Забытые рисунки 5-листник

Прибалтийский сонет-пятилистник

***

Свидание___ назначь, и  я приду,
С___ волненьем жди,  я снова опоздаю.
Тобой___ заполню мысли, ворох дум
В___ мгновение вспорхнёт, как птичья стая.

Кафе___ недалеко, и часто в нём,
Уютном___ уголке, встречались пары.
Проносятся___ машины, светят фары...
Счастливые___ гуляем под зонтом.

Минуты___ не спешат, не дремлет город,
Ребята___ во дворе о чём-то спорят.
Из___ ярких звёзд - над парком фонари
Твери___ моей, красавицы-Твери.

Играют___ музыканты на гитарах,
Блюз___ слышен из окна ночного бара.

*

Официант___ похоже, что скучая,
Налил___ шампанское, меню принёс.
В___ старинной вазе ветка розы чайной.
Бокалы___ поднимаем... скажешь тост?

Брют___ освежает... я сегодня платье
Весеннее___ надела, вся в цветах.
Тепло___ увидишь в любящих глазах,
Даря___ его тебе, сгорю в объятьях.

Кому-то___ грустно, может быть... не мне.
Гуляет___ счастье, радуясь весне,
По___городу идёт, в обнимку с маем,
Проспекту___ оживлённому кивая.

Май___ весело шагает по траве
Разутый,___ улыбаясь нам в ответ.

*

Забытые___ апрельские пейзажи,
Рисунки,___ что оставила весна:
На___ занавеске, на обоях, на
Столе___ моём, на скатерти винтажной.

Похоже,___ что морозы - навсегда,
Что___ не спешит февраль встречаться с мартом.
Художник,___ что рисует холода,
Был___ неизвестным мастером фуд-арта.

В___ мечте о городе далёком, о
Париже,___ убаюканном зимой,
Которого___ не видела ни разу
Вживую,___ расстворюсь под звуки джаза.

Не___ согревает кофе, он остыл.
Увижу___ кисть и чистые листы...


*

Ты___ позови с собой гулять по пляжу.
Для___ нас обоих волны в море спляшут.
Меня___ воспоминанья унесут...
Рисуй___ закат, морской прибой рисуй!

Сибирский___ край, деревни, тучи мошек,
Лес___ вековой, домашняя лиса,
Прозрачные___ ручьи... остались в прошлом
Безбрежные___ родные небеса.

Озёра___ живописные, ты помнишь?
В___ них спрятались густые облака.
Далёкие___ теперь, но мы пока
Края___ таёжные считаем домом.

Куплю,___ наверное, когда-нибудь
Билет___ на поезд и отправлюсь в путь.

*

Там,___ где ковыль качается устало,
Степь___ кажется безжизненной, и ты
Не___ можешь отыскать её начало.
Спит___ горицвет, дождавшись темноты.

И___ кажется, что все пространство дремлет.
Шёлк___ бисером усыпан,  с края  - брошь,
Небес___ молчанье... тише, не тревожь.
Узором___ кружевным туманит землю.

Из___ дымки появляется сайгак,
Звёзд___ серебро застыло на рогах.

Расшит___ ковер степной белёсой пылью
Рукой___ умелицы-природы, крылья
Дающей___ тем, кто был рождён летать.
Свет___ от Луны - небесная печать...

*

Свидание с тобой в кафе уютном.
Проносятся счастливые минуты.
Ребята из Твери играют блюз,

Официант налил в бокалы брют.
Весеннее тепло даря кому-то,
Гуляет по проспекту май разутый.

Забытые рисунки на столе:
Похоже, что художник был в Париже,
Которого вживую не увижу.

Ты для меня рисуй сибирский лес.
Прозрачные безбрежные озёра...
В далёкие края куплю билет,

Там степь не спит, и шёлк небес узором
Из звёзд расшит рукой, дающей свет.


***

Фото моё


Рецензии
Замечательная работа. Распашонка из начальных слов производит впечатление линии судьбы на пятипалом листе. А ведь и сам лист - как ладонь. И это удачная находка формы, которая по-особому раскрывает содержание, или поддерживает его. А само содержание - лёгкое непринуждённое, с ноткой воспоминания и богатыми пейзажными зарисовками, импровизацией в стиле джаз - весьма выигрышно выбрано и представлено по замыслу.
Исполнение...

Пройдусь по лепесткам, имеющим сонетную форму. И несмотря на то, что сонет современной формы - это твёрдая классическая форма, которая требует тщательной работы: точность рифм, отсутствие повторов, цельности строк без точек и пауз посередине, а также без повторов слов, желательно. Имея в виду эти факторы и кое-что другое, отмечу следующее:

1 лепесток.
волненьем (не хватило ритмической единицы для слога, а при этом есть слово по тексту, которому хватило: мгновение. Поэтому в сравнении с ним - налицо слабое место)
Тобой___ заполню мысли, ворох дум (здесь нежелательное разночтение из-за того, что разрывается смысловая фраза. Фактически точка посередине строки)
В___ мгновение вспорхнёт, как птичья стая.

Кафе___ недалеко, и часто в нём,
Уютном___ уголке, встречались пары. (по смыслу настоящее продолжительное время больше подходит "встречаются")
Проносятся___ машины, светят фары...
Счастливые___ гуляем под зонтом.
...
Играют___ музыканты на гитарах (здесь или пропущен знак препинания, или вторая строка выпадает в сонетном замке)
Блюз___ слышен из окна ночного бара.

Вывод: в целом рифмы хорошие, и этот лепесток, как мне показалось лучше исполнен и прописан, дальше сложнее... видимо, в угоду поставленной сложной задачи стихотворения-распашонки

2 лепесток:
Официант___ похоже, что скучая, (середина строки слабое место "похоже, что" - лишние слова, уберите их и текст нисколько не пострадает по смыслу)
Налил___ шампанское, меню принёс.
В___ старинной вазе - ветка розы чайной. (зачем здесь тире?)

Брют___ освежает... я сегодня платье (и снова точка посередине строчки рвёт цельную фразу. Разрыв словосочетания в сочетании с инверсией "платье весеннее" Кто в цветах? Платье или та, которая его надела?)
Весеннее___ надела, вся в цветах.
Тепло___ увидишь в любящих глазах,
Даря___ его тебе, сгорю в объятьях. (если идёт речь о взгляде, переход сгорать в объятьях - слишком резкий переход)
Вывод: много мелких деталей отвлекающих от содержания, шероховатостей, немного ритмически не выстроено. Но в целом настроение сохранено и подчинено общему настроению выбранного ракурса.

3 лепесток:
На___ занавеске, на обоях, на (повисший предлог в качестве рифмы слишком оригинален для сонетной формы. Согласитесь, безударная часть речи на протяжении этих строк становится то ударной, то безударной. )
Столе___ моём, на скатерти винтажной. (Прочитайте эту строку отдельно - есть ли в ней смысл? Обрывок...)

В___ мечте о городе далёком, о (здесь нежелательное разночтение: возникает некий город О, вместо N.
Париже,___ убаюканном зимой,
Которого___ не видела ни разу
Вживую,___ расстворюсь под звуки джаза. (и снова разночтение - желательно оно Вам? Как это вживую раствориться? А всё из-за чего? Из-за нарушения смысловой цельности строк)
Вывод: смущают анжамбеманы (переносы и разрыв устойчивых словосочетаний. Ритмическая интонация не идеальна в отдельных местах.

4: лепесток

Ты___ позови с собой гулять по пляжу.
Для___ нас обоих волны в море спляшут. (простецкое слово "спляшут" выпадает из романтического настроения под джаз. Сплясать под джаз или под танго можно? Вот-вот... Хотя рифма великолепная! Всё для неё, родимой!)
Далее всё неплохо, но ритмическая интонация чуть шатается.
Вывод: этот лепесток. как и 1-ый лучше 2 и 3.

5 лепесток:
Уже лучше. Неплохая зарисовка. Однако, рвётся смысловая нить и получается сонетный ключ перемещается с конца в середину текста, нарушая принятый доселе порядок.

Заключительный магистрал не соответствует по рифмам представленной схеме. А какая тогда схема?
В целом по тексту хорошие интересные рифмы при немного расшатанном ритмическом рисунке производит неплохое впечатление огромной проделанной работы. Но останавливаться работать не стоит. И хорошо, когда видишь над чем...
Желаю успехов!

Шик Арина   12.10.2022 21:22     Заявить о нарушении
Арина, я Вам очень благодарна за проделанную работу, за потраченное время, за внимательное прочтение и разбор каждого сонета. Для меня это очень важно. С огромным интересом прочла Вашу рецензию. Останавливаться точно не буду и уже есть новая идея, над которой буду работать дольше, учитывая замечания, конечно.

Немного поясню, магистрал получился таким же прибалтийским , как и все лепестки, просто разделен по строкам, которые из этих лепестков получаются.

В Прибалтийском сонете схема рифмовки очень строгая, а вот "замок" может быть в любом месте, пятый лепесток отличается от остальных случайно, я просто не задумывалась о том, где именно будет замок, возможно, надо было каждый лепесток написать по-разному, размещая замок и в начало , и в конец, и между катренами, не подумала об этом, учту.

Ещё раз огромное Вам спасибо. Творческих успехов и удачи во всем) с теплотой)

Лена Оливвла   12.10.2022 23:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.