Твое предназначение Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ТВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
ОЧЕРК


    Вот  почему я с раннего детства мечтал быть поэтом и писателем, а не кем-то иным? Это и для меня самого по сих пор отчасти загадочно.
      Как может в человека самой природой быть заложена такая вот и неодолимая склонность и великая цель - быть поэтом.., именно поэтом. А не кем-то иным в своей жизни как бы твоя жизнь ни сложилась и на какую бы историческую эпоху она ни пришлась?
          Это действительно вопрос.
             Вопрос который в конечном счете говорит о том, что в мире есть нечто большее чем сам человек как отдельная личность -  есть твое предназначение твое в жизни, твоя миссия в мире, которую определяет нечто от тебя самого независимое и наоборот над тобой господствующее - «высшие силы», Божественное Провидение, незримые потаенные энергии бытия, природу которых ты не знаешь.
                Нечто подобное действительно определяет судьбу и предназначение человека в мире.
                Конечно, я мог с ранних лет увлечься тем культом литературы который был характерен для советского общества.
                Культом литературы в ее высших достижениях в России - культом Пушкина, Льва Толстого, Тургенева, Блока и тех кто был с ними рядом на вершинах русской литературы.
                Все писатели были тогда в почете в советском обществе.
                На них как бы распространялось «великое сияние» русской классической литературы.
                Писателей поддерживало советское государство. Платило им щедрые по советским меркам гонорары за литературные произведения. Обеспечивало писателей отдельными благоустроенными квартирами, Домами Творчества, солидной пенсией.
               Писателем в советском обществе быть было очень престижно - вольный человек  творчества, который нигде не служит и на официальную службу свою с раннего утра являться не обязан.
               И в тоже время он окружен почетом и материально обеспечен. Конечно, он чувствует себя избранным…
                Так реально и было в советское время.
             Впрочем, это было  если «опустить» жесткие идеологические требования к отечественным писателям в те времена - расхваливать советский строй, превозносить героизм и высокую одухотворенность  советского человека, громко трубить о преимуществах социализма и идеалах коммунизма, не видеть изъянов советской системы управления обществом и молчать о них.
                Иначе - почет превратится в гонения. Писатель будет лишен статуса «советского» и низвергнут в пропасть бедняцкого существования изгоя советского общества - сторожа, оператора котельной, дворника, которому в официальной печати публиковаться не дают, которому «не светят» никакие блага и никакие проявления почета со стороны общества.
              Он тогда был проклят советской властью.
              И мог надеяться только  на милостивые подачки Запада как якобы борец с «советским тоталитаризмом.»
                Но конечно мальчишкой и третьего и четвертого и седьмого и восьмого классов общеобразовательной школы я не мог всего этого ясно понимать.
                Что-то о политике и о реальных достоинствах и бедах советской власти и навязанного ею устройства общества я, конечно, знал.
                Понимал я и в детстве благодаря влиянию семьи и прежде всего благодаря влиянию своего отца, известного историка-исследователя, автора серьезных трудов по истории России и очень интеллигентного человека, принадлежавшего по своему происхождению к настоящей петербургской интеллигенции, что живу я не в социалистическом раю. А во всевластном репрессивном государстве, которое с инакомыслящими и с самой личностью человеческой решительно не считается.
              Но ведь это - только общее понимание исторических условий тогдашней жизни. А не знание ее жестоких реалий на практике.
               Мне в детстве и в отрочестве казалось, что легко при подлинном таланте быть прославленным Евтушенко или Вознесенским. И тебя будут окружать восторженные аплодисменты повсеместно. И ты станешь счастливым, почитаемым всеми и преуспевающим персонажем.
               Но при этом я все таки и в детстве понимал что ни Анна Ахматова, ни Борис Пастернак преуспевающими и всенародно прославленными в советские времена не были.
                И только что-то  действительно «доразумное» (в буквальном смысле слова) влекло меня с детских лет к поэтическому творчеству - хотелось сочинять, что-то придумывать и что-то невиданное при этом таинственно открывать неведомыми интуитивными путями и за счет спонтанных поэтических озарений.
                Именно это меня безотчетно и привлекало в поэзии и поэтическом творчестве. А вовсе не слава поэта и вовсе не  какое-то фантастическое  благополучие и процветание за счет этой славы поэта.
                Понимал я уже тогда, что ни Исаковский, ни Твардовский, ни Леонов, ни Федин, ни тем более какой-нибудь убогий и напыщенный Степан Щипачев -  не светочи  русской культуры и литературы. А процветающие при советском режиме посредственности. И ничего более.
                Но все таки мне казалось в те ранние годы, что я-то сам непременно найду в литературе и поэзии свой счастливый путь. И добьюсь успехов и признания.
                Вышло ли все так в моей реальной жизни как мечталось мне в ранние мои годы? Конечно же нет. Не вышло.
                В советское время меня как поэта в официальную печать жестко не пропускали.
               А в первое постсоветское время (в 1990-е годы) и русская литература стала стремительно терять свой былой авторитет и значение.
                И «у руля» в тогда быстро приватизированных уже в 1992-ом году бывших советских журналах оставались те же самые старые советские жалкие пердуны, которые и ранее не принимали мою поэзию и все мое творчество и не могли и не желали  их понять и оценить по достоинству.
                Именно после падения советской власти, когда все вроде бы «стало дозволено», но когда поэт стал никем в России и когда меня в поэзию все равно не принимали - я ощутил настоящую безысходность.
                Я стал мрачно пить. Я потерял интерес к жизни. Мне стало неприятно просто жить на белом свете. И меня одолевала гнетущая тоска и столь же гнетущая позорная и жалкая бедность.
                Ученым, людям науки  новая постсоветская власть (а я ведь долгие годы работал научным сотрудником Пушкинского Дома - Института Русской Литературы Российской Академии Наук)  все 1900-е годы платила жалкие копейки, заставляя ученых бывшего СССР вести полунищенское существование.
                Все это было в моей жизни. И довело меня в конечном счете до полусмерти. Я оказался в больнице с неясным и мрачным диагнозом. И в состоянии полнейшего упадка сил.
                И могло бы все это закончиться и моей смертью. Если бы не чудодейственный переворот в моем сознании.
                Этот переворот произошел уже в самой этой  больнице.
                И я не понимал первоначально его природу и смысл.
                Но спонтанно я вдруг почувствовал однажды необычайную радость жизни! Необычайный прилив сил и светлой энергии!
                И я захотел вновь творить и жить… Страстно, вольнолюбиво, ярко.
               И тут же в уме моем слагались стихи. Я не мог тогда их записать - негде было записывать… Но они жили в моем сознании как некие «фигуры чувств и смысла». И были совершенно реальны.
                И эти волшебные и так и незаписанные стихи чудесно преобразили меня, вернули меня к жизни, воскресили вдохновенно мою душу.    
                Во мне состоялся тогда великий переворот.
                Я вернулся к жизни. И вернулся к ней новым и вдохновленным свои невиданным опытом духовного преображения человеком.
                Пушкинский Дом я вскоре  оставил. Стал писать стихи и вольные очерки. Стал жить вольным художником.
                И удивительным образом оказалось, что мне и есть на что жить. Я и до сих пор не нищенствую. Хотя я совсем не богатый человек конечно. И живу очень скромно.
                Но жизнь моя при этом в полном смысле слова началась заново - только за счет того, что я вернулся к поэзии.
                Как будто стихи  мои вливали в меня чудодейственную энергию жизни, способную преобразить и все вокруг меня и меня самого.
                Да,  так ведь и было на самом деле.
                Так началась моя  новая и светлая жизнь, которой не видно конца.
                И я замечаю постоянно при этом, что внешние события моей новой жизни как бы подстраиваются под мое внутреннее просветленное состояние - приходит ко мне именно то, что мне действительно нужно и важно, а отпадает, отсекается и исчезает из моей жизни  все лишнее, мне только вредящее.
                Вновь и вновь я ощущаю присутствие светлых энергий и сил в моей жизни - тех сил и энергий, которые не мной порождены и от меня самого не зависят.
                Но именно они, эти неведомые энергии и силы дают мне возможность заново ощутить восторг и радость земного бытия.
                Это действительно так. Я  ничего не придумываю. И пишу только правду.
                Однако, интересно вот что -  наша нынешняя литература (и поэзия в особенности) неумолимо и достаточно быстро по историческим меркам загнивает и вырождаются.
                Это объективный факт. И отрицать это невозможно.
                Место профессиональных литераторов, поэтов и писателей, заняли в нынешнем обществе сотни тысяч бездарных совершенно графоманов - они публикуют свои поделки в Интернете, они расхваливают друг друга, в том же Интернете, они отторгают от себя настоящую поэзию и прозу. И они заменяют культуру в нашем обществе воинствующим бескультурьем.
                И вот как я могу быть счастлив в такое историческое время и в таком приземленном и презирающем подлинную поэзию обществе?  Я сам этого не знаю.
                Но это факт - я действительно счастлив.
                И не только смерть, но и старость явно совершенно отступила от меня ныне. Я ощущаю себя очень молодым - и духовно и чисто физиологически.
                И единственный реально возможный вывод для меня из всего сказанного - верить в те  могущественные светлые энергии мира, которые дали мне дар поэта и великое счастье жить на белом свете, не зная ни уныние, старости и смерти. И веруя в волшебную и светлую любовь.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022), «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)   и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



               

               
               
               

               


Рецензии