё главное! Важное!
Нельзя чем-то пренебречь, как говорят -
манкировать.

Сейчас, если кому-то намекнёшь(!) на
семантическую нестыковку, распад ударений,
несоблюдение чередования клаузул,
покажешь, что в стихотворении хаотическая
метрика, даже разное количество слогов
в рифмующихся строках - в ответ говорят: я пишу душой!
Это не математика, чтобы высчитывать, выверять.

Но меня поражают упущения и в советской
поэзии. Так, песня "Ленин" (кажется слова Л.Ошанина)

Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!

Мы эту песню учили в начальных классах.
Я не понимала, как это: Ленин в тебе и во мне.

Потом эта двусмысленность о вожде повергала
меня в истерический хохот.
А недавно я у одной дамочки прочитала её
послание любимому: Твоя лучшая часть во мне!

Очень повеселил меня и такой оборот (хотя "повеселил"
не в отрыве от обстоятельств неуместен) у М.Ю.Лермонтова:

"С свинцом в груди" - я читала стихотворение со сцены и панически
боялась этой строчки: С винцом в груди...

Спасибо Вам огромное, уважаемый Виктор!
Здравия и благоденствия Вам желаю,



Дарья Михаиловна Майская   08.10.2022 20:04     Заявить о нарушении
Спасибо Даша!
По моим понятиям в стихотворении всё должно быть направлено на наилегчайшее его восприятие читающим - и чёткость рифм, и собрюдение ритмики, не говоря уже о смысловой нагрузке. Да и форма написания, и соответствие формы содержанию, а так же соответствие выбранного размера содержанию - всё имеет значение. Нельзя лёгкие любовные стихи писать древнегреческим гезаметром или филосовские стихи пятисложным ямбом, в таком виде они просто не будут восприниматься. Современные поэты на это почти не обращают внимания. А неряшливость в написании просто выводит из себя. Даже отсутствие пробела после запятой очень портит впечатление от произведения. Я уж не говрю об элементарной грамотности.
Ко мне довольно часто обращаются за советом наши ташкентские начинающие поэты, даже несколько раз приглашали прочесть небольшую лекцию перед аудиторией на факультете журналистики в университете, или в кружках начинающих поэтов в шклоах. Я всогда заострял внимание на этих, как иным кажется, мелочах.
Может быть, это прозвучит забавно, но до шестого класса у меня по словесности редко были отметки выше тройки. А в шестом классе я начал читать, читать по-настоящему, вникать, а не просто глотать прочитанное. Естественно, и грамотность при этом приходила, и лёгкость речи. У родителей была весьма солидная библиотека с литературой весьма разнообразного содержания, на ней я учился, причём, гораздо эффективнее, чем это делается в школе. Хотя, конечно, развитию своего таланта я во многом обязен нашей учительнице словесности, и куратору класа по совместительству. Именно ей я подарил свою первую, тогда ещё рукописную книжку стихов. Это было на пятнадцатилетие окончания школы - я пришёл на последний звонок, а она после торжеств пригласила меня домой, и я по этой книжке читал ей свои стихи. Она даже всплакнула по такому поводу - не часто учителя получают такой подарок.
Но это я так, к слову.
Спасибо за обстоятельную беседу, удачи Вам в жизни!

С улыбкой, В.И.

Виктор Игнатиков   09.10.2022 01:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.