Владимир Винокур и Владимир Высоцкий

    Артист эстрады, юморист, певец, телеведущий, педагог Владимир Винокур родился в 1948 году в Курске. С 1989 года он – руководитель Государственного театра пародий, носящего имя его создателя и бессменного руководителя.
    В 1969-м, еще служа в армии, Владимир Натанович поступил в ГИТИС. С 1973 по 75 годы совмещал учебу с работой в Цирке на Цветном бульваре, где исполнял песни (в частности, популярную тогда «Товарищ КамАЗ») и познакомился с Юрием Никулиным. На четвертом курсе главный режиссер московского Театра оперетты Георгий Анисимов пригласил Винокура к себе, и тот за два года сыграл там множество ролей.
    «– Сложно было учиться?
    – Сложно. Я был иногородним, жил в общежитии, подрабатывал в цирке Юрия Никулина в 1972–73 годах. Пел песню в начале представления, потом убегал на пары в институт и к концу представления возвращался обратно в цирк, чтобы спеть финальную песню. Для этого отпрашивался с уроков актерского мастерства. Если не успевал вернуться к вечернему выходу, то меня замещал дублер, парень из Гнесинки, и потом я отдавал ему деньги с зарплаты. Позже, когда встретился с Никулиным, он мне сказал: «Ты меня обманул, мальчик. Я думал, ты будешь певцом, как Кобзон, а ты стал клоуном, ты меня подсиживаешь». (Смеется.) Я был богатым студентом, получал сто рублей в месяц. Иногда после зарплаты мы с друзьями покупали немного спиртного и устраивали в общежитии праздник. Жарили картошку, пили хорошее вино. (Смеется.) Вообще, весело было в общежитии. Я пришел на первый курс, когда еще учились Оля Остроумова, Юра Николаев, Сашка Абдулов. Я тогда дружил с Владимиром Высоцким и Севой Абдуловым, и Сашка меня уговаривал: «Познакомь меня с Севой Абдуловым, вдруг мы родственники!» Я говорю: «С ума сошел! Ты приехал из Средней Азии, а это сын великого Осипа Абдулова из МХАТа! Ты сделай так, чтобы когда-нибудь они все сами захотели с тобой познакомиться, потому что ты – Александр Абдулов». Мы потом часто вспоминали этот разговор. Санька был классным парнем», – вспоминал Владимир в интервью еженедельнику «Моя Семья» (№ 9, 5 марта 2018 г., А. Бушева, «Владимир Винокур: "Внука назвали Федей в мою честь"»).
    31 марта 2023 года в дневном выпуске «Новостей» Первого канала зрителям был показан сюжет «Народный артист РСФСР Владимир Винокур отмечает 75-летие». В нем, в частности, говорилось: «А начиналось все еще в студенческие годы – будущий мэтр эстрады выступал с вокальными номерами в цирке на Цветном бульваре и тогда пародировал Анатолия Папанова и Владимира Высоцкого». Информация неверная: пародиями на знаменитостей артист занялся позднее.
    «Настоящий расцвет карьеры Владимира Винокура начался в 1974 году, когда Юрий Маликов пригласил его работать в «Самоцветы». По сути, Винокур был бэк-вокалистом и ездил на гастроли в качестве замены. Но и такая роль в те годы его не устраивала. Все изменил случай.
    Как-то раз после выступления артисты «Самоцветов» сидели в гримерке. Винокур как всегда шутил, изображая других певцов. Маликов предложил: «У тебя здорово получается! Покажи это публике». Винокур согласился. И уже на следующем концерте, в перерыве между номерами, веселил монологами зрителей.
    Самым популярным оказался номер «Осечка», в котором Винокур из телефона-автомата звонил своей возлюбленной и представлялся различными артистами. Здесь были и Анатолий Папанов, и Владимир Высоцкий, и Муслим Магомаев». (К. Архипова, «Фиктивный брак на всю жизнь. Владимир Винокур», «Звезды СССР», № 1, зима 2022 г.)
    Так родился знаменитый пародийный номер.
    «За свою карьеру Винокур спародировал таких советских знаменитостей, как Михаил Боярский, Владимир Высоцкий, Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев, Андрей Миронов, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и многих других». (Интернет-сайт «homsk» homsk.com, bingo, «Райкин, Карцев и др.: чем запомнились самые знаменитые советские стендаперы времен, когда и слова такого не знали», глава «Владимир Винокур».)
    Действительно, «за свою долгую концертную деятельность спародировал около 50 звезд российского шоу-бизнеса и других известных личностей. Среди тех, кто удостоился пародий, – певец Владимир Высоцкий», – информирует пользователей интернет-сайт «Не только Голливуд. Светская хроника» жкголливуд.рф. В размещенном на этом же ресурсе материале «Владимир Винокур – биография», читатели также узнают подробности истории появления на свет пародии Владимира Натановича на барда: «В 1974 году по рекомендации пианиста Михаила Банка Юрий Маликов пригласил артиста в свой популярный тогда ВИА «Самоцветы», где Винокур выступал с пародийным монологом «Осечка». По его сюжету персонаж артиста пригласил к себе девушку и, чтобы произвести на нее впечатление и показать круг своих друзей, вышел из квартиры и стал звонить домой из телефона-автомата, говоря голосами артистов – Владимира Высоцкого, Анатолия Папанова, Муслима Магомаева и Николая Сличенко. В конце номера ему задали вопрос: «Ну и чем кончилось?» Выяснилось, что девушка вышла замуж за Геннадия Хазанова (которого Винокур тоже спародировал)».
    «О том, что в «Самоцветах» выступал когда-то Владимир Винокур, уже мало кто помнит. А ведь это правда!
    В «Песне года» Винокура, конечно, не было. А вот в концертах группы он принимал участие. Но как? В перерыве развлекал зрителей музыкально-юмористическим монологом. По сюжету персонаж Винокура пригласил к себе в гости девушку. В какой-то момент он вышел из квартиры и из телефона-автомата стал звонить к себе домой, пародируя голоса разных популярных артистов – Владимира Высоцкого, Анатолия Папанова, Муслима Магомаева… Так пытался произвести на гостью впечатление: мол, видишь, какие у меня друзья? Поклонники «Самоцветов» воспринимали номер на «ура». Но его сотрудничество с ансамблем долго не продлилось. У Владимира Натановича стала активно развиваться собственная карьера, и он ушел», – писал журнал «Откровения звезд» (№ 6, март 2019 г., «"Не повторяется такое никогда": Винокур пел в «Самоцветах»!»).
    Сам артист в беседе с журналистами признавался: «После того как Юра Маликов позвал меня влиться в их коллектив сразу в трех качествах – вокалиста, ведущего и пародиста, – из театра я ушел. «Самоцветы» тогда были на пике популярности, ажиотаж вокруг них был немыслимый, от поклонников ограждала конная милиция. Конечно, оказаться среди них было здорово. А мой плюс еще и в том, что пародия тогда была жанром неизведанным. Талантливейший Витя Чистяков начал было, но рано погиб. И больше никто этим не занимался, ниша была свободна. Поэтому первый же мой эстрадный номер – «Осечка» (его написали Юрий Волович и Ярослав Хоречко) – имел бешеный успех. В нем я, ухаживая за девушкой, желая потрясти ее воображение кругом своего общения, звонил ей по телефону, говоря голосами разных известных людей – Высоцкого, Сличенко, Магомаева, Папанова, – от чего она обалдевала». («Владимир Винокур: "Я клоун, и это «звание» для меня самое почетное"»: интервью, «Теленеделя», № 48, 30 ноября 2016 г., глава «Артист».)
    В интервью, данном Владимиром Натановичем накануне 75-летнего юбилея, он вновь вспомнил и рассказал об удачном пародийном номере: «В «Самоцветах» я впервые почувствовал, что такое успех, ведь ансамбль собирал стадионы. Я выступал с номером «Осечка», который мне написали Юрий Волович и Вячеслав Хоречко. В нем парень, чтобы завоевать авторитет у понравившейся девушки, приглашает ее к себе в гости. Потом уходит к соседу и звонит на свой номер. Она берет трубку, а он разговаривает с ней голосами Высоцкого, Папанова и Сличенко – мол, они все его друзья. Сценка шла на ура». (И. Фомина, «Владимир Винокур: "Мне четырежды спасло жизнь чудо"»: интервью, «7 дней», № 14, 3-9 апреля 2023 г.) 
    «Пародии в исполнении Винокура, где он пародировал известных артистов (Николая Сличенко, Геннадия Хазанова, Владимира Высоцкого и др.) имели огромный успех у публики и в течение первых двух лет своей работы в «Росконцерте» артист обкатывал их на многочисленных эстрадных площадках по всей стране. Кроме этого, многие из них показывали по телевидению, выпускали на пластинках», – читаем в книге Ф. Раззакова «Аркадий Райкин. Смехоностальгия» (2016).
    Продолжим говорить о работе Владимира Натановича на эстраде. Ему приходилось не только пародировать поэта, но и пересекаться с ним в концертах.
    «Вот как вспоминает те октябрьские концерты 1977 года кандидат исторических наук, доцент Наталия Федорова:
    – В Казани появляются афиши концертов с участием Владимира Высоцкого. ОН среди многих участников этих сборных концертов, конечно, главный. Билеты во Дворец спорта – на то время это была самая большая площадка города – раскуплены. Я студентка второго курса историко-филологического факультета Казанского университета. Творчество Высоцкого люблю с восьмого класса школы. У меня тоже есть билет – пригласил одногруппник. Вскоре выясняется, что, кроме Дворца спорта, Высоцкий будет выступать в Молодежном центре. Как бы туда попасть? Я не помню как, но через знакомых мамы у меня появляется пригласительный на два лица в МЦ.
    Концерт во Дворце спорта оказался в моей череде первым и самым длинным. Там выступало много коллективов, артистов, но все ждали Высоцкого. Участвовал в том концерте и молодой Владимир Винокур. Конферансье, объявлявший его, оказал юмористу медвежью услугу:
    – А сейчас на сцене появится тот, кого все вы с нетерпением ждете. Итак, встречайте – Владимир… (пауза) Винокур!
    В зале – свист и топот. Каково выходить на сцену после такого?
    Высоцкий выступал на нерве. Он понимал, что сюда пришла самая разная публика: и те, кто его знает и любит, и те, кто знает его только по скандальным сплетням, и те, кто пришел просто "поглазеть"». (В. Урецкий, В. Гаранин, Г. Цыпцын, «Владимир Высоцкий в Казани», журнал «Казань», № 1, январь 2018 г.)
    Теперь подробнее поговорим о самой пародии Винокура на Высоцкого, вышедшей в конце 1979 года пластинке Владимира Натановича с записанной на ней этой самой пародией на поэта и реакции Владимира Семеновича на нее. Артист не раз рассказывал об этом в беседах с журналистами. Белорусский интернет-сайт «Советский район» sovadmin.gov.by разместил интервью Е. Чернобаевой «Владимир Винокур про Высоцкого, Гагарина, советский хоккей и анекдоты на первой полосе», в котором пародист признавался: «Когда-то я спародировал Высоцкого. Он: «Говорят, что делаешь на меня пародию. Она подпольная, что ли? Я ее никогда не видел». Я не мог ему сказать, что эту пародию постоянно вырезали, и ни в одной телепередаче ее не было. Только в пластинку «Пародия-80» она вошла».
    Больше подробностей узнаем из интервью Владимира Натановича газете «Московский комсомолец» (от 30 марта 2018 г., А. Мельман, «Заслуженный юморист всея Руси», глава «Говорят, в жизни я намного веселее, чем на сцене»):
    «А. М.: Было ли так, что кто-то очень сильно обиделся на вашу пародию? Есть же известный факт, как Высоцкий не принял пародию Хазанова на себя. Понятно почему: он же рвал сердце у всех на глазах, а тут выходит пародист и просто имитирует хрипатый голос. Высоцкий вообще пародию считал мелким, ничтожным делом.
    В. В.: Я помню, как отреагировал Владимир Семенович. А чуть попозже, в 1979-м, мне сказал его друг Леша Штурмин, который был мой учитель, сэнсэй по каратэ «Высоцкий про тебя сказал, что должен увидеть, как ты это делаешь, и оценить». Потом уж я объяснил и Высоцкому, и его другу Станиславу Говорухину, что делаю пародию на Владимира Семеновича, но ее во всех телепередачах вырезают. И тут, на мое счастье, в 79-м выходит пластинка, посвященная будущим Олимпийским играм в Москве, она называлась «Пародия-80». Вот там ничего не вырезали. Я подарил Высоцкому пластинку, но… через год Владимир Семенович ушел из жизни, и я перестал делать эту пародию. Я с огромным уважением относился к Высоцкому. Он был человеком протеста, его не жаловали власти, и в то же время они приглашали его на правительственные дачи и на концерты в прокуратуру… Он был и желанным, и изгоем – сложнейшая жизнь».
    После размещения 7 апреля 2018 года в социальной сети «ВКонтакте» vk.com (группа «Высоцкий Владимир Семенович») отрывка из приведенного выше интервью Владимира Натановича, пользователь Андрей Виноградов 10 апреля в комментариях написал: «Вероятно, Винокур ничего не знал в июле 1980 г. о предсмертном состоянии Высоцкого. Иначе бы не исполнил пародию на концерте в Кремлевском Дворце съездов, посвященном открытию Олимпиады. Знал ли Высоцкий об этом выступлении – неизвестно. Я помню тот июльский показ концерта на ТВ. Однако, хрип Винокура (под Высоцкого) настолько был утрирован, что исполнение пародии мне показалось скорее оскорбительным, а вовсе не дружеским посылом».
    В начале 2019 года Владимир Натанович был гостем программы Бориса Корчевникова «Судьба человека», выходящей на телеканале «Россия 1». В ней между ведущим и артистом состоялся диалог, в котором была затронута тема известных пародий Винокура.
   «В. Винокур: Да, это из пластинки. Пластинка называлась «Пародия-80». Она, эта пластинка, была, м-а-а, э, специально выпущена к, э, началу Олимпийских игр. И я там… В 79-м ее выпустили. Я там делал пародии на Папанова и на Хазанова – на «Кулинарный техникум», и на Володю Высоцкого. И, вот, я открою секрет, может, э-э-э, вы этого не знаете, а зрители – тем более: Владимир Семеныч своим друзьям говорил, что какой-то пацан, молодой артист, делает на меня пародию – я ни разу ее не видел.
    Б. Корчевников: Ага!
    В. В.: А как он мог видеть – вырезали все время! И вдруг на… Выходит пластинка, где не успели <вырезать пародию>. Я записал на «Мелодии» – и дали пластинку, пародию на Высоцкого. А я дружил с Севой Абдуловым. И он дружил с Володей Высоцким. А он мне говорит: «Давай подарим ему пластинку – и он тебя простит. Он на тебя зол, что он не знает даже, что это за пародия». Вот. И я при встрече на М…, Маяковке – мы там в кафе – я ему подарил. И он тут же в кафе – там же были эти…
    Б. К.: Да!
    В. В.: …Приемники с, с, э-э-э, с пластинками. Ему поставили, он послушал, говорит: «Норррррмально!» (подражает голосу В. Высоцкого). И всё. Принял меня. (Аплодисменты зрителей в студии.)». (Телеканал «Россия 1», «"Судьба человека" с Борисом Корчевниковым», гость программы – Народный артист России В. Н. Винокур, эфир – 13 января 2019 г.)
    В конце марта того же 2019 года в рамках юбилейного гастрольного тура популярный эстрадный артист выступал в Краснодаре. Накануне концерта Владимир Натанович побывал в студии телеканала «Кубань 24» в эфире программы «Арт. Интервью». Ведущая расспрашивала гостя в том числе о его знакомстве и дружбе с известными людьми. Анонс телепрограммы, вышедшей в эфир 1 апреля, гласил: «Владимир Винокур рассказал ведущей Екатерине Славянской о запретах на Высоцкого и награде из рук Юрия Гагарина».
    «В. В.: Ну, много было удивительных знакомств… И, вот, застал… Владимира Семеновича Высоцкого. Даже у нас была смешная история: мне его друг, значит, – был такой Сева Абдулов, Всеволод Абдулов, актер, – он играл как раз «Место встречи изменить нельзя», он снимался у Говорухина. А Говорухин тоже дружил с Высоцким. И вот Говорухин, потом, мой друг Штурмин Леша, у которого я занимался каратэ, и вот этот Абдулов – они мне говорят: «Семеныч обижается. Говорят, какой-то молодой пацан делает на меня пародии, а я не видел ни разу по телевидению!» А ее вырезали всегда: вот я – сделаю, все – оставляют, а ее – вырезают!
    Е. С.: Надо же! А с чем это было связано? Что за цензура такая?
    В. В.: Ну была цензура! Вот, хотя Высоцкого с удовольствием слушали и в прокуратуре, и в ЦК партии, а официально народу вырезали, не давали. Но мне повезло: в 79-м году вышла пластинка «Пародия-80», которая была к Олимпийским играм, на спортивную тему. Я делал там пародии на всех, читал монологи, всё. И вот там был этот номер, где я делаю <пародию> на Высоцкого. И они не заметили – и он прошел! И я подарил Владимиру Семеновичу – меня представили и он принял. Вот это была моя большая победа в жизни!
    К сожалению, мы недолго с ним пообщались, потому что в следующем году он умер. Вот.
    Я учился в институте на параллельных курсах, я – на музыкальном, он – на актерском, с Сашкой Абдуловым. Саня все время меня доставал. Он младше был и говорил: «Володь, познакомь меня с Севой Абдуловым – он дружит с Высоцким. Может мы родственники с ним?» Я говорю: "Саш (улыбается), из Ферганы у него нет родственников! Ты сделай так, чтобы меня Сева просил: «А познакомь меня с Сашей Абдуловым. Вдруг мы – родственники!»" И так и вышло, что Сашка стал очень популярным».
    20 января 2020 года страница «The City» на интернет-сайте «Яндекс Дзен» zen.yandex.ru размещает материал «Владимир Винокур о знакомстве с Высоцким и современном юморе» – видеоверсию беседы ведущего с известным артистом. Она несколько отличается от печатной версии интервью, отрывок из которого помещен ниже. Предлагаем читателя ознакомиться с расшифровкой воспоминаний Владимира Натановича.
    «Одно из самых личных интервью дал Владимир Винокур ведущему Александру Богуславскому. Артист, давно не дававший никому интервью, не смог отказаться прийти к нам в эфир. Что Винокур думает о проблеме коронавируса и запрета на концерты? Как он познакомился с Высоцким и кого из молодых стендап-артистов знает?
    А. Б.: А Вы с Высоцким дружили, общались или…?
    В. В.: Я с ним в очень странной обстановке познакомился. В то время, когда мы делали, там, пародии – Гена (Хазанов. – А. С.) делал пародию на Владимира Семеновича, и ему – не понравилось. Он очень возмущался, там, всё. А потом он сказал, что, в кругу друзей своих сказал, что, вот, есть такой молодой какой-то парень – он тоже меня передразнивает, там, делает пародию. Но я не слышал ни разу! А как он мог слышать, когда из всех программ – вырезали? То есть, если я делал, а его пародию – вырезали. Было такое. Но…
    А. Б.: Нельзя было показывать, вообще упоминать его (Высоцкого. – А. С.) на телевидении.
    В. В.: Да, да! Но к Олимпийским играм 80-го года я записывал пластинку, которая называлась «Пародия-80», где были монологи и пародии. И «проскочила» пародия на Высоцкого! И ко мне обратился Сева Абдулов – он дружил с Владимиром Семеновичем – и он говорит: «Вова, ну Володя так возмущался, там, что на него такие пародии. А, говорит, какой-то пацан делает молодой, а я – не слышал». Я говорю (улыбается): «Я подарю пластинку». Он говорит: «Давай я сделаю так, что ты подаришь ему!» И мы в «стекляшке», там, – площадь Пушкина, – там была «стекляшка» такая, кафе. Я пришел. Во-первых, он меня познакомил с Владимиром Семеновичем, и я принес пластинку (улыбается). Подарил, и удалось прослушать. И он (Высоцкий. – А. С.), когда услышал, говорит: «Принимаю!» (Винокур, улыбаясь, делает жест – протягивая правую руку для пожатия.) Я просто хочу сказать: да, я притронулся к великому, потому что я его очень любил, Владимира Семеновича».
    О пародии и о знакомстве с Владимиром Семеновичем артист рассказал в интервью «"Самое страшное, когда ты говоришь, а нет отдачи": Владимир Винокур – о работе в пандемию», размещенном 19 ноября 2020 года на сайте «The Сity» thecity.m24.ru. В главе «О Высоцком» читаем: «Раньше я ходил на все премьеры Станислава Говорухина. Во-первых, потому что мы с ним дружили и были соседями по даче. Я обожал его как режиссера и как человека. Мне было приятно, что он к тому же дружил с Высоцким. Я же с ним познакомился в очень странной обстановке. В кругу своих друзей он сказал, что есть молодой парень, который делает на него пародии, но он их ни разу не слышал. А как он мог слышать, когда их из всех программ вырезали? Нельзя было его имя упоминать на телевидении. Но к Олимпийским играм 1980 года я записал пластинку «Пародия-80», куда как раз вошла пародия на Высоцкого. Ко мне обратился Сева Абдулов, он дружил с Владимиром Семеновичем, и предложил сделать так, чтобы я подарил ему свою пластинку. Я пришел в кафе, подарил ее Высоцкому. Он послушал ее и сказал: «Принимаю». Да, я притронулся к великому. Очень его любил».
    Летом 1980 года Владимир Натанович был участником Культурной программы XXII летних Олимпийских игр, проходивших в Москве, развлекая гостей и участников соревнований пародиями на известных актеров и певцов. В число пародируемых попал, конечно же, и Владимир Высоцкий, на мотив песни «Москва – Одесса» которого Винокур пел хриплым голосом, пытаясь подражать поэту, следующие сатирические куплеты:

                Ищу билетик лишний я три дня,
                Поддавшись олимпийскому угару.
                Нет на трибунах места для меня,
                А тут мне скажут: лезет он с гитарой!
                Гимнастику люблю, но там – содом.
                На корты не пройти – людская стенка.
                Я не могу попасть на ипподром, –
                Билеты закупил туда Сличенко.
                На штангу пробиваюсь я с утра,
                В бассейн не попаду, хотя он рядом.
                Свободен только сектор для ядра.
                Там наших нет, и мне туда не надо.
                Ну что за невезучая судьба!
                Забиты стадионы спозаранку!
                И я иду, куда несет толпа,
                И попадаю с нею… на Таганку!

    Именно эта песенка записана на пластинке артиста «Владимир Винокур. Пародия-80», вышедшей в конце 1979 года, представляющей слушателям цикл пародий на популярных певцов и актеров: Бориса Штоколова, Анатолия Папанова, Муслима Магомаева, Владимира Высоцкого и других. Что касается пародии на Владимира Семеновича, на оборотной стороне конверта читаем: «Авторы пародии Г. Минников, А. Левин. Запись из концертного зала, 1979 г., фортепиано – Л. Оганезов».
    Пианист, композитор Левон Оганезов в интервью (2012) биографу поэта Марку Цыбульскому (США) (сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru) рассказал: «В 1980 году мы с Винокуром готовили новую программу для болгар, так они попросили, чтобы была пародия на Высоцкого. Это уже знак высшей признательности. Если на тебя делают пародию, значит, тебя хорошо знают. Володя был уже невероятно популярен, но мы не воспринимали его каким-то особенным. Живет человек рядом с тобой, ходит… Такой, как все. Только после смерти мы поняли, что он великий». («О Владимире Высоцком вспоминает Левон Саркисович Оганезов».)
    Немного об авторах пародии. Григорий Лазаревич Минников (Розенгольц) (12. 12. 1925 – 17. 12. 1979), бакинский драматург эстрады, конферансье, автор монологов для А. Райкина, Е. Петросяна, фельетонов, интермедий. Скончался и похоронен в Москве.
    Альберт Ильич Левин (20. 11. 1934 г. р., Ростов-на-Дону), писатель-сатирик, драматург эстрады, поэт, монологи которого также широко исполнялись с эстрады, по радио и телевидению такими популярными артистами, как А. Райкин, А. Шуров и Н. Рыкунин, Б. Бенцианов, Б. Брунов, Г. Хазанов (Лукачер), В. Винокур, Е. Петросян, К. Новикова (Герцер) (многим известен рассказ Левина «Тетя Соня» в ее исполнении), Е. Шифрин, Я. Арлазоров (Яков Шульруфер). Часто выступал сам со своими монологами. С середины 1990-х проживает в США.
    Пластинка в конвертах с различными изображениями выдержала четыре издания Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия» в 1980-81 гг. и пользовалась огромной популярностью у слушателей.
    О качестве же пародийного «материала» читатель пусть судит сам.
    Уверен: далеко не каждому читателю известно, что пародия Винокура на Высоцкого стала предметом ни много ни мало научного исследования ученых-гуманитариев! Журнал «Новый филологический вестник» (№ 3 (66), 2018 г.) на девяти страницах публикует работу москвичей – историков, филологов и юристов А. Б. Безбородова, Л. С. Белоусова, Ю. В. Даманского, Н. Л. Пешина и П. П. Шкаренкова «Номер Владимира Винокура «Пародия-80» как начало формирования системы "Биографический миф Владимира Высоцкого и миф Московской Олимпиады"».
    В аннотации к ней сказано: «В статье рассматривается непосредственно связанное с мифом Московской Олимпиады 1980 г. одно из проявлений биографического мифа Владимира Высоцкого – пародии Владимира Винокура. Излагается теория биографического мифа как такового, описывается собственный миф Одимпиады-80 в Москве, на основе чего анализируется небольшой песенный номер, представляющий из себя оригинальный ролевой текст, исполненный Винокуром на несколько измененную мелодию песни Высоцкого «Москва-Одесса» голосом, который имитирует голос Высоцкого. Анализируются те элементы пародийного текста, которые так или иначе соотносятся с биографическим мифом Высоцкого: это и отсылки к песне-источнику, и узнаваемый голос, и упоминание Театра на Таганке и гитары… Параллельно рассматриваются фрагменты из тех стихотворений, посвященных памяти Высоцкого, в которых упоминается гитара. Отмечается, что в тексте пародии Винокура можно увидеть и метафизический смысл, связанный с положением субъекта-объекта пародии в советской культуре. Делается вывод о важности самого факта появления данной пародии в контексте предстоящей в Москве Олимпиады. Восприятие публикой и самого этого факта, и текста пародии отчетливо распадается на время до Олимпиады и на время после Олимпиады, еще точнее – до 25 июля 1980 г. и после этого дня. До 25 июля, до дня смерти Высоцкого, пародия воспринималась еще как один из немногочисленных фактов появления песен Высоцкого на носителях, представляющих официальную культуру. После же 25 июля пародия Винокура стала восприниматься как невероятная нелепость, как проявление гротеска, рожденного в симбиозе искусства и жизни. В итоге между художественным миром и физической реальностью складываются отношения, благодаря которым и формируется биографический миф».
    «С пародийными номерами в добрую память о великих Анне Герман, Владимире Высоцком, Людмиле Гурченко и других знаменитостях, чьи песни будут звучать еще долгие годы, выступают артисты Государственного театра пародий под руководством Владимира Винокура». (Интернет-сайт ПЛН «Сцена» m.pln24.ru, 18 февраля 2019 г., «О русском мате, отношениях с тещей и современной эстраде расскажет псковичам Владимир Винокур».)
    11 апреля 2019 года на интернет-сайте «Мичуринск.RU» michurinsk.ru размещена статья Г. Климанова «Владимир Винокур выступил в Мичуринске с новой программой и омоложенным составом театра пародий». Из нее мы узнаем: «Трогательный номер «Воспоминания», который еще не был показан на центральном телевидении, и за которым, по словам юмориста, «охотится» ведущая телепрограммы «Аншлаг» Регина Дубовицкая, на самом деле к юмору и пародии отношения не имеет. Это номер-посвящение великим артистам, ушедшим из жизни – Леониду Утесову, Андрею Миронову, Людмиле Гурченко, Владимиру Высоцкому. На экране – знакомые лица, на сцене – Винокур и его замечательные артисты. Они без грима. Цель – как можно идентичнее, правдивее передать вокальные интонации звезд эстрады советского периода. Удивительно мощно и красиво спел Владимир Винокур…»
    «Для нас это легенды и кумиры, а для Владимира Винокура они были друзьями: Леонид Утесов, Андрей Миронов, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон, Владимир Высоцкий, Людмила Гурченко, Муслим Магомаев, Анна Герман, Эдуард Хиль, Валерий Ободзинский и др.» (Интернет-сайт «Тульские новости» newstula.ru, 17 октября 2021 г., «Владимир Винокур о концерте в Ясной Поляне: Для нас честь выступать для такого зрителя»: интервью.)
    31 марта 2023 года Владимиру Натановичу исполнилось 75 лет. К этой юбилейной дате телеканал ОТР (Общественное телевидение России) представил зрителям программу «Моя история. Владимир Винокур». Ведущий Дмитрий Кириллов расспросил артиста о его жизни, творчестве, памятных встречах, случившихся за время долгой работы на эстраде. Зашел разговор и о знаменитой пародии Винокура на Владимира Семеновича…
    «Д. К.: Высоцкий оценил! Вот тоже!
    В. В.: Это ре…, редкий был случай. Это видно – случай был. Я в студенческие годы общался очень с Абдуловым Севой. Сева был друг Высоцкого. И мне еще в институте, когда мы учились, на курс ниже учился, на драматическом отделении, Сашка Абдулов. И он мне говорит: «Володь! Ты в общежитие к тебе приходил Сева: Абдулов… Ты с ним дружишь? Он же – друг Высоцкого! А вдруг мы родственники? Спроси, нет у  него родственников?» Я говорю: «В Фергане? (Улыбается.) В Фергане – не много евреев там!», – я говорю. – «Ты поспрашай там, нету?» Я говорю… Севка-то еврей был. Вот…
    Д. К.: Ага!
    В. В.: Вот, а он говорит: «Ну, что ж делать? Как с ним познакомиться?» Я говорю: «Ты сделай очень просто. Ты сделай так, чтобы потом Сева меня просил: "А познакомь меня с Сашей Абдуловым!"» И когда он стал популярным, Сашка, я говорю: «Ну, как?»
    Д. К.: Получилось!
    В. В.: Он говорит «Мы дружим с Севкой!»
    А Сева мне сказал как-то – я уже был популярным, всё, – он мне говорит: «Володя Высоцкий очень обиделся», – говорит. Это в 1979 году. Я готовил как раз пластинку «Пародия-80» на…
    Д. К.: «Мелодии».
    В. В.: На «Мелодии», да. А Севка говорит: «Вот, Володя обиделся. Там что-то Гена Хазанов делал на него пародию и как-то не, э-э-э, текст ему не понравился… Высоцкий сказал: «Какой-то молодой пацан делает на меня пародию, но я ни разу не слышал». А как он может услышать? Вырезали из телезов…, телевизионных программ. А на пластинку – они прозевали, вошла пародия в пластинку. Это как раз «Знакомство». Помнишь…
    Д. К.: Да, да, да!
    В. В.: …У меня был номер, где я звонил по телефону: «Володя, гдеее, там, бэдэ! Я в ГУМе, тэээ!» (Пытается подражать голосу Высоцкого.) Я не помню точно, но есть, с пластинки можно снять.
    (Звучит отрывок пародии.)
    И мы встретились в «стеклящке» там, на Пушкинской, в кафе…
    Д. К.: В кафе!
    В. В.: Был Владимир Семенович, как раз Станислав Говорухин…
    Д. К.: Они ж дружбаны были! Да!
    В. В.: …И Севка. Ну, как – «Вертикаль»!
    Д. К.: Да, да, да!
    В. В.: И потом – «Место встречи…» Короче говоря – прям радиола стоит. Поставили. Он послушал, говорит: «Ну, шо? Нормммальноооо!» (Вновь пытается пародировать голос Высоцкого.) И – бум! (Улыбается.) Мы посидели так… Я никогда не забуду этот вечер! Я чувствовал себя, в общем-то, новорождённым. Вот…
    Но к сожалению на следующий год Владимир Семенович ушел…
    Д. К.: Но это стало частью, часть истории!
    В. В.: Да, да, да!»
    Судя по рассказам Владимира Натановича, собранным в этой главе, его личная встреча с поэтом была единственной.
    По поводу «телемемуаров» Винокура журналист Олег Савицкий писал: «Где-то месяц назад, включив канал ОТР, я увидел юбилейную передачу, посвященную Владимиру Винокуру. Популярный пародист пел голосом, похожим на голос Высоцкого. В послесловии Винокур рассказал, как показывал эту песню самому Высоцкому, и она ему понравилась. По словам только начинавшего тогда свой эстрадный путь артиста, «у него выросли крылья». Шел 1979 год, очень насыщенный для Высоцкого различными событиями, и больше с Винокуром они не встречались.
    Мне захотелось еще раз послушать пародию Винокура, но в Яндексе ее почему-то не оказалось…
    …А пародию Винокура я все же нашел – на MAIL.RU. Видимо, она должна была звучать во время Олимпиады, и сюжет там соответствующий. Ее герой не может достать билет на ипподром, потому что их все «скупил Сличенко». И неожиданная кода: "И я иду, куда несет меня толпа, и попадаю с нею на Таганку!"» (О. Савицкий, «Пародия или компромат?», «Литературная Россия», № 16, 28 апреля 2023 г.)
    Несколько любопытных читательских откликов на материал, написанный журналистом, и ответ самого автора.
    М. Каришнев-Лубоцкий:, 29 апреля 2023 г.: «Ну и как пародировать Высоцкого? Какого именно Высоцкого? Любые попытки, по моему мнению, будут обречены на неудачу».
    О. Савицкий, 29 апреля 2023 г.: «Там больше о содержании, цели пародии. Конечно, и Винокуру далеко до Высоцкого. Но его хотя бы слушать можно. Я это не слышал раньше почему-то».
    Николай Денисов, 29 апреля 2023 г.: «Винокуру вообще нечего делать на сцене: не артист, а просто кривляка. Высоцкий – эпоха в песенном творчестве России. И пародировать его не надо».
    Лосев, 2 мая 2023 г.: «Вот с Николаем Денисовым соглашусь. Что касается шутов, то все актеры – шуты. И здесь Высоцкий ничем не отличается от Винокура. Оба – шуты. Только и всего».
    Евгений Клюзов, 2 мая 2023 г.: «Уважаемый г-н Лосев! Давайте порассуждаем: через 43 года после ухода со сцены г-на Винокура (дай ему Бог здоровья!), будет ли кто-нибудь вспоминать «шута Винокура»? Да, Высоцкий – шут и скоморох! И «шуты» очень сильно отличаются друг от друга, впрочем, как и "писатели"».(Опубликовано на интернет-портале еженедельника «Литературная Россия» litrossia.ru.)
    Конец главы «Владимир Винокур – о Владимире Высоцком».


Рецензии