Снова Переделкино
Прошло чуть больше трех лет, и я снова оказался в
Переделкино, где по соседству с дачей генерал-фельдмаршала
Паулюса жил и работал Евгений Игнатьевич Прочко - известный конструктор
в области наземного транспорта,историк техники, научный
сотрудник Центрального музея Советской армии, который
начал новый отсчет исследований по творчеству Дыренкова.
Он под руководством генерального конструктора Н.Н. Астрова
написал цикл статей о начале творческого пути
Н.И.Дыренкова по созданию бронетанковой техники. Статьи эти
были как гром среди ясного неба - полвека забвения, и вдруг
снова Н.И.Дыренков.
Кроме общего интереса к повествованию Прочко о первопроходцах
отечественной бронетехники, моё внимание привлёкли его исследования
применения технических решений Дыренкова в конструкциях немецких
супертанков конца войны, и, в частности, особенности конструкции
крепления башни танка "Мышёнок" к корпусу танка.
Тогда я был, вообще говоря, не согласен с его выводами. К
тому времени у меня уже был опыт исследований по истории
техники, и мне не раз приходилось анализировать ситуации,
когда к одним и тем же решениям в разных странах
изобретатели приходили независимо друг от друга. Но Прочко
настаивал, особенно применительно к конструкции супертанка
«Мышонок», на прямом заимствовании элементов крепления башни
и некоторых других деталей у Н.И.Дыренкова, подтверждая
свое видение тем, что в первый период войны большое
количество советской боевой техники было захвачено в
качестве трофеев, и все лучшее было тщательно изучено и
использовано.
Прошло немало лет, прежде чем полностью
подтвердилась правота Е.И.Прочко. Настало время, и открылись
удивительные моменты творчества Н.И.Дыренкова. Именно
его технические решения, изобретения лежат в основе
отечественных танков, а тогда в тридцатые годы даже многие
отдельные компоненты были названы его именем: «башня
Дыренкова», «броня серии Д» (Дыренков), «снаряды Дыренкова».
Что касается башенного вооружения, то башни Дыренкова
были унифицированы для всей бронетанковой техники ЗО-х
годов и производились тысячами: для танков Т-26 и БТ-7,
усиленный вариант, а для пушечных бронеавтомобилей -
облегченный. Его принципы башенного вооружения нашли
применение и в Военно-морском флоте, как впрочем, и
гетерогенная броня.
Одна история, рассказанная Е.И.Прочко, выглядела как-
то уж совсем необычно, но через много лет мне удалось вновь
столкнуться с ней в Интернете. Прочко рассказал:
- Однажды в ОКБ Н.И.Дыренкова в бытность его на
Ижоре прибыл представитель Наркомата обороны с секретным
письмом и сообщил, что в Наркомате обеспокоены появлением
в США нового броневика с особой конфигурацией броневых
листов, обеспечивающей лучшие защитные свойства, и показал
фотографии, где в разных ракурсах был снят американский
бронеавтомобиль.
Дыренков и бровью не повел, сказал, что
способность наклонной брони лучше отражать поражающие
бронебойные средства - это не такая уж новость, и что
подобный броневик уже в разработке. Потом, немного
подумав, добавил:
- Завтра к обеду можно будет посмотреть опытный
экземпляр.
Никакого опытного образца нового броневика не было и в
помине, но уступать Америке Дыренков не собирался. Пришлось
пожертвовать собственным автомобилем. Сначала был
демонтирован корпус машины (в то время несущий кузов был
еще неизвестен, и все элементы, в том числе и корпус,
крепили к несущей раме), потом из фанеры была сделана
выкройка броневых листов, примерена, по выкройке были
вырезаны броневые листы и за одну ночь сварены и
закреплены на раме. Самой сложной задачей было успеть
высушить краску к приходу эксперта. Все было готово
вовремя. Представитель Наркомата обороны был удовлетворен
увиденным, а Николаю Ивановичу пришлось раздобывать другой
автомобиль. Броневик этот получил свой индекс Д-8,
участвовал в парадах, в приграничных боестолкновениях.
Вдруг взгляд Евгения Игнатьевича упал на мою папку с бумагами и
он спросил: "Что там у вас,материалы о Дыренкове?". "Да,- ответил я
- хотите посмотреть?". Прочко пролистал бумаги, сделал записи, кое-что
скопировал. С большим интересом начал изучать описание к изобретению
Дыренкова "Патент России №16694"
- откуда это у Вас?
- из Ленинской библиотеки, нашёл в открытом доступе. Вам знакома это
техническое решение? Это "коробка передач для автомотрис, обслуживающих
вспомогательный железнодорожный транспорт".
- довольно странная формулировка.
- вспомогательный железнодорожный транспорт - это, я думаю, мото броне
вагоны.
- тогда понятно. Эта коробка передач мне более чем знакома, вот уже
пару лет я занимаюсь её обслуживанием. Она установлена в моём
снегоходе. Я был разработчиком снегохода "Буран" и участником
испытательного пробега вокруг Байкала на снегоходах, которые
производятся в Рыбинске.
- вот это да! Я был в Рыбинске в краеведческом музее там в экспозиции
есть этот снегоход, но я себе представить не мог, что в его конструкции
использованы изобретения Дыренкова, и никто, верите ли никто в музее
даже словом не обмолвился, хотя рядом отдельная экспозиция о Дыренкове.
- тоже и я, вот изучаю творчество конструктора Дыренкова, а то, что
испытывал его изобретения просто поверить не могу. Все-таки надо
признать, что изобретательский уровень понимания техники, умение
проводить оценку изобретательского концепта - это нечто иное, чем
простая конструкторская версия анализа работоспособности системы. Это,
как говорят в Одессе, - "две большие разницы".
- ну и как? Надежная трансмиссия?
- куда там! Надёжней не бывает. Байкал же, зима, ледяные торосы
обледенелые берега, валуны, всё прошли. По окончании пробега все
участники получили в качестве приза снегоход, ну и мне конечно
достался.
- а Вам известны ещё применения этой трансмиссии и других разработок
Николая Ивановича?
- да они кругом: от инвалидных колясок для инвалидов и ветеранов войны
до маневровых тепловозов Муромского тепловозостроительного завода,
правда там дополнительно применена гидромуфта для улучшения тяговой
характеристики локомотива.
- а чем Вы объясняете такой широкий спектр применения?
- думаю дело в том, что Дыренкову удалось решить вековую техническую
задачу. Традиционное расположение двигателя предполагает продольную
схему: ось вращения коленчатого вала двигателя параллельна продольной
оси симметрии машины. А чтобы передать крутящий момент от двигателя на
отбойный вал локомотива или на главный вал коробки передач танка что
нужно? Нужно повернуть крутящий момент на 90 градусов, что с
необходимостью требует применения конической пары. Она то и делает
трансмиссию ненадёжной. Ось конической шестерни работает на изгиб, как
консоль, отсюда и знакопеременные нагрузки, и усталость металла, и, как
следствие, возникает разрушение - излом. Есть несколько способов
избежать в кинематической схеме трансмиссии конической пары - это
поперечное расположение двигателя, например.В своих тепловозах
поперечное расположение двигателя Дыренков применял ещё до войны А ещё
один путь решения вопроса - это применение червячной пары.
Такая трансмиссия и установлена на снегоходе, и как я теперь от Вас
узнал, она тоже изобретена Н.И.Дыренковым.
- "вековая техническая задача", - несколько помпезно звучит!
- отнюдь,так оно и есть. Двигатель с искровым зажиганием, работающий
по "циклу Отто" был изобретен в 1801 году, но его применение в
наземном транспорте потребовало более ста лет эволюции изобретений в
конструкции трансмиссий и технологий их изготовления. Зубчатое колесо -
это целый клад для изобретателей и технологов, вот Дыренков и открыл
этот ящик Пандоры. Интересная деталь. М.И.Кошкин, прежде чем отправится
в Харьков заниматься средними танками, был главным инженером в КБ
Дыренкова. Он окончил Ленинградский "политех" и защищал там диплом по
теме: "Коробка передач среднего танка". А другой ученик Дыренкова В.А.
Малышев защищал свой диплом в Москве, в Бауманском институте. Тема
диплома: "Тепловоз мощностью 2000л.с." Ключевой момент диплома - расчёт
коробки передач постоянного зацепления зубчатых колёс в соответствии с
изобретением Н.И. Дыренкова. Даже в этом примере непосредственно видно,
что ни у кого нет права на последнее слово. Каими бы ни были нынешние
достижения, следующие будут ещё выше, изобретатели пойдут ещё дальше.
- У меня сложилось впечатление, что именно благодаря Всемирному
конкурсу тепловозов, объявленному В.И. Лениным, и возникшему
разнообразию технических решений сложился очень высокий уровень
танкостроения в нашей стране.
- такая точка зрения правомерна, но не следует сужать проблему,
так как пришлось решать много параллельных задач, прежде всего в
области технологий.
- это очень интересно, расскажите, пожалуйста, об этом, если Вам
что-нибудь известно.
- прежде всего, хочу отметить применение технологии штамповки для
изготовления корпуса танка. Корпус, с разнообразными элементам для
крепления оборудования танка, изготовляли за одну операцию штамповки на
крупногабаритном штампе. А вот для изготовления корпусов
бронеавтомобилей это было невозможно. Броневые листы корпуса
бронеавтомобилей соединяли сваркой и удалось применять сварку на очень
высоком уровне. общая длина непрерывного сварного шва на
бронеавтомобиле Д-13 составляла почти 120 метров. Ни та, ни другая
технология так и не были освоены немецкими инженерами, как не удалось
им реализовать технологию сварки броневых листов О.Патона, который
применил электросварку под слоем флюса.
- а есть ли в Вашей памяти какое – нибудь техническое
решение Дыренкова которое было применено во время войны
немецкими конструкторами.
- да, конечно. Прежде всего, я хотел бы вернуться к способу
крепления башни, предложенному Н.И. Дырекновым - это особо прочное
крепление башни к корпусу. Дыренков применил специальный башенный
подшипник, состоявший из двух рядов роликов, взаимно
перпендикулярных друг к другу, располагавшихся по кругу. Башня
опиралась на горизонтально расположенные роликоподшипники, а от
других боковых внешних воздействий, например, взрывной волны, защищали
подшипники вертикального ряда. Немцы применяли это на своих
супер танках. Эту техническую систему даже можно увидеть на танке
«Мышонок» в Музее бронетанковой технике в Кубинке. В первое воскресение
сентября, в "День танкиста" музей открыт для посещения. Попыток
использовать наши технические решения было много, но не обладая
технологиями, порой невозможно воспроизвести в металле даже на вид
простое техническое решение. Конструктор создавая свой технический
элемент должен предвидеть технологическое решение, а технолог неминуемо
должен влиять на особенности элементов конструкции, тут квинтэссенция
должна быть, и достигнуть её - это мучительный много раз повторяющийся
циклический процесс. Копировать чужую технику - это в ряде случаев
означает, что нужно копировать чужую историю,даже так можно сказать,
а этого сделать нельзя.
Вопрос о «танке Дыренкова» привел Прочко в замешательство:
- скорее всего, была такая традиция - называть машины
именем изобретателя, но ничего конкретного о танках конструкции
Н.И.Дыренкова сказать не могу, не знаю. Если кто-то и
может что-то знать, так это Аркадий Константинович Фрумкин,
заведующий кафедрой автомобилей в МАДИ.
- спасибо, знаю этот музей, обязательно посмотрю, если в
башню разрешат залезть, но главное - это в МАДИ, к Аркадию
Константиновичу Фрумкину надо попасть.
P.S. Многих удивляет в судьбе Дыренкова его появление, казалось
бы ничем не обоснованное, среди пионеров танкостроения, создателей
автобронетанковой техники. Но здесь есть три очень важных
обстоятельства.
1. Прежде чем заниматься танками и бронемашинами, Н.И. Дыренков,
будучи изобретателем Ж/Д транспорта, занимался созданием вооружений
для Железнодорожных войск (ЖДВ)и весьма продвинулся на этом поприще,
создав мото-броне дивизионы Ж/Д базирования. Эти технические системы
включали в себя автомотрисы и броневагоны Дыренкова: Д-1, Д-2 и Д-3,-
с разнообразным вооружением, гетерогенной бронёй и с наклонными
броневыми листами.
Для большинства людей само существование железнодорожных
войск - это "терра инкогнито",а об их вооружениях и говорить не
приходится. В памяти обычно всплывают боронепоезда революционных времён.
Отчасти, поэтому и сложилось ложная картина относительно творчества
Дыренкова. Мотоброневагоны Дыренкова провоевали всю войну и, фактически,
простояли на вооружении более 30 лет.
2. Рассмотрим изобретения Дыренкова. Он является изобретателем
коробки передач, которая применялась и в броне вагонах и на тепловозах.
Автор этих строк изучал эти коробки передач для танков и других
машин. Речь идёт о коробках передач постоянного зацепления зубчатых
колёс с включением передачи на главном валу с помощью зубчатой
реверсивной муфты. Здесь описано сразу 2 изобретения Дыренкова:
кинематическая схема "трёхвальная, с промежуточным валом и зубчатая
муфта для включения рабочей шестерни на главном валу. Изобретения эти
были оформлены как "коллективное изобретение" в качестве автора
было указано Тепловозное бюро НКПС. Только обратившись в
Патентное ведомство США мне удалось установить авторство Дыренкова. Во
время войны ученик Дыренкова Н.Л. Духов создал, используя эти 2
изобретения, унифицированную коробку передач для всех отечественных
танков, которую мне и пришлось изучать на военной кафедре в институте.
Но тогда, в 1968 году.я ничего не знал о том, что я изучаю изобретения
своего деда. Благодаря своим изобретениям Дыренков мог создавать любые
транспортные машины от снегоходов до тепловозов. С помощью своих
трансмиссий Дыренков переработал ранее известные машины и механизмы
для использования двигателей внутреннего сгорания.
3. И совсем уж удивительная история открылась мне совсем недавно.
Один из авторов проза.ру - Владлен Дорофеев - опубликовал очерк о
Севастяьне Севастьяновиче Вальднере. Вальднер имел музыкальное
образование,он окончил консерваторию по классу скрипки.
Корнями он из Германии. "В семье Вальднера, если точно, то фон
Вальднера, до сих пор сохранились уникальные документы: грамоты на права
владения землями их предками — эльзасскими немцами. В зарубежной печати
сейчас часто мелькают сообщения, что английский наследный принц Чарльз
(теперь, волею судеб, Король Англии) нередко предпочитает обществу
времяпрепровождение с баронессой фон Вальднер в её поместьях. Речь идёт
о прямой родственнице талантливого российского изобретателя, предки
которого приехали на службу русскому императору после Великой
французской революции…" (Владлен Дорофеев).
Во время Великой Октябрьской Социалистической революции
революции вместе с командиром роты Матисоном и другими солдатами
переходит на сторону красных. Вместе с командиром 1919 году на Ижорском
заводе они создают бронедрезину с коробкой передач системы МатВаль
(Матисон Вальднер) и прямо с завода отправляются на Восточный фронт
воевать с Юденичем. Встречались ли они с Дыренковым на Восточном фронте?
Неизвестно. Но уже позднее в Москве в ЦПКиО им. Горького была собрана
действующая модель монорельсового аэропоезда С.С. Вальднера, которая
работала в качестве общедоступного аттракциона. Н.И Дыренков несколько
раз водил своих детей в ЦПКиО им.Горького, чтобы прокатиться на
аэропоезде. В нашей семье эти воспоминания и впечатления были живы в
памяти и рассказах детей Дыренкова: моей мамы Ирины и её брата Николая.
На Ижорском заводе в 1919 году было организовано, по инициативе
Ф.Э.Дзержинского, КБ МатВальбюро. Нельзя не видеть, что возникшее там же
на Ижоре, но уже в системе УММ РККА в 1928 году, КБ Дыренкова, было
прямым продолжением КБ Вальднера и Матисона. К большому сожалению,
Матисон умер в 1920 году.
И Дыренков, и Вальднер были научными сотрудниками или, как тогда
говорили, "спецами" НКПС и, конечно, были лично знакомы. "Гора с горой
не сходятся, а человек с человеком обязательно встретятся". Чего уж
говорить о гениях. Они разминуться не могут.
Читаю, другой раз, бред про Дыренкова, и одна мысль в голове: "До
чего же деградировали наши "историки"". Молюсь за Вас, мои читатели.
На фото: Евгений Игнатьевич Прочко.
Свидетельство о публикации №122100400635