Две глыбы. Лев Толстой и Максим Горький

   Лев Толстой о Максиме Горьком:
   «Злой человек. Он похож на семинариста, которого насильно постригли в монахи и этим обозлили его на все. У него душа соглядатая, он пришел откуда-то в чужую ему Ханаанскую землю, ко всему присматривается, все замечает и обо всем доносит какому-то своему богу. А бог у него – урод, вроде лешего или водяного деревенских баб».

   Максим Горький о Льве Толстом:
   «Во Льве Николаевиче есть много такого, что порою вызывало у меня чувство, близкое ненависти к нему, и опрокидывалось на душу угнетающей тяжестью. Его непомерно разросшаяся личность – явление чудовищное, почти уродливое, есть в нем что-то от Святогора-богатыря, которого земля не держит».

   Две горы, которые могут соприкасаться небольшим участком основания, но уж никак не склонами, тем более, вершинами. Таково сосуществование многих творческих людей.
   Что в нем сокрыто? Яркая индивидуальность, не воспринимающая чужую вселенную? Зависть художника, и без того богатого воображением, но жаждущего иметь больший потенциал? Гордыня? Конфликт или нетерпимость? Личная антипатия? Принципиальная несхожесть взглядов?
   Учителя, повествующие о великом добре и зле, пример в творчестве целым поколениям в обычной жизни не могут найти между собой общего языка, подвержены тому самому пороку непонимания, неприятия, о котором обличительно пишут.
   Уступчивость, способность к лояльности притупляется с обретением опыта. Статус дает иллюзорное право на неосуждаемую точку зрения. Появляется привычка к восторгу почитателей, к «служению» домочадцев их таланту – классический вариант закономерного творческого эгоизма, без которого нет уверенности в себе, возникает депрессия, приводящая к ложному ощущению обрушения основ жизни и даже к самоубийствам.
   В современном мире ничего не изменилось.
   Я считаю это вполне нормальным. Таковы любимые гении. И должны быть те, кто им «служит», вернее, поддерживает. А уж «воевать» или «не воевать» друг с другом, личное дело их нервных систем.



ФОТОГРАФИЯ
Ясная поляна, 1900 год


Рецензии