Иосафат

    Иосафат («Господь судия») — сын Асы, 4-й царь Иудейского царства.
Иосафат вступил на престол в 35 лет и царствовал около 25 лет. «И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскивал Ваалов» (2-я Паралипоменон, 17: 3), «и возвысилось сердце его на путях Господних: притом и высоты отменил он, и дубравы в Иудее». При нём Иудейское царство достигло высшей степени процветания.
     Он не просто боролся с идолопоклонством, но и обучал закону Божьему по всем городам Иудеи, что было уникальным явлением для Иудейских царей. «И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ,
и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и других священников. Они учили в Иудее, имея с собой книгу Господнего Закона, «обходили все города Иудеи и учили народ». Понимаете, цари Иудеи через одного отменяли высоты и дубравы, но высоты тут же вновь возникали, поскольку это было народной религией.  Иосафат же пошел по пути обучения народа, и в этом новое.
      Он начал своё царствование с укрепления границ государства, и при нем Иудея находилась в мире с окружавшими её народами, у него были запасы и люди в Иерусалиме и в городах Иудиных, вместе с Вениамином было 1.160 тыс. человек (2-я Паралипоменон, 17: 14-18).
      Теперь о его отношениях с Ахавом, царем Израильским (Об Ахаве было в главе «Иезавель», см. http://stihi.ru/2021/10/15/298), Ахав конечно был тот ещё перец, но между прочим, погиб в бою, а это - вещь невероятно редкая для Израильских и Иудейских царей. Что же касается отношений с Ахавом, это предмет критики со стороны сторонников Господа, в частности, со стороны прозорливца Ииуя. На мой взгляд, это как раз большой плюс Иосафату, он один из немногих Иудейских царей, которые не воевал с Израилем, а даже смог воевать вместе с Израилем против третьей стороны.
     Иосафат породнился с Ахавом, сын Иосафата женился на дочери Ахава, и через несколько лет Иосафат пошел в Самарию к Ахаву, «и заколол для него Ахав множество скота мелкого и крупного, и для людей, бывших с ним, и склонял его идти на Рамоф Галаадский» (против сирийцев). «И говорил Ахав, царь Израильский, Иосафату, царю Иудейскому: пойдешь ли со мною в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну!» Каково!?
    Иосафат попросил только Ахава спросить, что скажет Господь. Ахав собрал 400 пророков и спросил их: Идти ли нам на Рамоф Галаадский войною, или удержаться? Они сказали: иди, и Бог предаст его в руки царя. Иосафат же спросил: нет ли здесь еще пророка Господня? Спросим у него. Был у них Михей, и Ахав попросил одного евнуха сходить за Михеем. Михей вначале подтвердил, что, мол, иди царь, будет вам успех.  Но Ахав попросил Михея сказать ему правду. Тогда Михей сказал: «я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, - и сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром». Ахав сказал Иосафату, не говорил ли я, что он пророчит мне всегда только худое?
   И сказал Михей: «так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и всё воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечешь его, и успеешь; пойди и сделай так. И теперь, вот попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков твоих, но Господь изрек о тебе недоброе.» Тут же Михея ударил по щеке Седекия и сказал: по какой это дороге отошел от меня Дух Господень, чтобы говорить в тебе? Но Михей ему ответил: «Ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы укрыться».
    Ахав приказал посадить Михея в темницу и кормить его хлебом и водою скудно, доколе он не возвратится в мире. А Михей ему ответил: «если ты возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушайте это, все люди!»
   Ахав и Иосафат пошли к Рамофу Галаадскому. Не очень понятно для чего, но перед началом сражения Ахав переоделся, а Иосафата попросил надеть царские одежды. И царь Сирийский повелел начальникам колесниц, бывших у него, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским. И когда увидели Иосафата начальники колесниц, то подумали, что это царь Израильский, - и окружили его, чтобы сразиться с ним. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвел их Бог от него. Когда начальники поняли, что это не царь Израильский, они бросили преследовать Иосафата.
       Между тем один человек случайно натянул лук свой, и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он вознице: повороти назад, и вези меня от войска, ибо я ранен. «Но сражение в тот день усилилось; и царь Израильский стоял на колеснице напротив Сириян до вечера и умер на закате солнца».
     Надо сказать, что Израильские и Иудейские цари редко погибали на поле боя, так на вскидку, кроме Саула с его детьми никто в голову не приходит. Это я к тому, что нужно отдать ему должное, пал он с честью.
    Забавная сценка Михея с духами и гибель Ахава никак не характеризуют Иосафата, и после битвы «возвратился он в мире в дом свой в Иерусалим». Что интересно, не ясно, чем закончилась битва с Сириянами.  В Иерусалиме встретил его прозорливец Ииуй, он сказал царю Иосафату: «следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня». «Впрочем и доброе найдено в тебе, потому что ты истребил кумиры в земле Иудейской и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога». Ну что за умники, эти пророки и прозорливцы!
   А Иосафат снова занялся обучением народа Иудейского и «поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи в каждом городе и сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда». И в Иерусалиме приставил Иосафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля - к суду Господню и к тяжбам.
    Единственным нашествием, которое было на Иудею во времена Иосафата, это было вторжение Моавитян и Аммонитян, а также некоторых из страны Маонитской, которые пошли войной на Иосафата. Когда ему сообщили о нападении, а они были уже на западном берегу Мертвого моря, он «убоялся» и объявил пост по всей Иудее. В Иерусалиме собрались Иудеи со всех городов Иудиных умолять Господа о спасении. Замечу, что это те народы, которых пришедшие в землю Ханаанскую евреи вытеснили или уничтожили в свое время. И сказал Иосафат: «Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек? И они поселились на ней и построили Тебе на ней святилище во имя Твое. И ныне вот Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам, когда они шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их, вот они платят нам тем, что пришли выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам. Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что; делать, но к Тебе очи наши!»
    Достаточно забавно со стороны смотреть на ситуацию: приходят владельцы земли к завоевателям, чтобы отобрать свою землю, а те просят Господа о защите.
Тогда Иозиил, сын Захарии, сказал Иудеям, чтобы не боялись «множества сего», что не они будут воевать, а сам Господь за них. Утром они выступили к пустыне Фекойской, и Иосафат впереди войска поставил певцов Господу, они словословили и говорили «славьте Господа, ибо вовек милость Его!» И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, в результате они стали уничтожать друг друга, и «когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то многолюдство, и вот - трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего». После этого Иосафат и его народ три дня вывозили добычу, «так велика была она!» Вернулись все Иудеи в Иерусалим «с веселием, потому что дал им Господь торжество над врагами их.» Спокойно стало царство Иосафата, и дал ему Бог покой со всех сторон.
    Двадцать пять лет царствовал Иосафат над Иудеей, и ходил он путем отца своего Асы и не уклонялся от него. «Только высоты не были отменены, и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих.»
    Но после вступил Иосафат в общение с Охозиею, царем Израильским, «который поступал незаконно», и соединился с ним, чтобы «построить корабли для отправления в Фарсис; и построили они корабли в Ецион-Гавере». И изрек тогда Елиезер пророчество на Иосафата, говоря: «так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. - И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис». (2-я Паралипоменон, 20: 37).
Блин, если бы бурей не разметало корабли Иосафата и Охозии пророкам тут же нашлось бы, что сказать.
    Замечательный был царь Иосафат, очень последовательный, обучающий народ свой, укрепивший Иудею и разбивший всех ее врагов, и преодолевший даже извечное противостояние с Израилем и Израильскими царями, дважды находившийся с ними в союзнических отношениях.
На фото: «Иосафат». До 1350. «Древо Иессеево». Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия.
4.10.2022


Рецензии