Депортация народов - наша общая боль

Здесь представлена статья, опубликованная
под названием «Наша общая боль» в газете
«Правда», № 260 от 17 сентября 1989 г.

От «благодеяний» сталинской национальной политики пострадали все народы, без исключения. И с этой точки зрения стремление выпячивать свою национальную боль является совершенно необоснованным и безнравственным. Все мы – народы Союза, повязаны общими цепями культа личности и застоя, общими бедами и радостями, трагедиями и взлетами, ошибками и достижениями. И методы борьбы за изживание этой системы подавления общечеловеческого и национального мы должны искать вместе, не разрывая узы, связывающие нас, не стремясь к решению своей проблемы вне решения проблем нашего Союза и не на путях выхода из него. Только таким образом мы станем более сплоченной командой одного корабля, имя которому Отечество.

В этом отношении проект платформы партии по национальной политике в основе своей представляет собой документ, направленный на кардинальные положительные изменения в национальных отношениях. Однако некоторые положения проекта, на мой взгляд, нуждаются в уточнениях и дополнениях.

Так, исходя из основополагающего ленинского принципа национальной политики «Ни одной привилегии ни для одной нации», а также учитывая тот факт, что в национально-государственных образованиях проживают люди разных национальностей, следует предусмотреть в перспективе постепенную отмену четырехступенчатой структуры этих формирований (союзные, автономные республики, автономные округа и области). Обеспечить в будущем переход всех автономий в непосредственное подчинение Верховному Совету СССР. Эти меры станут одним из гарантов подлинного равноправия народов, независимо от их численности, размеров территории и наличия или отсутствия выхода в море. Если ущемляются права или интересы какой-либо автономии, то ущемляются представители всех национальностей, проживающие в ней, а не только представители коренной национальности.

В главе «Национальный вопрос и права граждан» говорится о необходимости принятия мер к решению проблем НКАО, крымских татар, немцев Поволжья, греков, курдов, корейцев, турков-месхетинцев и др. В данном тезисе словосочетание «и других» недопустимо, нельзя скрывать боль народа под этим безликим клише.

Я считаю необходимым дать полный перечень народов, проблемы которых нуждаются в скорейшем разрешении. Эта мысль имеет прямое отношение и к главе «Какое наследство нам досталось», где говорится о репрессированных народах. Утверждения о том, что это перечисление займет много места не выдерживает никакой критики. Кроме того, иными местными руководителями отсутствие упоминания народа воспринимается как возможность не решать какой-то конкретной проблемы, хотя проект платформы не дает оснований для таких выводов. И следует учитывать тот фактор, что народ, наименование которого отсутствует в данных тезисах, выражает тревогу и озабоченность по тем же соображениям, считая, что умалчивание, якобы, отражает стремление не решать или отодвинуть проблему на второй план.

В своем выступлении на Съезде народных депутатов СССР 29 мая 1989 г. мной были подняты две взаимосвязанные проблемы: реабилитации репрессированных народов и восстановлении незаконно упраздненной автономии ингушей (в 1934 г.), а также сделан запрос о восстановлении национальных прав чеченцев-аккинцев Дагестана. Ни ингуши, ни чеченцы-аккинцы не желают быть пасынками Отечества, лишенными права любить малую Родину, отнятую частично или полностью сталинизмом. Названия обоих этих народов отсутствуют в обсужденном тезисе. Такое положение необходимо исправить в окончательном варианте платформы; дело в том, что за этими названиями стоят тяжкие судьбы более 250-тысячного народа ингушей и 70 тысяч чеченцев-аккинцев. Попутно замечу, что необходимо восстановить исконные наименования ингушских и чеченских селений.

Хамзат Фаргиев,
учитель истории,
народный депутат СССР,
г. Малгобек, Чечено-Ингушская АССР

28 марта 2016

Примечание

В окончательном варианте платформы КПСС «О национальной политике партии в современных условиях», принятом 20 сентября 1989 года было добавлено упоминание ингушей, как репрессированного народа (утверждать, что это моя заслуга не буду, потому что не знаю). Аккинцы не были упомянуты.

***

ПОСЛЕСЛОВИЕ к статье от 28 марта 2016

20 сентября 1989 г. Пленум ЦК КПСС принял платформу КПСС «О национальной политике партии в современных условиях». Не являясь коммунистом, высказал свое мнение о ней в статье, опубликованной в газете «Правда» - печатном органе ЦК КПСС. Спустя годы, постыдно видеть свою тогдашнюю наивность, искренность заблуждений и веру в возможность очеловечивания этой диктаторской и кровожадной партии. Впрочем, следует подчеркнуть, что даже без учета партийных одёжек, Российское государство всегда в ипостасях самодержавия, коммунизма и «демократии» отличалось кровожадной, беззаконной и аморальной политикой в отношении народов страны. Своего бесчеловечного апогея эта политика достигла в 40-х годах XX века.

Одной из причин развала Союза стала скудоумная, лживая, лицемерная и жестокая национальная политика государства. Сегодня через систему не решения межнациональных проблем самим государством запущен такой же механизм своего распада. Самой болевой точкой в этом процессе является неисполнение государством Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов».

Депортированным народам России досталась по воле государства самая тяжкая доля по сравнению с другими этносами. Они вдобавок ко всем, существовавшим в эпоху Сталина, Хрущева, Брежнева и существующим в «демократической» России, экономическим, политическим и социальным неурядицам, которые они переносили и переносят вместе с другими народами, достались неразрешенные в полной мере проблемы поголовной депортации и тотального грабежа. Последствия этого беззакония до сих пор давят их потенциальные возможности политического, экономического и культурного развития.

На фото - картина Х.-А. Имагожева «Дорога смерти».


Рецензии
Еврейский кремль во главе отцом русского народа тов. сталина и его деньщика
лавра берии было состряпано это преступление по высылке народов просто по своей прихоти, просто показав этим, что они плевали на человеческое отношение к человеку. Хотя могли бы замаскировать, эту операцию перед началом войны
Но война то уже к5атила по Европе, 1944 год. Тем более, На территории Ингушетии. Чечни немцев не было. Они пройдя от Украины, Беларуси пройдя всю расею поднялись отМоздока на хребет границы Ингушетии. сталин депортировал 13 национальностей, но на устах недоброжелателей к нам, им радостно что именно эти две нации Ингуши. Чеченцы попали под удар, остальные их не интересуют. Мне кажется. что нас наказали потому. что не приняли КОДУ как отца. остальные драли задницу. как бы сильнее дать стих, песню своему отцу. Посмотри как нас любили в пятидесятые годы. русской национальности г. Грозного.

Требование русского населения г.Грозный. 27августа 1958.г
"Переименовать ЧИАССР в Грозненскую область.
Чечено - Ингушскому населению разрешить проживать на территории
грозненской области не более 10% от общего количества населения !".
Вот она любовь, братство, они нас будут унижать. а мы ОБЯЗАНЫ
КРИЧАТЬ, МЫ РОСИЯНЕ!, УРЯ!, МЫ БУДЕМ ВАШЕ ГОВНО НА УЛИЦАХ ПОДМЕТАТЬ!,

Теперь представим такое требование сделал бы народ Ингушетии
или Чечни, ясно да?.
Меня депортировали в 2х летнем возрасте, там я оставил деда.
отца, младшего брата, и много унизительных слов кидали мне язычные,
Но когда я подрос, я ударом кулака вколачивал их поганый язык
в задницу. Я не был Октябрёнком, ни пионером, даже комсомолцем,
а партия это просто смех, меня звали в школу милиции,- смех. В Армии начальника
начальник которого я возил твердил, по окончании третьего года, поедем в
Ташкент, устрою тебя в танковое училище, которую он окончил.
я отказался, кому служить 25 лет ?, А ДЕПОРТАЦИЯ?. времена!.
А Пригородный район сдала наши тупые чиновники. Галазов для Осетин
был отец родной. Он любил свою нацию поэтому правдами неправдами
он оторвал от нас этот район. Времена!.

Джабраил Хадзиев 3   19.04.2023 15:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.