Гуманизм и гуманисты, цикл

ПРОЛОГ

Во всей истории Европы
Три раза разум был в чести:
У древних греков ум был модным,
Был Ренессанс, был Гуманизм. 

В те три эпохи мы достигли
Высоты в знаниях всех наук.
В искусствах как и щедрость мысли,
Свободы дух царил вокруг.

Ну а в другие времена
Религий дух и мистицизма
Царил, давил и сеял страх
От веры и до атавизма.

Да, были гении, герои
И в мракобесии тёмных лет,
Но ведь они были изгои,
Врагами всех их видел свет.

Вожди, тираны м монархи -
Им предпочтительнее тьма,
Им знания лишь для лучшей палки
И чтобы армия сильна.

Всё, что достигли мы сегодня,
Продукт влияния трёх эпох;
Фундамент создал Аристотель
Ему поклон до самых ног. 



ЗАБЫТО СЛОВО

Гуманизм переживёт человеческий род!
  — Станислав Ежи Лец

Забыто слово “гуманизм”,
Эквивалентно - “человечность”.
Других течений тёмных “…изм”
Он был пра-прадедом беспечным..

А ведь в нём этика жила,
Позиция жизни, в людей вера,
Чтоб не взывая к небесам
Поверить в разум, в поиск смело

И вера в то, что человек,
Свободой воли окрылённый,
Определит свой путь, успех…
Построит общество подобных.

Там вера в личность и права.
Её свобода всех дороже,
И поиск счастья "для себя”,
Свои способности умножить.

Были Сократ и Аристотель,
Конфуций также Эпикур
Началом и его истоком,
Они тогда ценили ум.

Был Цицерон его сторонник
И Возрождения сыны…
Назвать я мог бы очень многих,
Но всех из прошлого, увы.

Как много знаем гуманистов
Среди теперешних людей -
Тех, кому чувства других близки
И любопытных, как детей.

Кому всё в жизни интересно,
И человек важней всего.
Тот, кто не ждёт под солнцем места
И тень не бросит ни за что.

Кто не продаст за грошик медный,
Кто видит в истине весь смысл,
Кому мораль важнее хлеба,
Кому без чести жизнь не в жизнь.

Увы, примеров тех не много,
По крайней мере у меня
Хоть нелегка была дорога
И много мест я поменял. 

Быть может вам везение было
На вашем жизненном пути
И веру в гуманизма силу
Не потеряли, а нашли.




ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ

“Человек есть мера всех вещей”
                Протагор (1)

Софист древнейший и мудрейший   (2)
Был Демокрита ученик.           (3)
Он стал философом виднейшим
И был учителем других.

Он жил во времена Перила,       (4)
А то значит - “повезло”!
Афины стали центром мира
А, значит, мудрецов полно.

Перикл был сам не простофиля
И цену знал уму, речам…
При нем Афины стали силой,
Культуры, знаний - просто храм.

Так Протагор дружил с Периклом
Платон об этом нам сказал -
Он в “Диалогах” их со смыслом
И описал и дань отдал.        (5)

Теперь софисты - демагоги,
Любую мысль свернут в кольцо,
Найдут тропинки от дороги
Чтоб доказать - не так, не то…

Винить не надо Протагора,
Его учение не о том -
Он “человеком” мерил споры,
Как гуманисты все потом.

Его риторика сегодня
Вполне могла иметь успех -
Он для идеи был не “сводня”,
Эпиграф выше - он из тех.


(1) Протагор  (486-411 до н.э) - древнегреческий философ, виднейший представитель софистов.  Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.

(2) Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.

(3) Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Античные авторы утверждают, что Протагор был учеником Демокрита. Однако, это не подтверждается хронологически. Демокрит был значительно младше своего предполагаемого ученика, который странствовал по Греции, останавливался в домах богатых людей и преподавал за высокую плату

(4) Перикл (около 494—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

(5) Протагор подружился с Периклом, который даже доверил ему составить устав для Фурии, одной из греческих колоний в Италии. Платон посвятил другу Перикла одноименный диалог.
«Протагор» — один из диалогов Платона (входит в шестую тетралогию диалогов). Относится к IV веку до н. э., точная дата написания неизвестна. Действие диалога происходит не ранее 433 года до н. э. (то есть, в V веке до н. э.).



ВОЗРОЖДЕНИЕ XII ВЕКА
 
Уже окрепло христианство,
Но не забыт античный мир,
Его осмыслить кто пытался,
Тот гуманистом позже слыл.
 
Так зарождение гуманизма –
Слияние божеских наук
И логики железной смыслом –
Им Аристотель был всем друг.
 
Ещё Крестовые Походы
Не только кровь Святой Земли,
Но древних греков знаний всходы
Они в Европу принесли.

Трактаты греков и арабов
Забытой жизни новый смысл
От крестоносцев до сефардов
Несли в Европу эту мысль.



СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
 
К наукам интерес прорвался,
К “семи свободным” выбор был.
В средневековой школе знания
Студент с прилежностью учил:
 
Был первый цикл - он звался “Тривиум",
К дебатам больше давал силу,
Язык, Ораторство как минимум,
Плюс Логика туда входила.
 
“Квадривиум” - вот цикл второй,
Там Геометрия царила,
Счёт, Астрономия порой,
А Музыка - четвёртой была.
 
Кто кончил оба этих курса,
Тот молодец и Бакалавр
И либерального искусства
Знаток и для других он "Star".

Но для магистра нужно больше
Кто в медицину и в закон,
А не одно искусство только -
Магистром станет тот потом.

Так появились "гуманисты"
Интеллигенции росток
О них потом мы все услышим -
Всем революциям залог.

Да, таковы были истоки,
Что позже станет Возрождением.
Берём в Истории уроки,
Чтоб в прошлом не иметь сомнения.
 


ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Где основная та черта
Веков от Средних к Ренессансу?
Что изменилось и когда?
И почему как будто сразу?

А изменилась психология
И общий взгляд на человека.
И интеллект, его способности
Стало и целью, и успехом.

В Европе в средние века
Религия везде царила:
На человека - должника
Пред богом и во всём винила.

Всю жизнь в поклонах, в нищете
В служению высшей, главной цели:
Души спасения на Земле...
Другие цели не имели.

Но век пятнадцатый настал
И человек - подобие Боже
Решил - Бог интеллект нам дал
Его терять совсем негоже.

"Универсальный человек" -
Понятие главное эпохи.
Художник и философ - всех
Политиков, купцов, вельможей.

Учили греческий, латынь,
Искусство, право, географию,
Природу и животных жизнь,
Архитектуру, математику.

И гуманизма колыбель -
Клан Медичи его начал.
Услышав Ренессанса трель
Каких умов там век настал!



НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464)

Единое есть всё.

…не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудрённость в собственном незнании…
   - Николай Кузанский, «Об учёном незнании (De docta ignorantia)»


Философ был и кардинал,
Один из первых гуманистов,
Как математику он знал!
И был ещё энциклопедистом.

До Бруно и до Галилея,
И до Коперника тогда
Он приводил свои идеи
От совершенного ума.

О бесконечности Вселенной
Без центра, края и конца.
Других мирах, как мы примерных
Где жизнь есть тоже от Творца.

Что всё в движении непрестанном,
Где “относительность” царит.
И каждый может, как ни странно,
Считать: “на месте он стоит”..

Он сблизил Бога м природу,
Считал он “максимум” Его,
В чём он опередил Спинозу
И очень многих до него.

Он ввёл “теорию познания”:
От чувств, рассудка и ума
До интуиции познавания -
Как отражение Божества.

Так чувством мы воспринимаем,
Что на поверхности вещей.
Рассудок наш всё разделяет
И видит всё, что в глубине.

Потом умом объединяем
Рассудок и чувством во одно,
И интуиций завершаем
Так познавание всего.

Лишь интуиция-царица
Противоречия примирит,
Пол-тысячи лет потом промчится
И Бергсон это повторит.

Он в математике оставил
Нам совпадение величин -
Где абсолюты только правят
И min и max - один



Николай Кузанский — кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Принадлежит к первым немецким гуманистам в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени.

Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное -- это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же -- как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) -- максимума и минимума.

Опираясь на принцип совпадения противоположностей, он выделяет четыре ступени познания: - чувственное восприятие, которое не ясно отражает то, что лежит на поверхности вещей; - рассудок, противо-постовляющий противоположности; - разум, объединяющий противоположности и интуицию, когда достигается полное совпадение противоположностей. Истина, в его представлении, достижима только интеллектом, который есть отражение божества.

Анри-Луи Бергсон (1859 - 1941) - французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни



ЛЕОН БАТИСТА АЛЬБЕРТИ

…человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом.
                -  Леон Батиста Альберти (1404-1472) (1)


Леон Альберти - это имя
Возможно помнят знатоки
Искусства. зодчества и ныне,
И эрудиты - чудаки.

До Леонардо жил задолго
И был примером, как никто.
Он знал и сделал очень много,
Ведь Ренессанс пошёл с него

За шесть столетий до сегодня
Он “перспективу” показал
Размеры, светотень в природе
Он с математикой связал.

Писал о шифрах он трактаты,
Дал криптографии толчок.
Создал устройство шифра даты,
Чтоб разгадать никто не смог.

Он математик и картограф,
Философ, скульптор, гуманист.
Писал: -“В гармонии всё дело…”
И “…человек, как чистый лист.”

Он был спортсмен и был священник,
Лингвист, учёный и поэт.
Мог лошадь дикую объездить
И написать экспромт - сонет.

Есть вклад его в литературе,
И в зодчестве оставил след.
Его все знания “тянули” -
Но больше - “что есть человек”?

Как гуманист он ставил выше
Семью, чем общества нужду;
Считал, что каждый Бога слышит
И перед ним одним в долгу.

В мораль он верил, в её силу;
Считал, что мир она спасёт
И “Царство человека” было б…
Но человек кровь льёт и льёт…


(1) Леон Батиста Альберти (1404-1472) - философ, лингвист, криптограф, поэт, архитектор, теоретик архитектуры, теоретик музыки, музыковед, скульптор, писатель, медальер, художник, математик, драматург, органист, учёный, - один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения».

Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг.), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г.), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг.), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг.); в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена); в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг.) и Сант Андреа (нач. 1472 г.; купол относится к 1763 г.); в Риме - палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V.




ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ 1469-1538

Когда блика пора маразма,
как говорил мудрец Эразм,
любое бегство от соблазна
есть больший грех, чем сам соблазн.
        - И. Губерман

Эразмуса не прост был путь
Веков из тёмных в просвещение.
Во всём искал он смысл и суть...
"Князь гуманистов" твоё бремя.

Голландец по происхождению
Был больше немец он в душе.
Был педантичен в своих мнениях
Патриотизм считал - "клише".

Он возродил любовь к Элладе
И к древним мудрецам её.
Владел он греческим так складно,
Что лучше не было его.

Издание Нового Завета -
Его заслуга, его труд.
И комментарии новым светом
Впервые в христианстве чтут.

Для иудеев то не новость -
Растолковать, что Бог сказал;
Талмуд для этого был создан...
Эразм писал для христиан.

И изучению богословия
Он первый дал толчок и жизнь.
Критически, без многословия -
Таким учёный должен быть.

Он был монахом, но недолго.
Его живой блестящий ум
Привлёк владык седой Европы
И стал властителем он дум.

И к королям, и к кардиналам
Был вхож Эразмус. Там был свой.
Все страны так и зазывали -
Он жил в одной, потом в другой.

Преподавал, писал он много,
Советником был королей.
И путешествовал он много,
И не было ему дверей.

История ещё не знала
Примера личности такой,
Влияние его не мало
На гуманизм, на жизнь, на строй.

Сравниться мог бы с ним Вольтер
Другой гигант пера и мысли.
Но это позже и пример -
Эразмус уникальный в жизни



Под псевдонимом Эразм Роттердамский, а также Дезидерий известен Герхард Герхардс - голландский ученый, гуманист, крупнейшая фигура северного Возрождения, человек, получивший прозвище «князя гуманистов», филолог, богослов, писатель. Ему принадлежала заслуга подготовки первого издания оригинала Нового завета, снабженного комментариями. Именно с него начались попытки изучения текстов священных писаний как объекта критических исследований.



ЭПИЛОГ

Согласен я, что мы циничней,
Что вера в нас уже не та,
И гражданстве, и в жизни личной
Мы гуманистам не чета.

Но нам оставили уроки
Те мудрецы из давних лет -
Философы, как и пророки,
Что гуманизма есть в нас свет. 


Рецензии