Евгений Стеблов и Владимир Высоцкий
Евгений гордится знакомством и более чем 60-летней дружбой с Никитой Михалковым. Считает себя его «киноталисманом» и понимает друга с полувзгляда.
С Владимиром Высоцким Стеблов волей-неволей был знаком с детства: проживали будущие артисты в соседних домах, которые объединял общий двор. Об этом факте своей биографии Евгений Юрьевич не забывает упомянуть каждый раз, когда дает интервью.
«Я родился… В Москве. В детстве жил напротив Рижского вокзала, в одном дворе с Володей Высоцким. Он был старше меня на восемь лет, поэтому мы не общались, но Володя был парнем из нашего двора». (Интернет-сайт журнала «Москвич MAG» moskvichmag.ru, 15 декабря 2020 г., Е. Сахарова, «Это мой город: актер Евгений Стеблов».)
«Наша семья жила в том же дворе, который позже воспел в своих песнях Володя Высоцкий. Дома стояли окна в окна, но позже наш дом сломали». (Интернет-сайт «Южные горизонты» ugorizont.ru, 18 января 2019 г., Е. Булова, «Евгений Стеблов: "Нашей дружбе с Михалковым уже полвека"»: интервью.)
«Как выразился Евгений Юрьевич, его детство прошло «под звон колоколов и гудки паровозов», так как жил он в то время недалеко от храма и Рижского вокзала, там где также жил Владимир Высоцкий». (Интернет-сайт Прихода храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове» hram-vlad-butovo.ru, «Встреча с Е. Ю. Стебловым».)
17 января 2018 года Евгений Юрьевич был гостем программы «Светлый вечер», выходящей в прямом эфире православной радиостанции «Вера. Светлое радио». И здесь в беседе с ведущим не обошлось без воспоминаний о Владимире Семеновиче.
«Е. Стеблов: Я жил в одном дворе с Володей Высоцким, он старше меня лет на восемь. Мы знали, что мы из одного двора, но восемь лет в детстве – это огромная разница.
А. Пичугин: В подростковом возрасте вы не общались?
Е. С.: Нет. Мы общались потом. Я с ним никогда не дружил, но мы общались, когда встречались на Трифоновской, в общежитии театральном, он тогда к девочкам нашим ходил. Он уже начинал сочинять свои песни, сначала под бандитские стилизованные. И там мы пару раз встречались, вспоминали наш двор, каких-то людей из нашего двора. Потом я много лет его не видел. И потом, когда я как-то озвучивал свою работу в Останкино, в перерыве зашел в соседнее ателье. И смотрю: стоит Володя Высоцкий и озвучивает, это было «Место встречи изменить нельзя».
А. П.: Но это уже конец жизни его.
Е. С.: Но я-то не знал в тот момент. Когда я зашел в ателье и увидел его… Я вам так скажу: выстиранное лицо. Знаете, как будто физически вот так взяли… Выстиранное лицо. И он был нездешний. Можно сказать, что наркотики, то да се… Но то, что это было уже нездешнее впечатление, мне это бросилось тогда в глаза.
<…>
А. П.: Это ведь про ваш дом Высоцкий написал: «На сорок восемь комнаток всего одна уборная»? Вы в этом же доме жили? (Ведущий ошибается: у В. Высоцкого в «Балладе о детстве» (1975) – «На тридцать восемь комнаток». – А. С.)
Е. С.: Нет, у нас окна в окна. Его дом сейчас стоит, там сейчас экскурсии водят, там вроде как музей… А мой дом стоял напротив, но окна в окна.
А. П.: Он не сохранился?
Е. С.: Не сохранился, его разрушили. Наш дом был, если так можно выразиться, более элитарный. Его дом, где он жил, это бывшие так называемые номера, это привокзальная дешевая гостиница. А в нашем доме жило в том числе и начальство железнодорожное, и железнодорожный люд. У нас тоже была коммуналка, но у нас было 4 семьи, а не 26, как у него. Но двор-то тот же. Это в конце 1-й Мещанской, проспект Мира теперь называется».
Отрывок из другого интервью с актером.
«– А где вы жили?
– На проспекте Мира. Тогда это была 1-я Мещанская.
– Сразу вспоминаются строки из песни Владимира Высоцкого «Дом на Первой Мещанской в конце»…
– В дом Володи со временем начали водить экскурсии, если я не ошибаюсь, а мой дом сломали.
– Вы, как и Высоцкий, жили в коммуналке?
– Тогда в коммуналке жили практически все. Но коммуналка коммуналке рознь. Дом, где жил Володя, у нас назывался «номера», в одной квартире этого «клоповника» жило по двадцать четыре семьи. А туалет-то был один на всех! Но так как я рос среди интеллигентов и мой дед был железнодорожным генералом – из руководителей Рижской железной дороги, то в нашей коммуналке жило всего четыре семьи. У нас было две комнаты, что по тем временам считалось серьезной привилегией. Но туалет тоже был один на всех.
В нашем дворе жила и шпана, и даже бандиты – мы это знали. Но своих они никогда не трогали, безобразия там, где жили, не устраивали.
– А как складывались отношения с Высоцким?
– Володя был на восемь лет старше, в детстве это огромная дистанция. Поэтому мы друг к другу относились, как к «парнишке из нашего двора». С Высоцким мы встретились позже, уже когда я учился в Щукинском училище, а он окончил Школу-студию МХАТ. Он заглядывал в Трифоновское театральное общежитие, к нашим девчонкам. Как артист он еще не был известен, но уже сочинял песни, стилизуя их под блатные. На Трифоновке мы, помнится, сидели, вспоминали наших учителей и общих дворовых знакомых». (Е. Булова, «Евгений Стеблов: "Я в столице застал еще извозчиков"»: интервью, «Московская правда», 8 июня 2020 г.)
«Высоцкий появлялся на Трифоновке в театральном общежитии у наших девчонок, где он им пел под гитару. Помню, как пересекаясь в общежитии, мы вспоминали ребят из нашего двора и его школьную учительницу, живущую на одной со мной лестничной площадке». (Е. Булова, «Евгений Стеблов: "На московских бульварах мы знакомились, признавались в любви, расставались…"»: интервью, «Московская правда», 8 декабря 2021 г.)
«А в его ранних песнях я узнаю хулиганскую атмосферу нашего двора», – говорит актер. (А. Васянин, «Он шагает по Москве. Евгению Стеблову исполняется 70 лет», глава «Евгений Стеблов о своем детстве», «Российская газета», 4 декабря 2015 г.)
Действительно, «в соседнем дворе жил Владимир Высоцкий. Юноша был старше Стеблова на восемь лет, поэтому в те годы они не дружили. А начали общаться только тогда, когда оба оказались причастны к творческой сфере». (Интернет-сайт телекомпании «Мир 24» mir24.tv, 8 декабря 2012 г., «О дворянском роде, хитрости родителей и семье: Евгению Стеблову – 75».)
«В соседнем доме жил Владимир Высоцкий. Он был старше на восемь лет, поэтому они не водили дружбу, для детей это существенная разница в возрасте. Общаться они начали позже, когда оба стали иметь отношение к творчеству». (Интернет-сайт «ГЛАМУРНАЯ ЖИЗНЬ» glebmusic.ru, «Евгений Стеблов: "Меня спас комплекс неполноценности"», глава «Детство».)
О том же: «В детстве он (Е. Стеблов. – А. С.) был соседом еще одного знаменитого деятеля искусства – Владимира Высоцкого, но из-за разницы в возрасте мальчики не дружили. Они начали общаться гораздо позже». (Интернет-сайт сервиса электронных и аудиокниг «Литрес» litres.ru, «Евгений Стеблов», «Об авторе», раздел «Краткая информация».)
Некоторые новые подробности узнаем из воспоминаний Евгения Юрьевича о своем сокурснике и коллеге.
«Борис Хмельницкий поступил в Театральное училище имени Щукина. А вскоре был приглашен в московский Театр драмы и комедии на Таганке. Вот что рассказал Евгений Стеблов, однокурсник Хмельницкого по Щукинскому училищу:
– Борю еще студентом второго курса Юрий Любимов пригласил в спектакль «Добрый человек из Сезуана» за особые таланты, умение играть на аккордеоне. Мы, его однокурсники, в то время, как селедки, в трико дрыгались на танцах. А Боря уже был композитором. С Высоцким они познакомились еще в общежитии «Щуки» на Трифоновской. Позже мы часто встречали Владимира Семеновича в общаге у Бори…» («Робин Гуд советского кино», «Эхо недели» (г. Железногорск, Красноярский край), 27 июня 2012 г.)
«Корр.: С Владимиром Высоцким дружили?
Е. С.: Мы не дружили, так, иногда встречались на улице. Он иногда заходил в общежитие «Щуки» к девчонкам с нашего курса. Володя тогда только начинал писать стилизованные под блатные дворовые песни. Помню, у него произошел конфликт с моим однокурсником Борей Хмельницким из-за девушки. Чем все закончилось, не знаю. Мне тогда было всего 16 лет, и я не очень вникал в детали». (Б. Кудрявов, «Раневская называла Плятта халтурщиком. Евгений Стеблов первым показал интим малолеток»: интервью, «Экспресс-газета», № 8, февраль 2000 г.)
Артист немало рассказал о поэте в телевизионном интервью.
«Сергей Николаевич: Я так понял, что ваше детство прошло… Ну, по крайней мере, это был какой-то двор, и там был Владимир Высоцкий. И вообще какой-то круг такой был, так сказать, будущих наших звезд.
Евгений Стеблов: Ну, тогда кто это знал-то? Высоцкий, да, он мальчик из нашего двора. Ну, так же, как и я – мальчик из его двора. Но он на восемь лет старше. В детстве это, конечно, ощущается, это очень большая разница. Ну, мы с ним общались на эту тему, когда уже я учился в институте, а он уже закончил Школу-студию МХАТ и приходил на Трифоновку в общежитие театральное к нашим девчонкам. А потом много-много-много лет мы с ним не виделись. И потом я его уже встретил в Останкино, когда он озвучивал «Место встречи изменить нельзя». И я был потрясен разницей!
С. Н.: Этого мальчика, который…
Е. С.: Ну, он не мальчик был, но тем не менее это совершенно… это был уже какой-то нездешний человек.
С. Н.: А как это?
Е. С.: Ну как? Вот такое совершенно лицо… Ну, эта разница в облике меня поразила». (Интернет-сайт Общественного телевидения России (ОТР) otr-online.ru, 21 июля 2018 г., «Евгений Стеблов: "Смысл жизни в трансформации человека: движение от животного начала к ангельскому"»: интервью.)
«В нашем дворе жил Володя Высоцкий – народная совесть. Он был старше на восемь лет. Я потом встречал его в студенческой общаге. Однажды я оказался в телецентре на Шаболовке, он озвучивал «Место встречи изменить нельзя». Лицо его было бледным, словно выстиранным». (Интернет-сайт газеты «Беларусь сегодня» sb.by, 7 июля 2023 г., Т. Хорошилова, «В гостях у «СОЮЗа» – Народный артист России Евгений Стеблов. "Я – союзный человек"»: интервью.)
Евгений Юрьевич имеет мнение и о театральном, актерском творчестве коллеги.
«Он был выдающимся бардом и вообще явлением уникальным в нашей культуре, но как артист… Он был просто хороший артист. Не более». (Интернет-сайт «IntewrMedia» intermedia.ru, 12 декабря 2005 г., «Евгений Стеблов», глава «О Высоцком как об актере».)
«Корр.: Как-то вы и про Высоцкого сказали, что он масштабное культурное явление, но артист – обычный…
Е. Стеблов: Да он нормальный артист. Но как поэт, как бард он гораздо значительнее, чем как артист… Помню, пришел смотреть «Гамлета» на Таганку – еще закрытую репетицию, – ну и ушел после первого акта. Мне не понравилась подобная трактовка Гамлета. Высоцкий – парень из нашего двора. Он на 8 лет старше, мы в одном дворе жили. И не воспринимал я Гамлета как «барда с гитарой». Потому что Гамлет – это принц. И проблема принца – это одна проблема, а парня с гитарой – другая.
Корр.: То есть он что, не перевоплощался?
Е. С.: Что вы, он никогда не перевоплощался. Он был всегда в своем качестве». (Я. Смирницкий, «Исповедь по семейным обстоятельствам. Евгению Стеблову – 65»: интервью, «Московский комсомолец», 8 декабря 2010 г.)
«Е. Стеблов: Масштаб актерской личности стал иным. Кто был для нас великим, когда я сам учился, – Михаил Чехов (мы его не видели, но много читали о нем), старики МХАТа – Москвин, Тарханов. А я, когда преподавал в начале 90-х, столкнулся с тем, что для ребят великим артистом был Владимир Высоцкий.
Корр.: Рискуя навлечь ваш гнев, скажу, что он, по-моему, действительно выдающийся артист.
Е. С.: Он был выдающимся бардом и вообще явлением уникальным в нашей культуре, но как артист… Он был просто хороший артист. Не более. Просто они других не видели, не знают.
Корр.: Как не видели? Ведь рядом с Высоцким были Олег Борисов, Смоктуновский.
Е. С.: Да не знают они, не знают никого. Невежество жуткое. Они и Пушкина-то порой не знают». (М. Давыдова, «Евгений Стеблов: "Сейчас все друг друга великими называют. Это же стыдно"»: интервью, «Известия», 8 декабря 2005 г.)
Скептическое отношение Евгения Юрьевича к актерскому мастерству Высоцкого не мешает ему выходить на сцену с чтением поэтических произведений Владимира Семеновича: «Телевизионный проект канала «Культура» – «Послушайте» чем-то напоминает конкурс чтецов, однако, на сцене исключительно звезды театра и кино. У Бориса Галкина любимым поэтом оказался Сергей Есенин, его произведения он и прочитает на предстоящем выступлении. А вот у Евгения Стеблова список значительно шире: Александр Пушкин, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Геннадий Шпаликов». (Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда» msk.kp.ru, 15 октября 2012 г., «Послушайте Бориса Галкина и Евгения Стеблова. Знаменитые артисты прочитают стихи Высоцкого и Окуджавы».)
19 января 2013 года в эфире телеканала «Культура» представлена зрителям чтецкая программа «"Послушайте!" Вечер Евгения Стеблова в Московском международном Доме музыки». Интернет-сайт «Смотрим» smotrim.ru, анонсируя программу, сообщал: «Народный артист России Евгений Стеблов исполнил произведения Александра Пушкина, Сергея Есенина, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Геннадия Шпаликова и других поэтов. Концертное построение программы основано на главных этапах творческой биографии Стеблова – от юных лет к годам зрелости, на протяжении которых Евгения Юрьевича всегда сопровождала поэзия. Однако, это его первое сценическое выступление с поэтической программой, и это очень личностное высказывание известного актера».
Приступая к чтению поэзии Владимира Семеновича, артист произнес спич: «Уже когда я, э-э-э, учился в театральном институте, появился, появились песни Володи Высоцкого. А надо вам сказать, что, э-э-э, мы жили с ним в одном дворе – у Рижского вокзала. Так что мы ребята из одного вд…, двора. Правда, он старше был на восемь лет, поэтому в детстве мы не дружили, естественно. Но я помню его, как там м…, мотоцикл трофейный ребята чинили, он там крутился. А позже, уже когда, вот, в театральном институте учился я, то ходил часто к нашим девчонкам, навещал их, в общежитии на Трифоновской улице. И там тоже встречал Володю. Это был тот период, когда он начинал писать свои песни – они уже были известны, такие дворовые песни. Ну, немножко такие стилизованные под блатные. Позже, когда его не стало, вышла книжка его стихов. И я открыл эту книжку, впервые прочитал его стихи. И он меня поразил как поэт. Потому что, э-э-э, когда, э-э-э, при его жизни мы в основном воспринимали его эти, м-м-м, э-э-э, песни – ну, сочетание интонации его неповторимой, музыки, ритма, его голоса неповторимого. И как бы я не обращал внимания на сами стихи. А вот тут я обратил внимание. Вот смотрите (подходит к пюпитру с распечатками стихов, берет в руки листок, тут же кладет его обратно) – известная, известная его песня. «Баллада о любви». (Читает текст наизусть.) (Аплодисменты зрителей в студии.)»
И далее – рассказ Евгения Юрьевича: «Как-то я, э-э-э, тоже в 90-х годах, э-э-э, возвращался с гастролей. На поезде. И там были две проводницы: одна постарше, другая – молоденькая, очень хорошенькая. И вот эта. которая постарше, она ко мне подошла и говорит: «Помогите нам ради Бога!» Я: «Что такое?» – говорю. Она говорит: «Вот сейчас будет станция, э-э-э, – на ней задет милиционер. Молодой такой. наглый, – говорит. – Вот он пристает к моей девочке. А она такая чистая девочка – я боюсь за нее. А ведь вы знаете – мы всегда чего-то везем, всегда можно нас чем-то шантажировать… Заговорите его! Он едет только одну станцию – потом он сойдет». Это, так сказать, – транспортная милиция. И действительно: зашел на станции молодой человек, довольно интересный. Даже внешне такой – приятное впечатление на меня произвел. Он меня когда увидел, узнал и говорит: «Ой! Вы любимый артист моей мамы!» Ну я сразу так понял, значит, сколько – он совсем молодой. Вот. «Дайте мне автограф!» Я его в СВ свое завел и стал его заговаривать. Он у меня попросил автограф, я ему дал автограф, и потом слово за слово… И он мне говорит: «Я так люблю Владимира Семеновича Высоцкого!» Ну, т…, тут я ухватился за, за это – стал ему рассказывать, что, вот, я с ним в одном дворе жил, с Высоцким. Он: «Правда? Не может быть!» И, значит, так я его и заговорил. И он забыл про эту девушку, слава Тебе, Господи. Но восторгаясь Высоцким, он мне вдруг и говорит (гнусавит голос): «А вот этого, – говорит, – ненавижу просто: «Возьмемся за руки, друзья…» Ноет все, ноет!..» Я понял, что он про Окуджаву говорит. (Тяжело вздыхает.) Но неведомо было этому, мягко сказать, наивному молодому человеку, что Володя Высоцкий считал Булата Шалвовича Окуджаву своим учителем. Потому что они были, в общем, практически первооткрывателями этого жанра, в котором они работали».
В книге воспоминаний Евгения Юрьевича «Против кого дружите?» (2000) есть любопытная глава «Никита», живописно рассказывающая о личных дружеских отношениях Стеблова с Михалковым. В разделе «Марина Влади: "Как вам не стыдно, вы – антисемит!"» читаем: «Марина Влади и художник Коля Двигубский как-то заехали на Николину к Михалковым. Никита купил барана по случаю у деревенского парня. Шашлык восхитительный получился в камине – словно в горах среди бабочек и цветов. Марина тогда еще не была с Высоцким. Она снималась у Сергея Юткевича в картине о Чехове («Сюжет для небольшого рассказа» (1969). – А. С.), играла Лику Мизинову. Обаятельная, рассудительная, в очках, совершенно не походила на свою колдунью из знаменитого фильма. Завели музыку. Твист. Марина предложила мне танцевать. Я сказал: «Не хочется», потому что стеснялся. Марина, похоже, не привыкла, чтоб ей отказывали и самолюбиво, по-женски употребила на меня специальное время. Я сдался и твистовал вместе с нею, как мог. Спать разошлись далеко за полночь.
Поутру завтракали на веранде: Никита, я и Сергей Владимирович. Несколько позже появилась Марина. Двигубский уже уехал рано в Москву с Андроном, который приехал накануне довольно поздно, и мы его не видели. За столом все молчали, чувствуя неловкость от того, что под глазом у Марины был синяк. Спросить ее никто не решался. Но то был синяк от удара или ушиба. Что произошло – никто ничего не понимал. Наконец заговорила Марина. Она была крайне раздражена:
– Как вы можете, Сергей Владимирович! Вы – известный писатель, общественный деятель. В Европе, вообще в цивилизованном обществе это выглядит дикостью! Антисемитизм – дикость и атавизм! Вы антисемит!
Сергей Владимирович был явно ошарашен и видом Марины, и ее монологом. После ее ухода он еще помолчал некоторое время, а потом сказал (поэт сильно заикался. – А. С.):
– Во то-то-то-тоже. Приехала – ест, п-п-п-пьет и еще оскорбляет!
Позже выяснилось, что столь резкий выпад Марины объяснялся каким-то нелицеприятным высказыванием Сергея Владимировича во французском посольстве в адрес Лили Брик. Но происхождение синяка осталось неясным.
Как известно, у Марины Влади было несколько сестер. Одна из них, Оля, телевизионный продюсер, намеревалась запустить проект нового фильма. Этакое «Я шагаю по Парижу» с участием Марины, Никиты и вашего покорного слуги. Оля приезжала с этой целью в Москву. Мы ее принимали. Нам, конечно, до смерти хотелось 2-3 месяца поработать в Париже. Тогда, в брежневское время, это казалось почти фантастикой. И Оля, и Марина – дочери русских эмигрантов – говорили и понимали по-нашему вполне свободно. Кроме мата и юмора, которые построены на алогизмах и требовали более углубленного знакомства с Россией.
Как-то, засидевшись в ресторане Союза композиторов, Оля, я и Никита вышли на заснеженную ночную Тверскую улицу (тогда улица Горького). Вернее, Олю я нес на руках, пока Никита ловил такси. Мы были в приподнятом настроении от водки, мороза и заманчивых замыслов. Я бросил Олю в сугроб к ее удовольствию. Я чувствовал, что ей это нравится. Что ей хочется чего-то этакого – черт знает чего! Когда сели в машину – Никита рядом с шофером, а мы с Олей сзади, – я положил ее ноги на плечи водителю.
– Пораспускали бл… своих! – в ответ буркнул он.
Оля была совершенно счастлива. Ее приняли за свою, за русскую бабу. Она получила то, что желала, а мы нет. Проект фильма был запрещен на корню. Власти не поддержали замысла. Марине суждено было освоить русские алогизмы в большей мере. Судьба связала ее с Володей Высоцким».
Помимо Никиты Михалкова, еще одним близким другом Стеблова является знаменитый актер, «советский Шерлок Холмс» Василий Ливанов.
В 2009 году в его семье произошла большая беда: сын был осужден за убийство. Правда, отбыл наказание частично – освобожден по УДО в 2014 году. Василий Борисович рассказывал: «В тюрьме Борис многое переосмыслил. Например, понял, в чем его предназначение – в литературе. Еще до ареста Борис подготовил к изданию свою книгу «Утренний дождь… Стихи, проза, сценарии». Она вышла, когда он был уже в заключении. Сейчас сын продолжает писать, регулярно публикует в городской и тюремной газетах свои стихи и прозу. В позапрошлом году на фестивале «Золотой витязь» получил бронзовый диплом за поэзию. А на днях по каналу «Культура» прошла передача, где Евгений Стеблов читал стихи Есенина, Высоцкого, Пушкина, Шпаликова… и Борины. Подарил нам диск с записью той программы, и мы передали его в колонию. Сын был очень рад…» (Н. Николайчик, «Василий Ливанов: "Мечтаю забрать внучку к себе"»: интервью, «7 дней», № 13, 25-31 марта 2013 г.)
А в 2004 году Евгений Юрьевич Стеблов снялся в художественном фильме-комедии режиссера Владимира Зайкина «Слушатель» вместе с младшим сыном Владимира Семеновича Никитой Высоцким.
Свидетельство о публикации №122092900515