Шедевр молодости

Копировать в поисковик + перейти по адресу:

https://youtu.be/IsnXRsBFxls





Посвящается Шостаковичу Дмитрию Дмитриевичу:

Симфония № 1 f-moll, op. 10 — симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в 1924—1925 годах и впервые исполненная в Ленинграде Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Николая Малько 12 мая 1926 года. Симфония стала дипломной работой композитора по окончании Ленинградской консерватории.

Композитор завершил её в возрасте 19 лет.



...

Симфонию я сочиняю
Впервые в жизни этой -
И Вам, потомкам,завещаю!
Воздайте  песне спетой

Глубокое внимание,
Чтоб фразе музыкальной
Вы  вверились заранее!
Мелодией сакральной

Мой дух навечно спаян -
Я Вам совсем не лгу!
Цветок любви нечаян
На радужном лугу..





инет
Вверяться:
Значение книжн. доверяя, всецело положиться на кого-либо ;

СПА;ЯННЫЙ
ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Дружный, сплочённый перен..
"С. коллектив"

САКРА;ЛЬНЫЙ
Связанный с религиозным обрядом; ритуальный.



Дми;трий Дми;триевич Шостако;вич - советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.

Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974), а также номинант на премию «Оскар» за написание музыки к фильму «Хованщина».

Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.


Дата рождения: 12 (25) сентября; ;1906;
Дата смерти: 9 августа ;1975; (68 лет);
Место рождения: Санкт-Петербург


Первая симфония Шостаковича

Хотя Шостакович написал симфонию как дипломную работу по классу композиции Максимилиана Штейнберга, часть материала может быть датирована значительно раньше. На экзаменационной комиссии Штейнберг оценил симфонию начинающего композитора как «проявление высочайшего таланта»[1]. Шостакович представил симфонию Александру Глазунову, который следил за талантливым музыкантом с 13 лет. Глазунов организовал премьеру симфонии, которая прошла успешно. Произведение рассматривается как одно из лучших в творчестве Шостаковича. Симфония показывает интересные и характерные сочетания живости и остроумия, с одной стороны, и драмы, и трагедии, с другой стороны. С музыкой Игоря Стравинского симфонию роднит введение фортепиано в скерцо второй части[2]. Кшиштоф Мейер отметил, что несмотря на ощущаемые влияния, например, «русских классиков — в первой и четвертой частях, Скрябина — в крайних разделах медленной части, Прокофьева — в основной теме скерцо, но все они не заслоняют поразительной однородности стиля и оригинальной инструментовки»[3].





Шостакович. Симфония No. 1
Symphony No. 1 (f-moll), Op. 10
Композитор
Дмитрий Шостакович
Год создания
1925
Дата премьеры
12.05.1926
Жанр
симфонические
Страна
СССР
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, рояль, струнные.

История создания
Дмитрий Шостакович в 1925 году

Замысел симфонии, с которой полагалось закончить консерваторский композиторский курс, возник у Шостаковича в 1923 году. Однако юно­ша, недавно потерявший отца (в 1922 году он умер от пневмонии), дол­жен был зарабатывать и поступил в кинотеатр «Светлая лента». По не­скольку часов в день он играл под кинофильмы. Но если с подготовкой концертной программы это еще как-то могло совмещаться (он остроум­но включал в свои киноимпровизации отрывки из изучаемых произведе­ний, таким образом занимаясь их техническим совершенствованием), то для сочинения эта работа была убийственной. Она выматывала, не давала возможности ходить на концерты, наконец, плохо оплачивалась. В течение следующего года начали появляться лишь отдельные наброс­ки, продумывался общий план. Однако до систематической работы над ней было еще далеко.

Шостакович — лучшее в интернет-магазине Ozon.ru
Весной 1924 года занятия композицией были отложены на неопреде­ленное время, так как сильно осложнились отношения с профессором Штейнбергом: сторонник академического направления, он опасался музыкальной «левизны» стремительно развивавшегося ученика. Разно­гласия были настолько серьезными, что у Шостаковича возникла даже идея перевода в Московскую консерваторию. Там были друзья, поддер­живающие творчество юного композитора, там был и педагог — глубо­ко понимающий его Яворский. Шостакович даже благополучно сдал эк­замены и был зачислен, но резко воспротивилась отъезду сына его мать, Софья Васильевна. Она боялась ранней самостоятельности сына, боя­лась, что он женится: в Москве жила его невеста, Татьяна Гливенко, с которой он познакомился, будучи на лечении в Крыму.

Под воздействием московского успеха отношение к Шостаковичу пе­дагогов в Ленинграде изменилось, и с осени он возобновил занятия. В октябре была написана вторая часть симфонии, скерцо. Но сочинение прервалось снова: необходимость зарабатывать на жизнь, играя кинотеатрах, осталась. Служба занимала все время, все силы. В конце декаб­ря появилась наконец возможность творчества, и была написана первая часть симфонии, а в январе — феврале 1925 года — третья. Вновь при­шлось поступить в кинотеатр, и положение снова осложнилось. «Финал не написан и не пишется, — сообщал композитор в одном из писем. — Выдохся с тремя частями. С горя сел за инструментовку первой части и наинструментовал порядочно».

Поняв, что совмещать работу в кино с сочинением музыки не удает­ся, Шостакович уволился из кинотеатра «Пикадилли» и в марте поехал в Москву. Там в кружке друзей-музыкантов он показал написанные три части и отдельные куски финала. Симфония произвела огромное впечат­ление. Москвичи, среди которых были ставшие друзьями на долгие годы композитор В. Шебалин и пианист Л. Оборин, были восхищены и даже поражены: юный музыкант показал редкое профессиональное мастерство и подлинную творческую зрелость. Вдохновленный горячим одоб­рением, Шостакович, вернувшись домой, с новыми силами принялся за финал. Закончен он был в июне 1925 года. Премьера состоялась 12 мая 1926 года, в заключительном концерте сезона, под управлением Нико­лая Малько. На ней присутствовали родные, друзья. Из Москвы приеха­ла Таня Гливенко. Слушатели были поражены, когда после бури апло­дисментов на сцену вышел раскланиваться юноша, почти мальчик с упрямым хохолком на голове.

Симфония принесла невиданный успех. Малько исполнял ее в других городах страны, скоро она приобрела широкую известность и за рубе­жом. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем — в Филадельфии, Нью-Йорке. Ее включили в свой репертуар круп­нейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошел в исто­рию музыки.

Музыка
Краткое оригинальное вступление словно поднимает занавес театраль­ного спектакля. Переклички трубы с сурдиной, фагота, кларнета со­здают интригующую атмосферу. «Это вступление сразу обозначает разрыв с высоким, поэтически-обобщенным строем содержания, при­сущим классическому и романтическому симфонизму» (М. Сабини­на). Главная партия первой части отличается четкими, словно сканди­рованными звучаниями, собранной маршевой поступью. Вместе с тем она неспокойна, нервна и тревожна. Ее заключает знакомый по вступ­лению возглас трубы. Побочная — изящная, чуть капризная мелодия флейты в ритме медленного вальса, — легка и воздушна. В разработ­ке, не без влияния сумрачно-тревожного колорита вступительных мо­тивов, меняется характер основных тем: главная становится судорож­ной, смятенной, побочная — жесткой и грубой. В заключении части звучат мелодии вступительного раздела, возвращающие слушателя к начальным настроениям.

Вторая часть, скерцо, переводит музыкальное повествование в иной план. Оживленная суетливая музыка словно рисует картину шумной улицы с ее непрерьшным движением. На смену этому образу приходит другой — поэтичный, нежный напев флейт в духе русской народной пес­ни. Возникает картина, полная спокойствия. Но постепенно музыка наполняется тревогой. И вновь возвращаются непрерывное движение, су­ета, еще более задорные, чем в начале. Развитие неожиданно приводит к одновременному контрапунктическому звучанию обеих основных тем скерцо, но спокойную, похожую на колыбельную, мелодию теперь мощ­но и полнозвучно интонируют валторны и трубы! Сложную форму скер­цо (музыковеды трактуют ее различно — и как сонатную без разработки, и как двухчастную с обрамлением, и как трехчастную) завершает кода с резкими размеренными аккордами фортепиано, замедленной темой вступления у струнных и сигналом трубы.

Медленная третья часть погружает слушателя в атмосферу раздумья, сосредоточенности, ожидания. Звучания — низкие, колышущиеся, по­добно тяжелым волнам фантастического моря. Они то нарастают как гроз­ный вал, то опадают. Время от времени это таинственное марево проре­зают фанфары. Возникает ощущение настороженности, тревожных предчувствий. Как будто сгущается воздух перед грозой, становится труд­но дышать. Задушевные, трогательные, глубоко человечные мелодии сталкиваются с ритмом похоронного марша, создавая трагические кол­лизии. Композитор повторяет форму второй части, но содержание ее принципиально иное — если в первых двух частях жизнь условного героя симфонии разворачивалась в кажущемся благополучии, беззаботности, то здесь проявляется антагонизм двух начал — субъективного и объек­тивного, заставляя вспомнить аналогичные коллизии симфоний Чайков­ского.

Бурный драматический финал начинается взрывом, ожидание кото­рого пронизывало предшествующую часть. Здесь, в последнем и самом масштабном, грандиозном разделе симфонии, разворачивается полная накала борьба. Драматические, полные огромной напряженности звуча­ния сменяются моментами забытья, отдыха... Главная партия «вызывает в воображении образ толпы, хлынувшей в панике при сигнале бедствия — сигнале засурдиненных труб, поданном во вступлении к части» (М. Са­бинина). Появляются страх, смятение, грозно звучит тема рока. Побоч­ная партия с трудом перекрывает колоссальное разбушевавшееся tutti. Нежно, мечтательно интонирует ее мелодию скрипка соло. Но в разра­ботке и побочная теряет свой лирический характер, она вовлекается в общую борьбу, то напоминает тему траурного шествия из третьей ча­сти, то превращается в жуткий гротеск, то звучит мощно у медных, пе­рекрывая звучанием весь оркестр... После кульминации, срывающей на­кал разработки, вновь звучит мягко и нежно у солирующей виолончели с сурдиной. Но и это не все. Новая дикая вспышка энергии происходит в коде, где побочная тема завладевает всеми верхними голосами оркест­ра на предельно мощном звучании. Лишь в последних тактах симфонии достигается утверждение. Конечный вывод все же оптимистичен.

Л. Михеева


Рецензии