Книга Бытия

Быт.1

«Берешит бара элохгим эт хашамаим вэет хааретс». «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1;1). Элохгим (Эль-и-Хг-им  –  Бог-мой-Иегова-окончание множественного числа). Бог Элохгим есть единство Бога Эль и Бога Иеговы в Боге Духе Их принадлежности Друг Другу в любви.

В начале Единый Бог Элохгим сотворил духовный мир и физическую вселенную. Планета же Земля была безвидна, не была видима, была неоформлена, пуста, представляла собой неоформленную, пустую бездну воды, над которой трудился Божий Дух (Быт.1;2). Земля возникла в среде Солнечной туманности, 70% которой составлял водород и 28% гелий. Кислород после водорода и гелия оказался в ней самым распространённым элементом. Он содержался в ней в различных химических соединениях и в виде воды. В области возникновения планет земной группы вода содержалась в большом обьёме и в агрегатном состоянии, достаточном для возникновения и существования Земли и жизни на ней.

Когда в центре Солнечной туманности возникла светящаяся протозвезда, на формирующейся Земле наступил первый день (Быт.1;3,5). Пред Божиими очами «тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи» (Пс.89;5). По одним данным ночных страж в Иудее было три: их начало  – с захода солнца до приблизительно 10 часов вечера, средняя стража – до приблизительно 2 часов ночи и третья стража  –  до  восхода  солнца. Ученики  увидели  Иисуса, идущего к ним по морю, в четвёртую стражу. Продожительность таких страж должна была быть порядка трёх часов. Чему же равна тысяча лет, ночи, или одной страже в ночи? Смысл сказанного в том, что в глазах Бога уравниваются любые сроки и все человеческие измерения времени. Здесь, когда говорится о днях творения, речь идёт о двух вещах: об этапах творения, их содержании и последовательности и о земных сутках, в которые эти этапы завершались: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1;5).

На втором этапе творения совместным действием земных гравитации и магнетизма Бог в среде, состоящей в основном из воды, создал атмосферу, состоящую в основном из воды, отделившую воду под атмосферой от воды, находящейся над ней (Быт.1;6-8). На третьем этапе творения Бог сгустил воду, находящуюся под атмосферой, в одно место, и явился материк Пангея с внешними и частью внутренними морями. На суше Бог создал растительность (Быт.1;9,12,13). К концу четвёртого этапа Солнце, Луна и планеты обрели тот вид, в котором сущуствуют ныне. Здесь речь идёт именно о них, как о светилах «для отделения дня от ночи, для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт.1;14,16,19). К концу пятого этапа море произвело рыб, птиц и земноводных (Быт.1;20,23), а к концу шестого –земля произвела пресмыкающихся, земных зверей и скотов, а Бог – мужчину и женщину. Человек был создан по образу Божию единством духа, души и тела, единством мужчины и женщины в отношении принадлежности их друг ко другу в любви.


Быт.2

То, о чём говорится во второй главе Книги бытия, - не пересказ её первой главы, а обогащение её существенными конкретными деталями. Так, в процессе творения (Быт.2;4) Бог сотворил культурные растения, которые ещё не росли, потому что не было человека для возделывания земли и Бог не посылал ещё дождя на землю, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли (5,6). В процессе творения Бог создал многое, что ещё не осуществилось, хотя все Его дела уже были совершены к седьмому дню (Евр.4;3).

Сказать, что Бог сотворил неживую и живую природу и человека – это ещё не сказать ничего. Все, созданное Богом, от элементарных частиц до протозвёзд, от галактик до планетных систем, от Земли до молекулы ДНК, от простейших до человека, создано удивительно, поразительно, восхитительно сложно и прекрасно. Бог сотворил каждый вид растений и животных существовать по одному, определённому для них закону, но людей  Бог сотворил особенным образом, чтобы они могли жить, двигаться и существовать Им, Богом. В начале вне рая (Быт.2;8 ) был создан мужчина так же, как и наземные животные эволюционным путём, из земного праха, затем вдохнул в человека особенное, только для него предназначенное дыхание жизни («нишмат хаим» на иврите) - человеческий дух в Божьем присутствии, вследствие чего человек стал живою душою (7). Созданный так, человек должен был искать Бога (Деян.17;26-28). Сотворив мужчину, Бог поселил его в райском саду, в Эдеме, к северо-востоку от озера Ван, в районе Эрзурума, у истоков четырёх библейских рек: Куры, Аракса, Тигра и Евфрата (10-15). Затем Бог сотворил мужчине жену в качестве соответственного ему помощника. Сотворение женщины в 4155 г. до н.э. (Быт.5;1,2) было венцом Божия творения (Быт.2;21-25).
 
Сотворив первых людей, Бог заключил с ними Первый завет. Ог заповедал людям плодиться и размножаться, наполнять землю благодарными, порядочными людьми, силою Божией владычествовать над всею землёю (Быт.1;26). Сотворив всё превосходно, Бог заповедал людям возделывать и хранить свой сад и себя в нём, питаться растительной пищей от всякого дерева в саду, не вкушать от дерева познания добра и зла. Сотворив из стороны, грани, ребра мужа помощника ему, Бог сотворил существо не ниже мужчины, но совершил человека до полноты, без которой человек не в состоянии исполнить своего предназначения – плодиться, размножаться и наполнять землю порядочными людьми. Дети рождаются от хотения плоти, хотения мужа (Ин.1;13), но рождают их жёны верою, потому ныне спасаются через чадородие, если пребудут «в вере и в любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2;15).

Увидев свою жену, Адам, будучи водимым Богом, сказал нечто, что приоткрывает нам взгляд на характер отношений человека с Богом в раю. Адам сказал пророческое слово о будущих людях, о родителях и детях, о Божием установлении в браке. Он сказал о жене: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2;23,24). Обретая семью, мужчина берёт на себя полную ответственность за свой дом, обязан заботиться о своих стариках-родителях, почитать их и пользоваться их советами. Родители и дети должны уметь заботиться о жизненном пространстве друг друга, что возможно только в Боге, Который есть любовь (1Ин.4;8) и в Котором милость превозносится над судом (Иак.2;13).
                               
Сотворив мир в шестой день, Бог нашёл его совершенным (Быт.1;31) и в седьмой день почил от всех Своих дел, благословил и освятил седьмой день, день покоя, шаббат, субботу (Быт.2;2,3), установил еженедельный праздник в памятование о субботнем дне, чтобы святить его, шесть дней работать и делать свои дела, а седьмой день, суббота, Господу в память о том Кто Творец мира (Исх.20;8-11). Сотворив людей, Бог рассказал им Кто и Как сотворил вселенную и их, людей, показав им, что им есть за что быть благодарными Ему. Из благодарности к Богу людям надлежало поклоняться Богу, славить, хвалить, благодарить Его, назидая самих себя псалмами и духовными песнопениями, поя и воспевая в своих сердцах Господу (Еф.5;19). Также дух назидается молитвою (1Кор.14;4,14).


Быт.3

Однажды, обманутые сатаной, люди прельстились, не прославили, не возблагодарили Бога, осуетились, обезумели, послужили твари вместо творца, согрешили, стали грешными и достойными смерти, ибо возмездие за грех – смерть (Рим.6;23) преобрели плотскую, греховную природу, болезненную склонность к злым делам.

Мы знаем, что (1Пет.5;8) «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».  Поэтому нам надо бодрствовать и трезвиться. Жену настигает змей и говорит ей откровенную глупость (Быт.3;1). Жена решает вразумить змея и обнаруживает, что сама не чётко знает Божие наставление (2,3), что позволяет змею заявить: «Нет, не умрёте» (4), а напротив «будете как боги, знающие добро и зло» (5). Змей успел внушить жене сомнение в Божией любви, подозрение в коварстве Бога, сумел обольстить её перспективой знания добра и зла. Потому дерево показалось жене хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что даёт знание. Она ела сама и дала мужу (6). Глаза их открылись. Они увидели свою наготу (греховность), и устыдились, и убоялись. Следствием их согрешения – непослушания Божией заповеди – стало ужасающее изменение их духовного состояния. Им стало стыдно. Они попытались прикрыть своё согрешение опоясаниями из листьев смоковницы (инжира, фиги, фигового дерева), скрыться от лица Господа Бога между деревьями рая (7,8). Но скрыться от лица Господа Бога невозможно. Бог есть Бог, Ходящий в раю во время прохлады дня. Он взывает к Адаму: «Адам, где ты?» (9). Бог обратился к Адаму с этим вопросом не потому, что не видел Адама, а потому, что не видел его там, где он должен находиться. Это был исполненный любви, тревоги и боли вопрос Отца к Его заблудшему сыну. Бог обличает Адама, точно указывая ему, что грех Адама состоит в нарушении Божия запрета (11). Адам занимает позицию самозащиты, самооправдания, стараясь переложить свою ответственность за грех с себя на свою жену и на Самого Бога (12): «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Жена обвиняет змея (13). Змей никого не обвиняет: он торжествует победу. Бог проклинает змея (14), который есть великий дракон, «называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Отк.12;9).

Благость Божия ведёт к покаянию (Рим.2;4). Адам и его жена приняли обличение, осознали свой грех и покаялись. Бог избавил их от физической смерти принесением жертвенных животных, но не мог очистить их души. Он снял с них опоясания из смоковных листьев, не могущих скрыть их грех и греховность, и одел их в кожаные одежды (Быт.3;21).

Бог сказал пророчество: ЖЕНА во славе в муках рождения Младенца, которому надлежит быть восхищенным к Богу и Его престолу и пасти все народы жезлом железным (Отк.12;1,2,5), – это Ева – матерь всех живущих (Быт.3;20) и народ Божий Израилев, родивший Мессию. И родила она Мессию, и «убежала в пустыню... чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней» (Отк.12;5,6). Жена в пустыне – это Церковь Христова, Божий народ Нового завета. Бог сообщает пророчество о том, что Он положит вражду между сатаной и Божиим народом, между семенем сатанинским и Христом. Христос будет поражать сатану в голову, а сатана жалить Христа в пяту. В скорби и болезни будет рождать Церковь своих детей, влечение её ко Христу, и Он будет господствовать над нею (15,16). В этом контексте Адам предстаёт прообразом Христа, а Ева – Церкви. Целостный человек должен слушать голоса своего духа, а не души. За то, что Адам послушал голоса жены, проклята земля за Адама. Во все дни своей жизни он будет питаться от неё со скорбью, питаться будет полевою травою. Только после грехопадения людям предстояло заняться земледелием (17). Мы видим Господне наказание, которое «кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12;11). Подобно голгофской казни, происходящее нам представляется проклятием, но это благословение.
 
Люди остались под благословением. Бог заключил с ними Второй завет, согласно которому люди должны были плодиться, размножаться и наполнять землю, питаться растительной пищей. Адам должен был возделывать землю, из которой взят. Это последнее поручение людям имело глубокое духовное содержание. В частности с этим поручением хорошо справился Ной, о котором его отец Ламех пророчески сказал (Быт.5;29): «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог».
 
Заповедав первым людям не есть плодов с дерева познания добра и зла, Бог в доступной для людей форме объяснил им, что значат слова «смерть», «добро» и «зло». Следовательно первые люди имели знакомство (ивр. лехгакир) с этими понятиями. В Быт.3;22 Господь Бог говорит, что Адам стал как один из Богов, знающим, испытавшим на собственном опыте (применённое здесь ивр. ладаат) добро и зло. Это знание далось первым людям ценой утери чистоты. Адам согрешил, стал грешным, приобрёл греховность. Такое состояние противно первозданной  человеческой природе. Бог не может допустить, чтобы человек в таком состоянии пребывал вечно. Поэтому Господь Бог выслал Адама из Эдемского сада (Быт.3;22,232), и вместе с ним всё человечество, ибо в Адаме все согрешили (Рим.5;12).

Богодухновенная Библия – Божие творение. Она органично вырастает из своих первых глав как из своего начала, из семени или даже из зиготы, в ядре которой в закрученных спиралях ДНК записана программа всего дальнейшего развития организма. Бог пишет Свою историю прямо на Земле. Мы читаем о реальных событиях и характерах и в духовной глубине о самих себе. Это мы делаем свободный выбор, в нас живут беспечная Ева, безответственный Адам, праведный Авель и ожесточённый Каин.


Рецензии