Старухи на фоне исторического процесса. Драма. 1 д

                CТАРУХИ НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
                Драма в трех действиях.
                Аннотация.
  Две тысячи девятый год. Выйдя на пенсию, Лариса из-за материальных трудностей переезжает жить из города в поселок. Она ремонтирует свой домик, вспоминает прожитую жизнь, общается по скайпу с эмигрировавшим в США сыном. Спокойный размеренный быт нарушается, когда сестра Ларисы привозит ей мать, заболевшую болезнью Альцгеймера. Дом наполняется галлюцинациями, пением, танцами и проблемами.

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.
  ТАМАРА ДМИТРИЕВНА - пенсионерка восьмидесяти четырех лет, ухоженная   старушка маленького росточка, в молодости окончила вокальное отделение музучилища, состояла в КПСС, работала директором ДМШ, горожанка, вдова, имеет двух дочерей, нескольких внуков, правнуков, обладательница болезни Альцгеймера;
  ТАМАРА ДМИТРИЕВНА - галлюцинация Тамары Дмитриевны пенсионерки, колоратурное сопрано, красивая молодая женщина примерно двадцати шести лет с пушистыми русыми волосами или распущенными , или уложенными через макушку косами от уха до уха ; появляется в разных нарядах, например, в крепдешиновом платье с наезжающими друг на друга кольцами на бордовом фоне, отрезным сзади по бедрам и присборенной по линии отреза юбкой, застежкой на спине от шеи до линии бедра (пуговки мелкие, обтянуты той же тканью),рукавом «фонарик», маленьким воротничком; на ногах всегда туфли на широком высоком каблуке с закругленными по той моде носами, тонкие чулки или белые носочки;

  МИХАИЛ МАКСИМОВИЧ - галлюцинация Тамары Дмитриевны, ее умерший муж,  красавец лет тридцати, темный  шатен с синими глазами , голливудской стрижкой; при жизни преподавал в ДМШ баян, участник ВОВ;  мерещится Тамаре Дмитриевне то в военной форме старшего сержанта артиллерии,  то в элегантном черном в легкую искорку костюме, белоснежной рубашке, при галстуке, с поддетым полосатым пуловером, как у Высоцкого в фильме « Место встречи изменить нельзя» -  очень модном в сороковые и пятидесятые годы;

  ЛАРИСА - дочь Тамары Дмитриевны и Михаила Максимовича  пятидесяти девяти лет, пенсионерка, не замужем, родила в девках, раньше работала в ДМШ и в детском саду музыкантом, год назад уехала из города на постоянное место жительства в небольшой поселок из-за невозможности содержать себя и квартиру на маленькую пенсию; седые волосы ниже лопаток собраны в пучок, она выше своей матери на голову;

  ЛАРИСА В МОЛОДОСТИ ИЗ СНОВИДЕНИЯ - сорока трех лет; с пушистыми соломенного цвета волосами до плеч; одета в черную с белым крупным горохом расклешенную  юбку, подпоясанную красным ремнем, белую блузку с вырезом лодочкой, рукавом три четверти, в  туфлях на высоком каблуке;

  НИНОЧКА - младшая сестра Ларисы, работающая пенсионерка пятидесяти шести лет, репетитор  английского языка, за плечами два замужества, трое детей, младший из которых - поздний ребенок -  еще не совсем определился в жизни; считает себя верующей в Бога, натурой возвышенной; одно время руководила церковным хором в сельском приходе, сложена изящнее сестры;

  ЛЮДМИЛА - соседка Ларисы пятидесяти двух лет, замужем, бездетная, пенсионерка по инвалидности , бывшая детсадовская медсестра; приятная, ухоженная, крупная вальяжная  женщина с плавными движениями, вкрадчивым голосом, иногда окает; может выглядеть нарядной, а может выглядеть по- огородному, как многие сельские жители;  единственная на данный момент подруга Ларисы, которая  выговаривается перед ней, пытаясь переосмыслить свою жизнь;

  СЕРЕГА - сосед Ларисы  двадцати  семи лет, окончил школу для детей с отклонениями в развитии, недавно получил инвалидность по психическому заболеванию , не работает, горький пьяница; ходит размашисто, широко, набычив шею, глядя исподлобья колюче и прямо перед собой, при ходьбе разворачивает плечи немного вперед, округляя спину, изображая  супермена; постоянно чем-то недоволен, лается матом по поводу и без повода; отсидел несколько лет за то, что порезал отца;

  ОТЕЦ СЕРЕГИ - пятидесяти трех лет, иногда подрабатывает колкой дров и подсобными работами на стройках, прочерневший, худющий, как коромысло, почти без зубов, тихий пьяница; периодически появляется на сцене. Серега люто ненавидит отца, возможно, за то, что тот спородил его таким, хотя отчета себе в этом отдать не способен;

  БАБУШКА СЕРЕГИ - девяноста трех лет, пенсионерка, бывшая вышивальщица, имеет орден за вышитый портрет Ленина, который ей вручали в Кремле, выглядит очень бодро, одета аккуратно, голос немного крикливый и обиженный; живет с дочерью в городе, в поселке бывает наездами; Серега ее любит, слушается;

  ЕГОР - сосед Ларисы тридцати лет, хорош собой, с яркими губами бантом, начал полнеть, семьянин, трудяга, шоферит, держит огород , кур, гусей, свинью, кроликов - их голоса периодически раздаются из-за кулис; ходит, как моряк по палубе;

  ЖЕНА ЕГОРА -  красивая женщина двадцати пяти лет, похожа на бело –розовое  бисквитное пирожное,  работает бухгалтером; из-за кулис бывает слышен ее  голос, иногда появляется в окне своего дома одна или с ребенком;

  НИКИТА, СЫН ЛАРИСЫ -  интересный крупный блондин тридцати пяти лет, появляется только в скайпе, уехал в Америку  после дефолта в тысяча девятьсот девяносто девятом году во время войны в Чечне от полуголодной жизни и разрухи, в которую погрузилась Россия и семья Ларисы;

  АНДРЕЙ ИЗ СНОВИДЕНИЯ ЛАРИСЫ - , тридцати трех лет, невысокий живчик с мальчишеским тембром голоса, бывший возлюбленный Ларисы, погибший в автоаварии, обладатель красивого тенора, играет на гитаре, во время романа с Ларисой начал писать картины и научился играть на синтезаторе, Лариса была с ним счастлива;

  ГОЛОСА ЧИТАЮЩИЕ ПИСЬМА ;

  ЯРКАЯ БРЮНЕТКА ИЗ СНОВИДЕНИЯ ЛАРИСЫ;

  НАТАША ИЗ СНОВИДЕНИЯ  – умершая подруга Ларисы, с роскошной копной натуральных рыжих волос ,примерно сорока лет;

  ТАНЦУЮЩИЕ ПАРЫ ИЗ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ ТАМАРЫ ДМИТРИЕВНЫ; Один из  танцоров темнокожий;

  ИСПОЛНИТЕЛИ РОМАНСОВ, АРИЙ, ПЕСЕН ИЗ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ ТАМАРЫ ДМИТРИЕВНЫ;

  БЫВШИЕ ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ ЛАРИСЫ:
  ОФИЦЕР  военно-морского флота , красивый брюнет примерно двадцати пяти -тридцати лет;
  СИМПАТИЧНЫЙ ПАРЕНЬ лет двадцати в болоньевом плаще с закатанными рукавами, русоголовый с открытой детской улыбкой;
  НЕКРАСИВЫЙ ПОЛНЫЙ ГРУЗИН примерно сорока лет;
  НЕМЕЦ лет тридцати спортивного телосложения с тяжеловатой челюстью;
 
  МАЛЬЧИК  лет четырех в зимней одежде с саночками;

  ЛАРИСА В ДЕТСТВЕ - девочка в зимнем пальтишке, в платке, накинутом на цигейковую шапку (капор) с перекрещенными на груди и завязанными сзади на талии концами;

  ДЕТИ ЕГОРА - два мальчика трех и восьми лет;

  СИМА - видение Тамары Дмитриевны, ее  восемнадцатилетняя внучка, студентка института иностранных языков. Одета  в повседневное платье, туфли типа балеток;

  СЕРАФИМА МИХАЙЛОВНА ( СИМА) - – сорокалетняя мама Тамары Дмитриевны, ее видение, грассирует; одета , как учительница тридцатых годов :темная юбка, блузка, жакет, грубоватые туфли  на низком каблуке;

  НОВОРОЖДЕННАЯ ВНУЧКА ЛАРИСЫ В СКАЙПЕ .




                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
Действие происходит в две тысячи девятом году, в небольшом поселке, куда год назад из города переехала Лариса, купив избу пятистенок о трех окошках с наличниками по переду, террасой, печками, без удобств. Дом находится в процессе благоустройства. Возле него лежат кирпичи, доски. Деревья создают тень и уют. Цветов нет. Повсюду растут лопухи и крапива. Дом и часть забора слева сцены, справа - дом Серегиного отца, возле него скамейка у липы, на заднем плане дом Егора. От дома Серегиного отца идет тропинка наискось в левый дальний угол за забор Ларисы. Параллельно дому Егора идет широкая дорога.

                ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ.
               
                ЛАРИСА, СЕРЕГА, СЕРЕГИН ОТЕЦ.

  Лариса у своего дома забивает в землю железную трубу, бьет довольно умело, наотмашь, всем своим весом. Визгливый звон ударов слышен раньше, чем раскрывается занавес. Он звучит как набат. У своего дома на ящике  сидит и курит отец Сереги. Он неподвижен на протяжении всей сцены. На него никто не обращает внимания, его словно нет.
 Из своего дома справа от Ларисы выходит трезвый Серега. Он одет в растянутое на коленках трико, добротную офицерскую с чужого плеча шинель без погон, которая висит на его тщедушном теле, как на огородном пугале; из-под шинели выглядывает грязная белая футболка, на ногах добротные солдатские ботинки. Широко расставив ноги, картинно скрестив на груди руки, Серега сверлит Ларису взглядом маленьких глубоко посаженных глаз и периодически сдувает со лба всклоченные пряди волос. Серега напоминает пародию на Дворжецкого из фильма «Бег». Он жалок. При взгляде на него сразу становится понятно, что у парня не все в порядке с головой.

     СЕРЕГА. Чо, теть Ларис, все корячисся?(Серега букву «ч» произносит, слегка выдвигая нижнюю челюсть вперед.)
     ЛАРИСА (продолжая стучать, доброжелательно, спокойно, как учительница неразумному ребенку). Я, Сережа, не корячусь. Корячатся, кто на чужого дядю вкалывает, а я для себя строю.
     СЕРЕГА (незлобиво). Ладно, работай, надо…надо…
 
 Стремительной подпрыгивающей походкой Серега уходит по тропинке за дом Ларисы - из правого ближнего угла сцены по диагонали в левый дальний угол. Он явно пытается копировать поступь военных на параде. Плечи раскачиваются взад - вперед, как в танце, прямые руки симметрично отведены в стороны, кулаки крепко сжаты, большими пальцами развернуты к телу. Руки и плечи движутся неестественно. В каждом движении ощущается звериная сила.
 
      СЕРЕГИН ОТЕЦ (продолжая сидеть в той же позе, оскаблясь).Ларис, тебе скока лет?
      ЛАРИСА (продолжая работать). Пятьдесят девять.
      СЕРЕГИН ОТЕЦ (с чувством превосходства, улыбается беззубым ртом, сплевывает на землю). А мне пяйсят три.
 

                Явление второе.   
               
                ЛАРИСА, СЕРЕГИН ОТЕЦ, ЕГОР, ЖЕНА ЕГОРА.
      
 Егор идет к Ларисе через дорогу из глубины сцены от своего дома. Он голый по пояс, джинсы спустились под округлый животик, ягодицы сзади немного обнажились. На красивом холеном лице играет снисходительная улыбка. Серегин отец сидит в той же позе.
   
     ЕГОР (кокетливо). Михаллна,ты что тут опять взялась?
     ЛАРИСА (продолжая стучать).Олег завтра будет контур для заземления варить, а я стойки забиваю, чтобы подешевле вышло.
     ЕГОР. Серега-то пьяный опять?
     ЛАРИСА. Да нет, вроде трезвый пока.
     ЕГОР. Ну-ка дай сюда. (Игриво берет кувалду и уверенно бьет по столбику со всей силой. Столбик слегка проседает, но Егор явно ожидал другого результата.)
   
 Лариса стоит рядом и растирает кисти.
   
     ЖЕНА ЕГОРА. Егооооор! Ну ты где?
     ЕГОР (отдавая Ларисе кувалду). Ну ты даешь, Михална…(Жене.)  Идуу!

 Егор быстро уходит.               
               
                Явление третье.
               
                ЛАРИСА, СЕРЕГИН ОТЕЦ, НИНОЧКА ( по телефону).

 Действие начинается на улице, потом перемещается в комнату.
 Лариса продолжает работать. Серегин отец сидит также неподвижно. Звонит мобильный телефон, лежащий неподалеку на дровах.

     ЛАРИСА (в трубку). Але.
     НИНОЧКА (переливчатым голосом, подчеркнуто вежливо). Лариса, это я, говорить можешь?
     ЛАРИСА(тревожно). Могу. Что случилось?  Что-то с мамой?
     НИНОЧКА. Ничего не случилось. Как продвигается твоя стройка?
     ЛАРИСА. Продвигается понемногу. Как мама?
     НИНОЧКА. Вот как раз насчет нашей матери я и хотела с тобой поговорить. Ты не могла бы взять ее к себе недельки на две? Пусть поживет в деревенской тишине, на свежем воздухе, а я пока у нее ремонт сделаю.
     ЛАРИСА. Нин, недоделок у меня полно, но жить можно. Привози, конечно, я буду рада. Как она?
     НИНОЧКА. Мать наша стала совсем сумасшедшей. Каждый раз, когда к ней прихожу, начинаю с того, что запихиваю обратно в шкафы ее тряпье, которое она выволакивает изо всех углов.(В голосе звучит плохо скрываемое раздражение.)Нашей матери нужна сиделка, она больше не может жить одна, но прежде чем в доме появится посторонний человек, надо кое-что сделать.      
     ЛАРИСА. Что именно?         
     НИНОЧКА.  Ну, например, постелить линолеум на доски, чтобы легче было мыть полы, организовать спальное место для сиделки, повесить на все шкафы замки, чтобы Тамара Дмитриевна перестала мучить свои наряды и пододеяльники.
     ЛАРИСА. Как мучить?
     НИНОЧКА.  Сама увидишь.
     ЛАРИСА. Привози маму, только…Ты же понимаешь: я строюсь, у меня денег даже на хлеб нет, всю пенсию рабочим отдаю. Сама сижу на горохе да кабачках с грядки. Огородом серьезно пока не занимаюсь -  некогда.(Во время разговора Лариса одной рукой прибирается перед домом, собирает разбросанные инструменты, кирпичи и прочее.)
      НИНОЧКА. Конечно, конечно, я понимаю. У мамы пенсия хорошая. Сколько тебе надо на две недели?
      ЛАРИСА.  Три тысячи хватит с лихвой.(Идет к своей двери.)
      НИНОЧКА. Тебе что-то привезти?
      ЛАРИСА. Нет. Маме захвати что-нибудь теплое - вдруг похолодает. Лекарства, документы, паспорт, полис не забудь. По пенсионному иногда лекарства можно со скидкой купить.
      НИНОЧКА. Договорились. Значит завтра после обеда будем.
      ЛАРИСА. Как доехать знаешь? (Заходит в дом, попутно одной рукой наводит порядок в комнате.)
      
      НИНОЧКА. Нас такси с навигатором повезет.
      ЛАРИСА. Не перепутайте - улица у меня Первый Остров перед рекой, за рекой Второй .
      НИНОЧКА. Все, все, все, до встречи…               

               
                Явление четвертое.
               
        ЛАРИСА, СЫН ЛАРИСЫ НИКИТА ( по скайпу),читающие письма ГОЛОСА, ЛЮДМИЛА.

 Комната Ларисы. В центре стол, два стула. Слева печка с плитой, ведро с водой и таз на скамейке, рядом с печкой лежанка, низенькая табуреточка, коробка с письмами, на стене большое зеркало в красивой багетной раме, которое не вяжется со всей остальной обстановкой. Справа окно, импровизированная вешалка из прибитых к стене гвоздей, входная дверь. В комнате царит беспорядок, повсюду стоят коробки с книгами, вещами. На заднем плане большой скайп, радиоприемник, большой телевизор или экран.
 Лариса, положив трубку, почти бегом подходит к ведру, зачерпывает кружкой воду и залпом выпивает ее, тут же над тазом ополаскивает лицо, руки, начинает хозяйничать: ставит на плиту, сделанную в углублении печки, кастрюлю с водой, кастрюлю с картошкой, чайник, на ходу запихивает в рот несколько ложек холодной каши, жуя, включает радио(передают какие-то новости две тысячи девятого года), растапливает печку, садится рядом на скамеечку, пододвигает к себе коробку с письмами, звонит скайп. Лариса включает скайп, выключает радио. На экране появляется Никита.
      
      НИКИТА. Мам, привет!
      ЛАРИСА.  Здравствуй, родненький!
      НИКИТА (весело). Мам, как ты? Как там ваш Путлер поживает?
      ЛАРИСА (спокойным голосом, язвительно). Да уж не хуже, вашего Йебамы.
      НИКИТА. Ну вот, уж и спросить ничего нельзя, сразу заводишься.
      ЛАРИСА. Да, нельзя. Уехал -  и уехал, и живи себе там. Сам живи -  и мне своим ехидством жить не мешай.
      НИКИТА. Если бы не он, у вас бы шел нормальный демократический процесс.
      ЛАРИСА. Как при Ельцине что ли? С демократическими талонами и пустыми демократическими карманами? Что же ты от этого дерьмократического процесса за бугор свалил? (Кричит.) Сынок, я тебя в последний раз прошу! Не говори ты со мной о политике! Христа ради!
      НИКИТА. Ну вот…ты опять…
      ЛАРИСА(перебивает). Не я опять -  это ты пять!
      НИКИТА. Ну ладно, не расстраивайся так. Я попозже перезвоню.
 
 Лариса садится у печки, обхватывает голову руками, какое-то время сидит неподвижно, потом пододвигает ящик с письмами просматривает адреса, какие-то письма сразу бросает в огонь, какие-то откладывает в сторону на лежанку у печки, постепенно успокаивается, задерживается на одном из писем, читает про себя.
      
      ГОЛОС № 1(подхватывает начатое Ларисой чтение).Здравствуй, мой родной Томик. Сегодня после оркестра получил твое письмо. Спасибо тебе, ненаглядная, что так аккуратно пишешь. Томик, я скоро приеду на неделю. Баян думаю с собой не брать. Мне кажется я всю неделю буду на тебя глядеть и не нагляжусь. Ты как-то писала, что у вас есть сахарный песок. Если есть, возьми на мою долю три килограмма. Здесь в Саранске его нет. А если есть, то не согласишься за ним стоять. Тамарочка, марганцовку я купил, а  лампочку  пока не достал, но обязательно достану. Ты к урокам готовься пока около тети Дуниного света, с керосиновой лампой долго не сиди, глаза не порти...   
      ЛАРИСА (прижимает лист к губам).Папа…папочка…(Бережно складывает письмо, убирает в красивую шкатулку, берет из ящика следующее.)
      ГОЛОС №2(гнусаво ,монотонно, с завываниями ). Пишу к тебе далекая, Звезда Полярная, высокая, Тяну к тебе ладони, ищу тебя везде, Живу воспоминаньем о тебе…
      ЛАРИСА. Кто это? Убей не помню. (Откладывает письмо на лежанку.)
            
 Начинает темнеть. По улице пробирается по-домашнему одетая Людмила, артистично опираясь на сучковатую палку. Лариса зажигает лампочку-переноску. Людмила входит и, уже войдя, стучит палкой в открытую дверь.
       
      ЛЮДМИЛА (говорит кукольным детским голосом). Туки-туки, можно к вам на огонек?
      ЛАРИСА (встает, потирая затекшие руки и спину, идет навстречу Людмиле, бережно и ласково целует ее в щеку, отвечает тоже кукольным голоском, видно, что она очень рада приходу   подруги). Здравствуй, куколка… Как дела?      
      ЛЮДМИЛА (принимая проявление нежности как должное, идет к лежанке осторожно, подчеркнуто балансируя, грациозно, как циркачка по канату). Ой, извините, меня штормит… Какие у меня могут быть дела? Это у вас дела, а я как всегда   трупничаю, хм... (с улыбкой, кокетливо, ожидая соболезнования, садится на лежанку). Мягонькая у тебя лежаночка стала.
      ЛАРИСА (хлопочет по хозяйству). Еще два одеяла подстелила. (Садится рядом с Людмилой. Смеется.)После семи лет работы нянькой в Москве мне любое лежбище кажется мягким, если оно в моем доме.(Пересаживается на табуреточку к печке.)
      ЛЮДМИЛА. Как отремонтируешься, мебель будешь покупать? У нас на заказ научились такие кухни делать! Загляденье.
      ЛАРИСА. Зачем? Чтобы после моей смерти на помойку все выбросили?
      ЛЮДМИЛА. Конечно, жить осталось три понедельника, но ведь хочется!
      ЛАРИСА. Мне больше не хочется. Мне теперь хочется, чтобы вокруг ничего лишнего не было.
      ЛЮДМИЛА (оглядывая комнату) М! Иконки повесила! Так ты у нас верующая?
      ЛАРИСА. Вроде да. Все больше склоняюсь к мысли, что кто-то там есть. (Возводит глаза к небу.) Да и как мне без молитвы, если сын за тридевять земель. Молюсь, чтобы внученьку мне родили.
      ЛЮДМИЛА. Ларочка, если не секрет, детей-то у них почему нет? Ведь давно живут.
      ЛАРИСА. Какие дети, Люда! (Иронизируя.)Ты ничего не понимаешь. Земля же перенаселена! Детей рожать очень безответственно!
      ЛЮДМИЛА. Они так думают?
      ЛАРИСА. Все мозги им загадили в этой чертовой Америке.
      ЛЮДМИЛА. У нас с Сашей детей нет по его вине -  в армии что-то там с ним было нехорошее. Меня некоторые жалеют. Говорят, как же ты в старости будешь? А я говорю -  как и вы буду! Где ваши дети –то? Куда подевались?
      ЛАРИСА. Я сына для себя, без мужа рожала, я тебе рассказывала.  Думала, всегда будет рядом, но оказывается у детей, которых мы призываем в свою жизнь, есть планы, есть своя судьба. Это нелегко принять, но принимать приходится. Вот что бы он сейчас здесь со мной делал? Скажи!
      ЛЮДМИЛА. Что и все -  в Москве работал, у нас - то негде. Перестройка проклятая! Раньше при советской власти в поселке фабрика клееночная была -  на всю страну клеенку делали! Какая клеенка! Со знаком качества! На полжизни хватало! А сейчас два раза тряпкой махнешь -  она уж и худая! И вся красота облезла! Вон от нее одна труба торчит, от нашей Клеенки! (Наклоняется, показывает на окно.) И Обувная фабрика была, и фабрика Игрушки, и Ювелир…А Пролетарка какая была! Роспись наша знаменитая! Иконописцы какие!  И вышивальщицы! Славились на всю страну!
      ЛАРИСА. Вроде я видела вывески и Ювелира, и Обувной …
      ЛЮДМИЛА(перебивая). Это все не то, в некоторых цехах по три калеки работают, зарплата копеечная и ту задерживают! Все разрушили! (Обмахивается взятым с лежанки письмом.)
      ЛАРИСА (примирительно). Ну ладно. Лучше же стало, чем в девяностые. Может еще наладится…
      ЛЮДМИЛА. В Советском Союз и работа у всех была, и больница. Роды принимали, операции делали. Где все? Я всегда за коммунистов голосую.
      ЛАРИСА. А я нет.
      ЛЮДМИЛА. Тебе нравится сегодняшняя жизнь?
      ЛАРИСА. Сегодняшнюю жизнь нам устроили коммунисты – все продали и предали. Не хочу больше жить в розовых очках. Любая власть -  это не мама с папой. С ней надо держать ухо востро. И потом живем, слава Богу, с голоду не пухнем и в очередях не убиваемся.
      ЛЮДМИЛА(желая сменить тему, совсем другим голосом). А! Сколько писем!
      ЛАРИСА. Накопилось за жизнь. Вот  - прошлым своим печку растапливаю.
      ЛЮДМИЛА (берет письмо с лежанки). Можно?
      
 Лариса кивает в знак согласия.
      
     ЛЮДМИЛА (читает вслух). Пишу к тебе далекая,
Звезда Полярная, высокая.
Тяну к тебе ладони, ищу тебя везде.
Живу воспоминаньем о тебе.
Кто это тебе написал?
     ЛАРИСА. Стыдно признаться   - не помню. (Берет письмо в руки.) Не шедевр конечно, но приятно. Сжечь, наверное, надо.
     ЛЮДМИЛА. Почему?
     ЛАРИСА. Пустое все это -  лапша на уши. Вот смотри какие у меня письма есть- свидетельства времени. (Роется в шкатулке, достает письмо.) Это письмо пришло мальчику в наш санаторий в середине девяностых. Я там воспитательницей работала. Мальчишка уже уехал домой, я письмо вскрыла на свой страх и риск. Это приговор младореформаторам .( Читает, ее чтение подхватывает женский голос.)
       ГОЛО № 3. Коленька, я не могу к тебе приехать –отец упал с крыши, когда снег чистил на клубе. Сломал ногу и руку. Прислать тебе денег я тоже не могу - нам зарплату так и не дают. Ты уж прости, сынок. Ты пишешь, что все время хочешь есть, так ты хлеба побольше ешь в обед, проси не стесняйся. Да кусок-другой с собой припрячь. Уж как-нибудь потерпи, еще немножко осталось. Лечись. Старайся.
       ЛАРИСА. И так на двух страницах мелким почерком.
       ЛЮДМИЛА. Я же говорю  - гады, страну развалили.(Берет у Ларисы  из рук письмо, пробегает глазами, откладывает, покачав головой.)Сразу Ванька Жуков Чехова вспоминается, письмо на деревню дедушке.( Возвращается к прежнему письму. Читает.)Звезда полярная, высокая …Ишь ты. И не жалко про любовь-то жечь? Больше никто тебе такого не напишет.
      ЛАРИСА. Кто-то сказал, что мы стареем из-за воспоминаний. Будем забывать -  и молодеть! (Танцует.)
      ЛЮДМИЛА. Жалко жечь. (Берет другое письмо.) Можно?
      
 Лариса кивает.
      
      ЛЮДМИЛА (читает вслух). «А твое письмо я нашему сыну отдам, может быть, захочет он от отца несколько слов живых прочитать…» И это сожжешь?
      ЛАРИСА.  Нет. Это оставлю, чтобы Никита понял, почему мы с его отцом разбежались.
      ЛЮДМИЛА. И почему же вы разбежались?
      ЛАРИСА. А черт его знает? (Смеется.) Может любви настоящей не было – роман -то у нас сезонный был, когда он к бабушке с дедушкой приезжал на каникулы. С двенадцати лет тянулся. Я первая в него влюбилась, а как после восьмого класса в музучилище поступила, так в другого влюбилась. Насмерть… А вокруг него таких влюбленных было, как мух вокруг сахарницы…Так и качалась из стороны в сторону, пока не обрезала все .И решила я тогда ребеночка себе родить. Неправильная я, непутевая… А может мне так на роду написано. (Уносит кастрюлю с водой за кулисы.) Я думаю, мне вообще не положено было замуж выходить. Я сполоснусь быстренько, а ты пока почаевничай, там боярышник на столе.
     ЛЮДМИЛА. Пожалуй, выпью стаканчик -  я боярышник давно не пила. У меня и конфетка с собой.  (Берет чайник, садится за стол, на ходу читает письмо, реагируя на текст лицом.) Кем было не положено замуж-то выходить?
    
 За кулисами слышен плеск воды.   
    
      ЛАРИСА. Кто у нас там всем заведует на небесах-  тем и не положено.
      ЛЮДМИЛА. Всем значит положено, а тебе нет? (Пьет отвар вприкуску с конфеткой. ) У тебя и сестра такая?
      ЛАРИСА (из-за кулис). Ты что? Ниночка дважды в законном браке была.
      ЛЮДМИЛА. А что ты ее Ниночкой –то зовешь, как маленькую?
      ЛАРИСА. А нас родители так с детства звали: Лариса и Ниночка. Она мне завтра маму привезет.
      ЛЮДМИЛА. Мамулечку? (Искренне, грустно.) А моя давно в земле сырой лежит. Терпеливица  была -  мы и знать не знали, что она болела…(Ларисе.)И куда же ты тут ее денешь? (Оглядывает комнату.)
      ЛАРИСА. Ничего, разместимся как-нибудь. Это ненадолго, на две недели. Сестра будет сиделку нанимать, ремонт делать.
      ЛЮДМИЛА. Напомни, сколько мамулечке лет?
      ЛАРИСА (выходит из-за кулис, переодевшись, промакивая волосы). Восемьдесят четыре. Сестра говорит, с ума сошла мамка-то.
      ЛЮДМИЛА. Восемьдесят четыре… Нам не дожить. НА Фабричной улице бывшая учительница тоже кружит- дочь не узнает, из дома выгоняет. Все ей кажется, что ее нафталиновые наряды украсть хотят.  А какая умница была! Весь поселок   русскому языку и литературе выучила. (У Людмилы звонит телефон.) Хозяин звонит. Как же! Без меня совсем невозможно, на минуточку отойти нельзя! (Говорит в трубку совсем другим строгим металлическим голосом). Саша!  Я иду! Не трезвонь! (Ларисе.) Пойду я…
      ЛАРИСА (нежно дотрагивается до щеки подруги, полушутливо). Я с пяти лет мечтала выйти замуж за Овода, чтобы он воевал за свободу и справедливость, а я ему помогала. Я была испорчена неправильными ожиданиями -  революционера мне подавай.
      ЛЮДМИЛА. Одни пьяницы! (Женщины смеются.) Тебе с мужичком легче было бы.
      ЛАРИСА. Люда….Я тебя умоляю…Какие мужички с больными руками?(Женщины  понимающе  смеются намеку на скабрезный анекдот.)Я тебе не хотела пока говорить…
      ЛЮДМИЛА . Что такое, любименькая?
      ЛАРИСА. Я слепну, Людок, – глаукома.
      ЛЮДМИЛА. У папы моего глаукома была. Плохо. А я думала, тебе изсноса не будет-  вон какие бревна ворочала.
      ЛАРИСА. Износ у всех свой: один смолоду чахнет, а другой и в девяносто три, как Сережкина бабушка, прыткий.

 У Людмилы опять звонит телефон.

      ЛЮДМИЛА (в трубку). Иду, Саша.
      ЛАРИСА. Любовь…. Я тебя провожу немного.
               
   Женщины выходят за дверь          
               

                Явление пятое.
               
                ЛАРИСА,НИКИТА ( в скайпе).

Почти сразу звонит скайп. Лариса возвращается, судорожно включает связь.
    
      НИКИТА. Мам, успокоилась?
      ЛАРИСА. Все нормально. Мне тетя Нина завтра бабушку привезет погостить. А вы как?
      НИКИТА. Все хорошо…Поцелуй бабушку за меня…Ты бы села.
      ЛАРИСА. Я тебе сегодня частушку сочинила. (Поет и пританцовывает.)
 Мой сынок - кровиночка – личиком картиночка-
 Уехал на чужбинушку искать свою судьбинушку.
 Ты храни его, Господь, от злодеев и воров.
 Ты не плачь, душа, погодь,-  будет мой сынок здоров.
      НИКИТА. Молодец… Ты совсем деревенская стала…Ты присядь.
      ЛАРИСА (не обращая внимания на слова сына). Как Оля?
      НИКИТА. Ты сядь, и скажу тебе, как Оля.
 
   Лариса садится на стул.
    
     НИКИТА. Сидишь!?
     ЛАРИСА. Сижу.
     НИКИТА. Ну короче, ты, мам, расслабься…Оля родила девочку. Ты теперь бабушка. Поздравляю.
     ЛАРИСА(вскакивает). Как!? Когда!? Оля была беременна!?
     НИКИТА. Мы тебе не говорили, чтобы ты не расстраивалась, если бы что-то пошло не так. НО у нас все хорошо.
     ЛАРИСА. Так когда она успела родить? Я вчера вам отправляла эсэмэску «Что вы делаете?» Ты мне ответил «Гуляем.»   
     НИКИТА. У Ольги в это время схватки были. Мы гуляли возле больницы.
     ЛАРИСА. Как гуляли? Со схватками? Это же опасно!
     НИКИТА. Мам, не начинай. Здесь все не так, как у вас. Здесь можно гулять со схватками. Все. Мне надо работать. Скоро пришлю фотки…бабуля… (С любовью.)
     ЛАРИСА. Как Оля себя чувствует? Как назвали внучку?
               
 Вопросы остаются без ответа-  Никита уже отключил связь.

    ЛАРИСА. Господи! Как я счастлива!!!Господи!!! Спасибо, что услышал мои молитвы!!! (Падает на колени .) Десять лет!!!Десять лет я внученьку у тебя, Господи вымаливала!!! Спасибо, Олюшка, что решилась!!! Это же ты решилась!!! Ты ведь решилась!!!Как я счастлива!!!

               
          С трудом встает, еле-еле идет к лежанке, ложится, рыдает, засыпает.
               

                Явление шестое. 
   
 Спящая ЛАРИСА,ее бывшие возлюбленные: КРАСИВЫЙ ОФИЦЕР в морской форме,СИМПАТИЧНЫЙ ПАРЕНЬ в болоньевом плаще, НЕКРАСИВЫЙ ПОЛНЫЙ ГРУЗИН. Позже подходят МАЛЬЧИК С САНОЧКАМИ, ЛАРИСА В ДЕТСТВЕ, НЕМЕЦ..
 
 Свет постепенно гаснет. В полумраке появляются похожие на тени мужчины из прошлого Ларисы, свет поочередно выхватывает их лица, они медленно идут к ее лежанке, переговариваясь между собой.

      ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ. Сейчас она начнет нас вспоминать…Она будет вспоминать меня…Нет меня…
      ОФИЦЕР. Нет меня.
      СИМПАТИЧНЫЙ ПАРЕНЬ. С какой стати? Ты ее бросил беременную.
      ОФИЦЕР. Вот именно. Такое не забывается.
      СИМПАТИЧНЫЙ ПАРЕНЬ. Она будет вспоминать меня -  она всегда меня вспоминает, когда думает об ушедшей молодости, студенческих годах.
      НЕКРАСИВЫЙ ПОЛНЫЙ ГРУЗИ. (Говорит с сильным акцентом Симпатичному парню в болоньевом плаще). Вах, дорогой, слушай, чей бы корова мычал, а твой молчал. Что сам на ней не женился? Она тебя любила, как ненормальный.
      СИМПАТИЧНЫЙ ПАРЕНЬ. Вот именно - как ненормальный (передразнивает).…Она сама во всем виновата.
      НЕКРАСИВЫЙ ПОЛНЫЙ ГРУЗИН (склоняется над Ларисой). Спи, дорогая, счастье мое… Как ты захочишь  -  так все и будет… (Поправляет плед, которым укрыта Лариса.)

 К лежанке  подходит МАЛЬЧИК в зимней одежде, правой рукой он держит за веревку саночки.

     НЕКРАСИВЫЙ ПОЛНЫЙ ГРУЗИН (присаживается на корточки, ласково и удивленно). Малчик, ты зачем здесь?  Тебе, дарагой, не нада по взрослым снам  гулять -  маленьким спать пора.
     МАЛЬЧИК. А вдруг я понадоблюсь? Она всю жизнь вспоминает, как мы катались с горки вот на этих санках. Я сидел сзади и заботливо держал ее за плечи. А потом мы поднимались в гору: я правой рукой вез санки, а левой держал ее за руку.

 Из-за кулис выбегает ЛАРИСА В ДЕТСТВЕариса в детстве, мальчик берет ее левой рукой за  руку и они уходят. Бывшие возлюбленные Ларисы смотрят им вслед.   
    
     НЕМЕЦ (выходит из-за кулис, говорит по-немецки).Мойсхен…(Читает начало стихотворения Пушкина «Я вас любил» на немецком.)
Ich liebte dich; und liebe wohl noch immer,
Denn ganz erstarb’s in meiner Seele nicht;
Doch m;ge dies Gef;hl dich nicht bek;mmern;
Ich stellte es nicht gern in schlechtes Licht.
Ich liebte schweigend, ohne Zuversicht,
Von Sch;chternheit, von Eifersucht gequ;lt;
Ich liebte dich so innig und so z;rtlich,
Gott mit dir, wird der andre so beseelt
      ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ (поворачиваются к немцу и дружно шикают на него). Иди, иди отсюда.

                Все поспешно уходят.

                Явление седьмое.
               
 МОЛОДАЯ ЛАРИСА из сновидения, АНДРЕЙ, НАТАША, ЯРКАЯ БРЮНЕТКА, ЛАРИСА-пенсионерка.
               
      АНДРЕЙ(в темноте раздается его голос). Лара, Ларочка, Ларисик...
      
 Молодая Лариса из сновидения встает с лежанки, подбирает с пола скомканную бумажку, разворачивает - это записка от Андрея.
         
     АНДРЕЙ (вслух читает записку, читаемую Ларисой про себя).«Приходи скорее. Я жду тебя на нашем месте.»
     ЛАРИСА. Андрюшка! (Бежит за кулисы, появляется в подсвеченных декорациях, сзади сцены.)
 
  (Примечание. Я представляю эти декорации на возвышении под потолком. Они невесомые, возможно из стекла или прозрачного пластика. (Куб?) Их два уровня, между ними ступени , веревочные лестницы. Фон- раскачиваемые ветром, мечущиеся ветви деревьев.)

 Лариса появляется в стеклянном кубе. Андрей уже ждет, он сидит, тихо наигрывая на гитаре, напевает. (Звука нет, не слышно ни гитары, ни голоса.) Андрей одет в  джинсы и футболку. Лариса и Андрей бросаются навстречу друг другу и застывают, как одно целое. Вокруг качаются кусты, деревья, плывут тучи, идет дождь. Музыки нет. Только шорохи.
    
     ЛАРИСА (вглядываясь в лицо Андрея). Андрюша, ты же умер.
     АНДРЕЙ (беззаботно). Ну и что! (С любовью.) Ты должна меня завтра проводить.
     ЛАРИСА. Помнишь, ты мне однажды сказал, что если умрешь раньше меня, ты будешь там меня ждать? ... и обязательно потом найдешь.
     АНДРЕЙ. Конечно помню. Живи долго. (Осыпает лицо Ларисы поцелуями.) Ты главное приди меня завтра проводить. Это очень –очень важно! (Пятится, исчезает.)
     ЛАРИСА(бежит по декорациям под потолком, карабкается по лестницам, беззвучно кричит, широко раскрывая рот изо всех сил).Андрей!!!(Вместо ее крика звучит запись шелестящего шепота "Андрей". Сзади мелькает городской пейзаж.)

    Лариса спускается на сцену, в комнате на полу полулежит Наташа.

     ЛАРИСА. Наташа, а ты что здесь делаешь? Ты же тоже умерла.
     НАТАША (поднимает руку, показывает на дальние декорации ниже куба). Смотри…

 Свет выхватывает пару -это АНДРЕЙ и ЯРКАЯ БРЮНЕТКА. Она закинула одну ногу на Андрея, как в танго, и сильно откинулась назад. Андрей, склонившись над ней, грубо и страстно ласкает ее, оба смеются.
 Сцена погружается во мрак.
      
      ЛАРИСА- пенсионерка (резко садится на лежанке). Он не любил меня! (Идет к столу, продолжая твердить ту же фразу.) Он меня не любил! Меня никто не любил! Ну и черт с вами со всеми! У меня есть внучка!!!
               
                Конец первого действия.
               
 


Рецензии
Татьяна, признаюсь, я пока что не начал читать само действо, но не удержался, чтобы не откликнуться на список действующих лиц. Это уже отдельное произведение искусства :-) Описаны узнаваемо и характерно. Детали одежды поражают точностью, причём не нарушина временная шкала мод. Подборка лиц безупречная. Кто бы их сыграл, кроме их самих ?
Вершина этого айсберга - малыша можно заменить куклой :-):-) Блеск !

Юрий Трегубенко   27.01.2023 23:32     Заявить о нарушении
ЗДравствуй, Юра. Все списано с натуры , потому и узнаваемо, по крайней мере моим поколением..А кто бы мог сыграть? Есть у нас такая актриса- Германова, она уже не играет, только преподает и иногда появляется в сериальных эпизодах. Из нее бы получилась Тамара Дмитриевна. Или Неелова - она тоже может играть гротеск. В роли Ларисы может быть кто угодно, но если бы была Чурикова.....получился бы шедевр, Чурикова из всего могла сделать шедевр, царствие ей Небесное. Главное в Ларисе, что это женщина и "лошадь"(работяга) в одном флаконе. А Михаил Максимович должен быть очень красивым (У меня папина фотокарточка есть в в "Папиных хохмочках".Среди молодых артистов, я уверена, тоже нашлись бы достойные исполнители...Мечтать не вредно.
Спасибо , Юра, что заглянул ко мне и хотя бы заинтересовался мои главным детищем.

Татьяна Ивлева 4   28.01.2023 10:07   Заявить о нарушении
Таня, прочёл первую часть. Молодец ! Выше всяческих похвал. Вижу, Верю. Всё не лишнее. "Хороши" пьющие соседи. Узнал. Сновидение с возлюбленными - пятёрочка. Грузин лучше всех. Я бы его сыграл :-)
Мальчик с саночками - превзошёл всех. Я бы его уже не сыграл :-) Андрей, танцующий страстное танго с брюнеткой, на которого указывает умершая подруга героини шикарный отрезвляющий душ душе...Концовка, где героиня плюёт на них всех(кроме мальчика с саночками) и отдаёт предпочтение высшей любви, к внученьке - вершина.

Юрий Трегубенко   29.01.2023 13:36   Заявить о нарушении
Юр, спасибо тебе, понял все как надо....А грузин -Шалва Ч.- спас моего сына и многое сделал для нас в девяностые....умер он, Царствие ему Небесное.

Татьяна Ивлева 4   29.01.2023 14:23   Заявить о нарушении
Я подумал, что ты его придумала...
У меня впереди ещё две части этого шедевра...

Юрий Трегубенко   29.01.2023 14:26   Заявить о нарушении
Если будешь читать дальше, напиши, ладно? Для меня это важно. И замечания, какие будут.

Татьяна Ивлева 4   29.01.2023 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.