Банка малинового варенья

Я проснулся ближе к вечеру. Сильно болела голова и першило в горле. Я встал с кровати и полез в кухонный шкаф, хорошо зная, что там ничего нет кроме  банки с малиновым вареньем. Мне её прислала мама в прошлом месяце.
     Вот уже неделя как я оказался в довольно затруднительном положении. Мы, то есть я и два моих товарища (все студенты) сняли на три месяца квартиру « без хозяев» за довольно приличные деньги. Но на троих это было по- божески. Квартира, а скорее одна большая комната с печным отоплением и туалетом на улице была довольно убогой зато в самом центре города. Вскоре мой соученик по консерватории женился и ушёл жить к своей жене. А другой- медик перебрался на квартиру к своим сокурсникам, где условия были более подходящими.
      После того, как я расплатился с хозяйкой квартиры оказалось, что денег у меня совсем не осталось, а до стипендии надо было просуществовать примерно две недели. К тому же у меня закончились дрова. Короче говоря, я оказался в холодной комнате зимой с одной банкой варенья. Когда мы переезжали эта банка вроде затерялась и мы о ней забыли. В поисках чего-либо съестного я обнаружил банку варенья в дальнем углу  нижней полки  шкафа. Есть надо было аккуратно  понемногу чтобы дотянуть до стипендии.
Необходимо было также подготовиться к зачёту по полифонии, что означало сочинить фугу и представить её не позднее конца недели. Я съел две ложки варенья (намеченную мною норму) и запил кипятком из кружки, а после с удивлением уставился на опустошенную посудину. Где в этой холодной комнате я мог взять горячую воду?!  Когда кружка остыла я уже не был уверен пил ли я что-то вообще, хотя  всё же немного согрелся. Мне даже почудилось, что от печки повеяло тёплом. «Очевидно я заболел и у меня  жар,»-подумал я. Несмотря на плохое самочувствие, я решил немедленно приступить к сочинению фуги.
        Я сел за стол и склонился над нотной тетрадью. Начинать надо было с придумывания темы, то есть главного музыкального мелодического тезиса, повторяемого поочередно всеми голосами. Однако ничего подходящего в голову не приходило. И тут я как бы услышал нежный голосок напевающий приятный мотив. «Фантастика какая-то,»- подумал я. «Не я ли сам заготовил этот материал для темы? Он очень подходит,»- продолжал я рассуждать сам с собой. Записав начальный голос я сделал квинтовый ответ во втором голосе и стал сочинить к нему так называемое удержанное противосложение (это мотив который будет несколько контрастировать теме, но повторяться вместе с ней).Оно возникло как бы само собой. Затем я сочинил, употребив отдельные элементы темы и противосложения, интермедию (раздел более свободного развития с модуляционным движением), за ней третье проведение темы. Фуга сочинялась легко без какого либо напряжения с моей стороны. Словно кто-то мне её диктовал. Я едва успевал обдумывать и записывать. Вот уже завершилась экспозиция (начальная часть фуги), далее началась и продолжилась средняя часть ( разработка материала экспозиции с более интенсивным движением и возможным преображением темы). Моя минорная тема здесь появляется в мажоре и в обращении(словно вывернута на изнанку). Реприза(завершающая часть) у меня сделалась кульминацией произведения. Тема зазвучала в басах мощно почти трагически ,ей ответили
взволнованно верхние голоса. О, как мне был близок этот трагизм, я сам чуть не плакал. Фуга была полностью готова. Надо было проверить её звучание на фортепиано, исправить обнаруженные недостатки и переписать начисто.
Увы, инструмента у меня в комнате не было. Оставалось надеяться на свой так называемый внутренний слух. Я стал вглядываться в ноты. И вдруг почти реально стал слышать всю полифоническую ткань своего сочинения. Мне стало казаться, что где-то  недалеко, может быть в соседней комнате (которой не было) поёт чистыми голосами хор. Такого сильного представления внутренним слухом нотного текста у меня ещё никогда прежде не было.
Я вспомнил как один маститый композитор (его музыка была обязательной 
 для ознакомления в курсе одной из национальных музыкальных дисциплин), рассказывая студентам о своём творчестве, говорил: « В детстве я был одарённым, способным к музыке ребёнком, затем в юности сделался талантливым композитором и, наконец, в зрелости достиг гениальности».
Я подумал может быть я тоже кем-то сделался и чего-то достиг. Но надежд на это было мало,я хорошо знал свои способности. Переписав текст начисто, я лёг спать.
      Ночью мне приснилось, что прекрасная девушка, изящная с тоненькой талией, почти прозрачная в длинном зелёном платье села на краюшек моей кровати и стала прикладывать к моему горящему лбу прохладные компрессы, капать мне в рот из золоченой бутылочки  ароматные капли. При этом она что-то напевала. Я тут же узнал ангельский голос, который подсказал мне тему для фуги. А ещё мне снились маленькие очень нарядные человечки. Они растапливали печь и поддерживали тепло.
       Когда я утром встал, изрядно пропотев за ночь,то чувствовал себя вполне удовлетворительно. Я взял своё сочинение, надел пальто,шапку и отправился на зачёт.Мой профессор сыграл фугу на рояле и сказал: «Да у вас талант! Фуга написана рукой опытного полифониста..  Но вот тема…она напоминает лейтмотив Лесной феи из балета «Фея»  композитора…»Тут он назвал имя какого-то зарубежного автора, которое я не расслышал, а скорее всего не знал. Я не решился переспросить и обнаружить свою необразованность. В глубокой задумчивости я возвращался на квартиру.
     Вскоре пришло время сдачи экзамена по гармонии. Экзамен должен был  состоять из двух частей: письменной(гармонизация мелодии, то есть, попросту говоря, придумать к данному голосу ещё три) и устной( выполнить на фортепиано разные музыкальные упражнения с применением аккордов, модуляций и т.п.). Экзамен я должен был сдавать досрочно, так как моему педагогу надо было ехать в творческую командировку. Специально готовиться к такому экзамену было бессмысленно. Накануне вечером я съел две ложки варенья, запил неизвестно откуда взявшимся кипятком и лёг спать.     Ночью во сне мне снова явилась чудесная незнакомка. На этот раз она была одета в красное платье изумительно подходящее к её стройной фигуре и божественно красивому лицу. Как и раньше она села на краюшек моей кровати, изумрудным гребнем расчёсывала мои непослушные кудри. Она напевала волшебные мелодии в особом целотонном ладу, функциональным центром которого является загадочно-фантастическое, так называемое увеличенное трезвучие. Этот лад и трезвучие русские композиторы часто применяли для создания нереальных сказочных образов. Я слушал и мне становилось очень  хорошо. Я чувствовал особую лёгкость и покой. Вдруг эта идиллическая греза пропала и в моём следующем сне появился мой педагог по гармонии с нотным листком. Он, обращаясь ко мне, сказал: «У вас отличная письменная работа, она такого уровня, которого я длительное время от вас добивался, возможно лучшая в группе. Но вот модуляцию вы почему-то
сыграли через энгармонизм увеличенного трезвучия вместо того чтобы двигаться по тональностям ближайшего родства. Поэтому я должен вам поставить «четвёрку». Но я разрешаю вам пересдать экзамен после моего возвещения из командировки.»
 Я встал рано утром и подумал: «Какая-то ерунда приснилась! Лучшая работа и «четыре».Где здесь логика?»Я даже обиделся.
     Перед уходом из дома я съел последние две ложки малинового варенья.
А в голове моей звучала волшебная мелодия, которую я слышал во сне.
И вот я уже на письменном экзамене сижу за столом и всматриваюсь в данную мелодию. Опять кажется, что я слышу хор ангельских голосов, подсказывающих мне нужные аккорды. Рука быстро записывает их, как будто ею кто-то движет. Я думал, что мгновенно выполнил задание, но как оказалось, прошёл  целый час и отведённое на первую часть экзамена время истекло. Ко мне подошёл ассистент и забрал нотный листок с моей работой.
Затем все студенты и я с ними вышли из класса. Нас стали по одному вызывать для сдачи «устного» экзамена. Вскоре вызвали и меня. Я выполнил требуемые задания на фортепиано после чего мой педагог сказал: «У вас отличная письменная работа, пожалуй лучшая в вашей группе. Но вот модуляцию вы сыграли через увеличенное трезвучие,а в задании требовалось двигаться по тональностям первой степени родства.
Это обстоятельство требует от меня понизить вам балл до «четверки».»
Я был потрясён… Такого совпадения с моим сном не могло быть!!! В каком-то
оцепенении я взял свою зачётку и вышел из класса. В коридоре я развернул
зачётку и был ещё больше удивлён. В графе экзамена по гармонии стояла «пятерка» и знакомая роспись педагога!!! «Он видимо ошибся или я начинаю бредить,»- сказал я вслух сам себе. Здесь ко мне пришла хорошая мысль:
«Гармония последний мой экзамен в этой сессии. Я удачно  ее завершил. Можно расслабиться, радоваться жизни и отдыхать!» В холе второго этажа я намеренно развалился на кожаном маленьком диване. Но тут я вспомнил о закончившемся мамином варенье. Надо что-то было предпринять. Я решил пойти к моему женатому другу и занять немного денег до стипендии. Одевшись, я вышел на улицу. Была тихая умеренно холодная погода, падал довольно обильный снег. Я шёл мимо городского парка соседствующего с консерваторией. И друг сквозь снежную завесу я увидел внутри парка недалеко от входа изящную девушку во всем белом похожую на
Снегурочку и, как мне  показалось, на героиню моих снов и моего больного бреда. Я поспешил к ней, но почувствовал вдруг сильное головокружение и
упал бы, если бы хрупкая красавица вовремя меня не поддержала. «Вам надо немедленно что-то поесть. Вы сильно исхудали, молодой человек», - сказала она. Я стал уверять, что знаю её, что она приходила ко мне в моих снах. Девушка по-видимому не хотела со мной спорить, но твёрдо заявила, что ей надо идти. Я пытался её удержать, но она сказала: «Забудьте меня.
Вы скоро встретите свой идеал,» после чего исчезла в снежном мареве.
Я поплёлся к выходу из парка. Уже на улице меня окликнули наши студенты:
«Послушай, в фойе консерватории висит объявление касающееся тебя.
Ты должен немедленно подойти в кабинет секретаря ректора.»Я сразу как бы протрезвел, отделавшись от наваждения.
    В фойе консерватории я быстро нашёл объявление, о котором мне сказали встретившиеся студенты и затем легко вбежал на третий этаж. Постучавшись в кабинет и получив разрешение, я осторожно вошёл в комнату. Секретарь, увидев меня,воскликнула: «Наконец-то нашлась пропажа. Тебе по результатом зимней сессии назначена повышенная стипендия. Иди скорее получи её пока кассирша не ушла. И ещё… в общежитии освободилось место.
Сегодня же перебирайся туда.»(О, моя родная консерватория! Как же ты добра была ко мне!!)
   Получив стипендию, я поспешил в общежитие. Оно располагалось стена к
 стене  с учебным корпусом консерватории. На первом этаже находились классы с музыкальными инструментами для самостоятельных занятий. Вахтёр назвал мне этаж и номер моей комнаты. Я поднялся туда познакомиться с другими жильцами, а после стремительно сбежал вниз по лестнице чтобы пойти на съёмную квартиру и забрать свои вещи. Однако в голове снова возникла волшебная мелодия моей феи (я уже стал понимать
с какими таинственными силами я имею дело). Мне даже показалось, что преследующую мелодию кто-то играет на фортепиано. Я открыл двери ближайшего ко мне класса и остолбенел. За роялем сидела и играла почти точная копия моей ночной, а может быть может быть и не только ночной (мгновенно вспомнился эпизод со Снегурочкой в заснеженном парке )гостьи. Девушка была одета в белый свитер и светло-серую шерстяную юбку, облегавшие её стройную фигуру. Когда я вошёл она прекратила играть, повернулась ко мне и улыбнулась. Я был сражён наповал. Уже не помню что я ей говорил и что она мне отвечала. В какой-то горячечной лихорадке я выбежал за дверь и понёсся  неведомо куда. Очнулся уже только, когда стоял перед девушкой с  непонятно где раздобытым зимним вечером букетиком нежных белых и синих цветов. Девушка взяла протянутый ей букетик, поблагодарила и озарила меня такой улыбкой, что я чуть не ослеп. Я понял,что это моя судьба. В  следующий момент мы уже оба играли в четыре руки волшебную музыку напетую мне феей. Девушка играла мелодию, а я исполнял гармоническое сопровождение с модуляцией через энгармонизм увеличенного трезвучия.  Когда же мой взгляд падал на окно, то в  нем мне казалось я  видел фею в алмазном платье переливающемся всеми цветами радуги.
        На этом я мог бы закончить свой рассказ, так как вы сами, мои дорогие читатели, можете представить его продолжение. Всё-таки вам будет  интересно узнать, что мои экзаменационные работы по полифонии и гармонии таинственным образом исчезли из архива. Думаю их забрали настоящие авторы, продиктовавшие мне содержание этих работ с помощью своей сказочной телепатии. Добавить можно и то, что на основе отдельных элементов приснившейся мелодии я сочинил вальс, который посвятил сами понимаете кому. Консерваторию я окончил с отличием, затем был призван на два года в армию. За это время девушка вышла замуж и мой вальс остался мне для воспоминаний. Иногда я его играю для самого себя в полном одиночестве…
         Сейчас, во время сочинения этого рассказа мне кажется, что также, как тогда, когда я был студентом теоретико-композиторского факультета
консерватории, кто-то подсказывает мне слова и водит моей рукой по бумаге. В голове моей звучит мелодия моего вальса, морозный узор на стекле окна напоминает мне красавицу фею, и ещё вспоминается спасшая меня банка малинового варенья. Теперь я абсолютно уверен: без этого варенья не было бы счастливого окончания  моей сессии, не было бы важной для меня волнующей встречи с копией героини моих снов.
           Всё дело в этой литровой банке МАМИНОГО малинового варенья.
 Я убеждён в том, что материнская любовь плюс целебные свойства лесных ягод способны сотворять чудеса. Именно они вызвали в моём воображении сказочные образы феи, гномов, волшебной мелодии, поющего хора, а,возможно, и породили вспыхнувшее чувство…
      Оттого этот мой рассказ я посвящаю памяти моей незабываемой любимой мамочки. Спасибо тебе, дорогая, за твою любовь и заботу! Они и теперь помогают мне любить, побеждать невзгоды и горести.


Рецензии