Сущность идеологии и философии потребительской коо

Сущность идеологии и философии потребительской кооперации

Л. Х. Усепян
Научный руководитель: к.э.н., профессор Мороз Андрей Васильевич
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск, lina_24_87@mail.ru, lina_24_87@inbox.ru


Миссия кооперации – сделать нравственными
людей и экономические отношения
Н. Нельсон
Россия только начинает входить в новую стадию своего развития, в которой можно наблюдать общий подъем уровня экономики. Последние годы можно охарактеризовать периодом  глубокого мирового экономического и финансового кризиса, в условиях которого  наблюдается нестабильность рыночной среды. В связи с этим Правительство РФ разработали антикризисную финансовую политику государства. С 2010 г. намечены улучшения в экономической, социальной, финансовой сфере, а также в институциональной и инвестиционной среде.
Кооперация в начале XXI века представляла собой весьма рас­пространенное общественное явление. Общий смысл "кооперации" можно понять как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие.
Кооперация как социально-экономическое явление получила значительное развитие практически во всех странах. Потребительская кооперация относится к социально-ориентированной системе, потому что она защищает покупательскую способность населения, результаты труда своих членов, нравственные принципы и ценности в бизнесе.
Важно подчеркнуть, что основой деятельность потребительской кооперации  является ее кооперативная идеология и философия, которая способна отразить сущность функционирования каждой организации потребительской кооперации (см рис.1.).
А философия потребительской кооперации заключается в ее самобытности, т.е. в ее уникальной природе, сочетающая в себе общественную и хозяйственную систему, статус некоммерческой организации и социально ориентированной системы. Это ее кооперативная культура и идеология, ее принципы и ценности, нормы нравственности в бизнесе и социальные, экономические взаимоотношения [3, с. 7].
Философия потребительской кооперации включает в себя комплексную систему элементов, таких как: социальная миссия, цели и задачи организации; кооперативные принципы и ценности; социальные блага и гарантии; обучение и непрерывное повышение квалификации; оплата и мотивация труда; оценка профессионализма сотрудников; деловые и нравственные качества сотрудника; поощрения запреты; декларация прав сотрудников.
Рассмотрим и раскроем основные элементы кооперативной философии.
1. Социальная миссия, цели и задачи организации
Социальная ориентация означает, что из двух главных функций в системе отдается приоритет социальной (есть еще и материальная).  Потребительская кооперация никогда не ставила целью получение максимальной прибыли. Ее миссия – обеспечение потребностей своих членов. Получение доходов от хозяйственной деятельности должно лишь создать основу для реализации социальной миссии. Расходы на социальную миссию позволяет потребительской кооперации удерживать, расширять сегмент своего потребительского рынка, конкурировать с коммерческими структурами. Суть этого явления состоит в том, что, вызывая расходы, социальная миссия становиться фактором совершенствования членских отношений и развития самой системы. 
Целью потребительской кооперации, в частности потребительской организации, является организация всего населения в сеть потребительской кооперации и управление им через управленческую идеологию и с помощью прогрессивных методов [1, с. 4].
Основные задачи потребительской кооперации в РФ указаны в  ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».


Рис.


Рис. 1. Основные элементы кооперативной философии

2. Кооперативные принципы и ценности
Кооперативные ценности – это те ценности, на которых основаны кооперативные объединения. Они охватывают не материальную сферу, а духовную сферу жизнедеятельности человека. Они играют вдохновляющую роль для всех членов кооперативного объединения. Они включают в себя взаимопомощь, личную ответственность, демократичность, равенство, справедливость и солидарность. В качестве основателей члены кооперативных объединений придерживаются  таких этических ценностей, как честность, открытость, социальная ответственность и забота о других.
Кооперативные принципы являются правилами применения ценностей в практике кооперативных объединений и являются ядром деятельности кооперативов и движений.
3. Социальные блага и гарантии
В организациях ПК социальные блага и гарантии можно отнести к системе нематериального стимулирования работников, которая имеет стратегический характер. Она направлена на повышение заинтересованности работников в общих результатах хозяйственной детальности предприятия, снижение напряженности в трудовых коллективах, создание сплоченного, эффективно работающего коллектива, повышение престижа предприятия.
4. Обучение и непрерывное повышение квалификации
Кооперативные объединения способствуют повышению уровня образования, квалификации своих членов, направляя средства на их обучение, чтобы данный член взнес большой вклад в кооператив. Кооперативные объединения заинтересованы в эффективном развитии экономической деятельности и улучшение социальной базы.
5. Оплата и мотивация труда
Эффективность управления в системе потребительской кооперации в условиях развития рыночных отношений во многом зависит сегодня от состояния и действенности систем мотивации и стимулирования работников.
Ключевым моментом является оплата труда, которая строится с учетом характера и сложности работы, роли труда в общем результате, эффективности труда. Однако, сегодня в системе потребительской кооперации при разработке системы оплаты труда используют стаж работы, уровень квалификации и должность. Это упрощает задачу выбора размера оплаты труда, но сопровождается нарушением объективности оценки самого труда.
Мотивация персонала представляет собой механизм, приводящий в действие все связи организационной структуры предприятий потребительской кооперации и обеспечивающий выполнение заданных функций каждым работником. Основой мотивации предприятия является  выбор метода мотивации: формы и способов удовлетворения выявленных потребностей.
Основным принципом формирования политики предприятия в отношении способов мотивации следует считать ее комплексность. Только одновременно использование различных форм вознаграждения делает систему мотивации эффективной.
6. Оценка профессионализма сотрудников
Как известно, в мировой практике выработаны 4 основных механизма оценки персонала: оплата труда, трудовая карьера, аттестация, индивидуаль-
 ное соревнование. Системы оценки кадров имеют различия.
В организациях ПК получили распространение следующие методы оценки сотрудников, которые используются традиционно всеми организациями: социально-биографический анализ; беседа с кандидатом или метод «интервьюирования»; оценка «сценария жизни»; графологический метод; метод специального анкетирования; изучение мозговой деятельности с помощью ПК; метод самооценки; биографический метод; методы профессионально-психологического тестирования; метод построенный на квалиметрической основе, принципом которого является то, что любое сложное явление разлагается на основные составляющие его факторы (части); методы экспертных оценок; оценки с помощью проведения систематических аттестаций и др.
7. Деловые и нравственные качества сотрудника
В организациях ПК при приеме на работу, проведение собеседования и до момента заключения трудовых договоров с потенциальными сотрудниками в них выявляются, анализируются, оцениваются личностные качества. Личностные качества определяют внутренний мир сотрудника, который достаточно стабильно отражается в процессе трудовой деятельности и является неотъемлемой частью социологии личности. Эти качества принято делить на деловые (организационные), которые определяют результативность решения конкретных задач и выполнения ролевых функций, и моральные (нравственные), отражающие личные моральные качества сотрудника.
8. Поощрения и запреты
В организациях ПК применяется поощрение за труд, т.е. публичное признание заслуг работника, его успехов в работе в форме применения к нему мер поощрения. Поощрение является одним из методов укрепления дисциплины труда наряду с убеждением, принуждением (т.е. дисциплинарное воздействием).
Меры поощрения  можно разделить на два вида: 1) меры поощрения, применяемые работодателем; 2) меры, применяемые соответствующими органами за особые трудовые заслуги перед обществом и государством.
В организациях ПК также применяются запреты,  прописанные в правилах внутреннего трудового распорядка организации. Запреты, устанавливаемые работодателем, направлены на поддержку дисциплины труда, т.е. системы мероприятий и средств по установлению, соблюдению и обеспечению внутреннего трудового распорядка организации. Чаще всего к таким запретам относятся: запрет на личные разговоры, в том числе по мобильному телефону в течение рабочего дня, запрет на пользование Интернетом в целях, отличных от рабочих, приём пищи или напитков на рабочем месте, нарушение дресс-кода.
9. Декларация прав сотрудников
Представляет собой систему гарантированных прав предоставленных каждому человеку. К правам сотрудника относят: личные и гражданские права; культурные права; социальные права; права на свободный выбор профессии, вид занятости и места работы; права на охрану труда; право на справедливое вознаграждение; право на ограничение рабочего времени; права на отпуск; права на защиту своих интересов, прав и свобод; право на образование.
В организациях потребительской кооперации декларация прав сотрудника прописана во внутрифирменных правилах и принципах взаимоотношений рабочих и служащих. Иными словами в философии организации.
Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года № 3085-1.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К'», 2004.–32 с.
2. А. Лебедев Усиление роли потребительской кооперации в сельском хозяйстве // Деловой вестник «Российская кооперация», № 7. – июль 2005 г. – 36-39 с.
3. Ермаков А.В. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии // Газета «Российская кооперация», декабрь 2007 г. –  7-9 с.

2010 год. 1 год обучения в аспирантуре.


Рецензии