Снова Переделкино

               
               
                Прошло чуть больше трех лет, и я снова оказался в
          Переделкино, где по соседству с дачей генерал-фельдмаршала
          Паулюса жил и работал Евгений Игнатьевич Прочко - известный конструктор
          в области наземного транспорта,историк техники, научный
          сотрудник Центрального музея Советской армии, который
          начал новый отсчет исследований по творчеству Дыренкова.
          Он под руководством генерального конструктора Н.Н. Астрова
          написал цикл статей о начале   творческого пути
          Н.И.Дыренкова по созданию бронетанковой техники. Статьи эти
          были как гром среди ясного неба - полвека забвения, и вдруг
          снова  Н.И.Дыренков.
                Кроме общего интереса к повествованию Прочко о первопроходцах
          отечественной бронетехники, моё внимание привлёкли его исследования
          применения технических решений Дыренкова в конструкциях немецких
          супертанков конца войны, и, в частности, особенности конструкции
          крепления  башни танка "Мышёнок" к корпусу танка.

                Тогда я был, вообще говоря, не согласен с его выводами. К
          тому времени у меня уже был опыт исследований по истории
          техники, и мне не раз приходилось анализировать ситуации,
          когда к одним и тем же решениям в разных странах
          изобретатели приходили независимо друг от друга. Но Прочко
          настаивал, особенно применительно к конструкции супертанка
          «Мышонок», на прямом заимствовании элементов крепления башни
          и некоторых других деталей у Н.И.Дыренкова, подтверждая
          свое видение тем, что в первый период войны большое
          количество советской боевой техники было захвачено в
          качестве трофеев, и все лучшее было тщательно изучено и
          использовано.
               
                Прошло немало лет, прежде чем полностью
          подтвердилась правота Е.И.Прочко. Настало время, и открылись
          удивительные  моменты творчества Н.И.Дыренкова. Именно
          его технические решения, изобретения лежат в основе
          отечественных танков, а тогда в тридцатые годы даже многие
          отдельные компоненты были названы его именем: «башня
          Дыренкова», «броня серии Д» (Дыренков), «снаряды Дыренкова».
          Что касается башенного вооружения, то башни Дыренкова
          были унифицированы для всей бронетанковой техники ЗО-х
          годов и производились тысячами: для танков Т-26 и БТ-7,
          усиленный вариант, а для пушечных бронеавтомобилей -
          облегченный. Его принципы башенного вооружения нашли
          применение и в Военно-морском флоте, как впрочем, и
          гетерогенная броня.
 
                Одна история, рассказанная Е.И.Прочко, выглядела как-
          то уж совсем необычно, но через  много лет мне удалось вновь
          столкнуться с ней в Интернете. Прочко рассказал:

                - Однажды в ОКБ Н.И.Дыренкова  в бытность его на
          Ижоре прибыл представитель Наркомата обороны с секретным
          письмом и сообщил, что в Наркомате обеспокоены появлением
          в США нового броневика с особой конфигурацией броневых
          листов, обеспечивающей лучшие защитные свойства, и показал
          фотографии, где в разных ракурсах был снят американский
          бронеавтомобиль.

                Дыренков и бровью не повел, сказал, что
          способность наклонной брони лучше отражать поражающие
          бронебойные средства - это не такая уж новость, и что
          подобный броневик уже в разработке. Потом, немного
          подумав, добавил:
 
                -  Завтра к обеду можно будет посмотреть опытный
          экземпляр.

                Никакого опытного образца нового броневика не было и в
          помине, но уступать Америке Дыренков не собирался. Пришлось
          пожертвовать собственным автомобилем. Сначала был
          демонтирован корпус машины (в то время несущий кузов был
          еще неизвестен, и все элементы, в том числе и корпус,
          крепили к несущей раме), потом из фанеры была сделана
          выкройка броневых листов, примерена, по выкройке были
          вырезаны броневые листы и за одну ночь сварены и
          закреплены на раме. Самой сложной задачей было успеть
          высушить краску к приходу эксперта. Все было готово
          вовремя. Представитель Наркомата обороны был удовлетворен
          увиденным, а Николаю Ивановичу пришлось раздобывать другой
          автомобиль. Броневик этот получил свой индекс Д-8,
          участвовал в парадах, в приграничных боестолкновениях.               
               
                Вдруг взгляд Евгения Игнатьевича упал на мою папку с бумагами и
          он спросил: "Что там у вас,материалы о Дыренкове?". "Да,- ответил я
          - хотите посмотреть?". Прочко пролистал бумаги, сделал записи, кое-что
          скопировал. С большим интересом начал изучать описание к изобретению
          Дыренкова "Патент России №16694"

          - откуда это у Вас?

          - из Ленинской библиотеки, нашёл в открытом доступе. Вам знакома это
          техническое решение? Это "коробка передач для автомотрис, обслуживающих
          вспомогательный железнодорожный транспорт".

          - довольно странная формулировка.

          - вспомогательный железнодорожный транспорт - это, я думаю, мото броне
          вагоны.
 
          - тогда понятно. Эта коробка передач мне более чем знакома, вот уже
          пару лет я занимаюсь её обслуживанием. Она установлена в моём
          снегоходе. Я был разработчиком снегохода "Буран" и участником
          испытательного пробега вокруг Байкала на снегоходах, которые
          производятся в Рыбинске.

          - вот это да! Я был в Рыбинске в краеведческом музее там в экспозиции
          есть этот снегоход, но я себе представить не мог, что в его конструкции
          использованы изобретения Дыренкова, и никто, верите ли никто в музее
          даже словом не обмолвился, хотя рядом отдельная экспозиция о Дыренкове.
          - тоже и я, вот изучаю творчество конструктора Дыренкова, а то, что
          испытывал его изобретения просто поверить не могу. Все-таки надо
          признать, что изобретательский уровень понимания техники, умение
          проводить оценку изобретательского концепта - это нечто иное, чем
          простая конструкторская версия анализа работоспособности системы. Это,
          как говорят в Одессе, - "две большие разницы".
          - ну и как? Надежная трансмиссия?

          - куда там! Надёжней не бывает. Байкал же, зима, ледяные торосы
          обледенелые берега, валуны, всё прошли. По окончании пробега все
          участники получили в качестве приза снегоход, ну и мне конечно
          достался.
         
          - а Вам известны ещё применения этой трансмиссии и других разработок
          Николая Ивановича?

          - да они кругом: от инвалидных колясок для инвалидов и ветеранов войны
          до маневровых тепловозов Муромского тепловозостроительного завода,
          правда там дополнительно применена гидромуфта для улучшения тяговой
          характеристики локомотива.

          - а чем Вы объясняете такой широкий спектр применения?

          - думаю дело в том, что Дыренкову удалось решить вековую техническую
          задачу. Традиционное расположение двигателя предполагает продольную
          схему: ось вращения коленчатого вала двигателя параллельна продольной
          оси симметрии машины. А чтобы передать крутящий момент от двигателя на
          отбойный вал локомотива или на главный вал коробки передач танка что
          нужно? Нужно повернуть крутящий момент на 90 градусов, что с
          необходимостью требует применения конической пары. Она то и делает
          трансмиссию ненадёжной. Ось конической шестерни работает на изгиб, как
          консоль, отсюда и знакопеременные нагрузки, и усталость металла, и, как
          следствие, возникает разрушение - излом. Есть несколько способов
          избежать в кинематической схеме трансмиссии конической пары - это
          поперечное расположение двигателя, например.В своих тепловозах
          поперечное расположение двигателя Дыренков применял ещё до войны А ещё
          один путь решения вопроса - это применение червячной пары.
          Такая трансмиссия и установлена на снегоходе, и как я теперь от Вас
          узнал, она тоже изобретена Н.И.Дыренковым.

            - "вековая техническая задача", - несколько помпезно звучит!
            - отнюдь,так оно и есть. Двигатель с искровым зажиганием, работающий
          по "циклу Отто" был изобретен в 1801 году, но его применение в
          наземном транспорте потребовало более ста лет эволюции изобретений в
          конструкции трансмиссий и технологий их изготовления. Зубчатое колесо - 
          это целый клад для изобретателей и технологов, вот Дыренков и открыл
          этот ящик Пандоры. Интересная деталь. М.И.Кошкин, прежде чем отправится
          в Харьков заниматься средними танками, был главным инженером в КБ
          Дыренкова. Он окончил Ленинградский "политех" и защищал там диплом по
          теме: "Коробка передач среднего танка". А другой ученик Дыренкова В.А.
          Малышев защищал свой диплом в Москве, в Бауманском институте. Тема
          диплома: "Тепловоз мощностью 2000л.с." Ключевой момент диплома - расчёт
          коробки передач постоянного зацепления зубчатых колёс в соответствии с
          изобретением Н.И. Дыренкова. Даже в этом примере непосредственно видно,
          что ни у кого нет права на последнее слово. Каими бы ни были нынешние
          достижения, следующие будут ещё выше, изобретатели пойдут ещё дальше.
               
                - У меня сложилось впечатление, что именно благодаря Всемирному
          конкурсу тепловозов, объявленному В.И. Лениным, и возникшему
          разнообразию технических решений сложился очень высокий уровень
          танкостроения в нашей стране.

                - такая точка зрения правомерна, но не следует сужать проблему,
          так как пришлось решать много параллельных задач, прежде всего в
          области технологий.

                - это очень интересно, расскажите, пожалуйста, об этом, если Вам
          что-нибудь известно.

                - прежде всего, хочу отметить применение технологии штамповки для
          изготовления корпуса танка. Корпус, с разнообразными элементам для
          крепления оборудования танка, изготовляли за одну операцию штамповки на
          крупногабаритном штампе. А вот для изготовления корпусов
          бронеавтомобилей это было невозможно. Броневые листы корпуса
          бронеавтомобилей соединяли сваркой и удалось применять сварку на очень   
          высоком уровне. общая длина непрерывного сварного шва на
          бронеавтомобиле Д-13 составляла почти 120 метров. Ни та, ни другая
          технология так и не были освоены немецкими инженерами, как не удалось
          им реализовать технологию сварки броневых листов О.Патона, который
          применил электросварку под слоем флюса.            
               
                - а есть ли в Вашей памяти какое – нибудь техническое
          решение Дыренкова которое было применено во время войны
          немецкими конструкторами.
 
                - да, конечно. Прежде всего, я хотел бы вернуться к способу
          крепления башни, предложенному Н.И. Дырекновым - это особо прочное
          крепление башни к корпусу. Дыренков применил специальный башенный
          подшипник, состоявший из двух рядов роликов, взаимно
          перпендикулярных друг к другу, располагавшихся по кругу. Башня
          опиралась на горизонтально расположенные роликоподшипники, а от
          других боковых внешних воздействий, например, взрывной волны,  защищали
          подшипники вертикального ряда. Немцы применяли это на своих
          супер танках. Эту техническую систему даже можно увидеть на танке
          «Мышонок» в Музее бронетанковой технике в Кубинке. В первое воскресение
          сентября, в "День танкиста" музей открыт для посещения. Попыток
          использовать наши технические решения было много, но не обладая
          технологиями, порой невозможно воспроизвести в металле даже на вид
          простое техническое решение. Конструктор создавая свой технический
          элемент должен предвидеть технологическое решение, а технолог неминуемо
          должен влиять на особенности элементов конструкции, тут квинтэссенция
          должна быть, и достигнуть её - это мучительный много раз повторяющийся
          циклический процесс. Копировать чужую технику - это в ряде случаев
          означает, что нужно копировать чужую историю,даже так можно сказать,
          а этого сделать нельзя.

                Вопрос о «танке Дыренкова» привел Прочко в замешательство:

                - скорее всего, была такая традиция - называть машины
          именем изобретателя, но ничего конкретного о танках конструкции
          Н.И.Дыренкова  сказать не могу, не знаю. Если кто-то и
          может что-то знать, так это Аркадий Константинович Фрумкин,
          заведующий кафедрой автомобилей в МАДИ.
               
                - спасибо, знаю этот музей, обязательно посмотрю, если в
           башню разрешат залезть, но главное - это в МАДИ, к Аркадию
           Константиновичу Фрумкину надо попасть.
          
                P.S. Многих удивляет в судьбе Дыренкова его появление, казалось
            бы ничем не обоснованное, среди пионеров танкостроения, создателей
            автобронетанковой техники. Но здесь есть три очень важных
            обстоятельства.

            1. Прежде чем заниматься танками и бронемашинами, Н.И. Дыренков,
         будучи изобретателем Ж/Д транспорта, занимался созданием вооружений
         для Железнодорожных войск (ЖДВ)и весьма продвинулся на этом поприще,
         создав  мото-броне дивизионы Ж/Д базирования. Эти технические системы
         включали в себя автомотрисы и броневагоны Дыренкова: Д-1, Д-2 и Д-3,-
         с разнообразным вооружением, гетерогенной бронёй и с наклонными
         броневыми листами.
              Для большинства людей само существование железнодорожных
         войск - это "терра инкогнито",а об их вооружениях и говорить не
         приходится. В памяти обычно всплывают боронепоезда революционных времён.
         Отчасти, поэтому и сложилось ложная картина относительно творчества
         Дыренкова. Мотоброневагоны Дыренкова провоевали всю войну и, фактически,
         простояли на вооружении более 30 лет.
               
            2. Рассмотрим изобретения Дыренкова. Он является изобретателем
         коробки передач, которая применялась и в броне вагонах и на тепловозах.
         Автор этих строк изучал эти  коробки передач для танков и других
         машин. Речь идёт о коробках передач постоянного зацепления зубчатых
         колёс с включением передачи на главном валу с помощью зубчатой
         реверсивной муфты. Здесь описано сразу 2 изобретения Дыренкова: 
         кинематическая схема "трёхвальная, с промежуточным валом и зубчатая
         муфта для включения рабочей шестерни на главном валу. Изобретения эти
         были оформлены как "коллективное изобретение" в качестве автора
         было указано Тепловозное бюро НКПС. Только обратившись в
         Патентное ведомство США мне удалось установить авторство Дыренкова. Во
         время войны ученик Дыренкова Н.Л. Духов создал, используя эти 2
         изобретения, унифицированную коробку передач для всех отечественных
         танков, которую мне и пришлось изучать на военной кафедре в институте.
         Но тогда, в 1968 году.я ничего не знал о том, что я изучаю изобретения
         своего деда. Благодаря своим изобретениям Дыренков мог создавать любые
         транспортные машины от снегоходов до тепловозов. С помощью своих
         трансмиссий Дыренков переработал ранее известные машины и механизмы 
         для использования двигателей внутреннего сгорания.
      
             3. И совсем уж удивительная история открылась мне совсем недавно.
         Один из авторов проза.ру - Владлен Дорофеев - опубликовал очерк о
         Севастяьне Севастьяновиче Вальднере. Вальднер имел музыкальное         
         образование,он окончил консерваторию по классу скрипки.
               Корнями он из Германии. "В семье Вальднера, если точно, то фон
         Вальднера, до сих пор сохранились уникальные документы: грамоты на права
         владения землями их предками — эльзасскими немцами. В зарубежной печати
         сейчас часто мелькают сообщения, что английский наследный принц Чарльз
        (теперь, волею судеб, Король Англии) нередко предпочитает обществу
         времяпрепровождение с баронессой фон Вальднер в её поместьях. Речь идёт
         о прямой родственнице талантливого российского изобретателя, предки
         которого приехали на службу русскому императору после Великой
         французской революции…" (Владлен Дорофеев).

                Во время Великой Октябрьской Социалистической революции
         революции вместе с командиром роты Матисоном и другими солдатами
         переходит на сторону красных. Вместе с командиром 1919 году на Ижорском
         заводе  они создают бронедрезину с коробкой передач системы МатВаль
          (Матисон Вальднер) и прямо с завода отправляются на Восточный фронт
         воевать с Юденичем. Встречались ли они с Дыренковым на Восточном фронте?
         Неизвестно. Но уже позднее в Москве в ЦПКиО им. Горького была собрана
         действующая модель монорельсового аэропоезда С.С. Вальднера, которая
         работала в качестве общедоступного аттракциона. Н.И Дыренков несколько
         раз водил своих детей в ЦПКиО им.Горького, чтобы прокатиться на
         аэропоезде. В нашей семье эти воспоминания и впечатления были живы в
         памяти и рассказах детей Дыренкова: моей мамы Ирины и её брата Николая.

                На Ижорском заводе в 1919 году было организовано, по инициативе
         Ф.Э.Дзержинского, КБ МатВальбюро. Нельзя не видеть, что возникшее там же
         на Ижоре, но уже  в системе УММ РККА в 1928 году,  КБ Дыренкова, было
         прямым продолжением КБ Вальднера и Матисона. К большому сожалению,
         Матисон умер в 1920 году.

               И Дыренков, и Вальднер были научными сотрудниками или, как тогда
         говорили,  "спецами" НКПС и, конечно, были лично знакомы. "Гора с горой
         не сходятся, а человек с человеком обязательно встретятся". Чего уж
         говорить о гениях. Они разминуться не могут.

                Читаю, другой раз, бред про Дыренкова, и одна мысль в голове: "До
         чего же деградировали наши "историки"". Молюсь за Вас, мои читатели.
 
         На фото: Евгений Игнатьевич Прочко.       
 

   


Рецензии